Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Нина КостарноваФото Нина Костарнова

Красота гор, первозданность природы Адыгеи привлекает туристов не только со всей России, но и из зарубежья. Недавно здесь побывали гости из Израиля. В походе через Лагонаки на Фишт их сопровождала наш внештатный автор, член Русского географического общества Нина Костарнова. О том, какое впечатление оставила горная Адыгея у туристов из Израиля, – в материале «СА».

Знакомый маршрут

Я возвратилась из похода. Меня друзья спрашивают: «Куда ходила?» Коротко отвечаю:

— Через Лагонаки на Фишт.

— Понятно. Обычный маршрут…

Не возражаю, но я-то знаю, что обычных маршрутов не бывает — каждый раз приходишь в родные горы как домой и знакомые пейзажи предстают перед тобой по-новому.

Еще очень важно, кто твои спутники. В этот раз путешествовала с группой туристов из Израиля. Какие они? Мои новые друзья стройные, спортивные, выносливые, хотя многие уже перешагнули средний возраст. Смугловатая кожа, смоляные волосы, темные глаза… В целом это позитивные, эмоциональные, доброжелательные люди, которые стойко переносили тяготы походной жизни, не роптали и в дождь.

Руководителем похода стала моя дочь Ирина Свечкарева, которая хорошо владеет английским языком. Английский и послужил тем мостиком, который позволил ей пригласить израильтян в Россию. Кстати, граждане Израиля владеют двумя языками — ивритом и английским. Общаясь с ними, Ирина начала осваивать иврит. Благодаря ей мы все смогли преодолеть языковой барьер.

В походе участвовала и мой верный Санчо Панса — Валентина Михайловна Доленко — легенда СОШ №16 поселка Тульского. Да и всего Майкопского района. Она — учитель биологии на пенсии. Несмотря на возраст, а ей более 70 лет, она вынослива и надежна. С ней мы вместе прошли многие километры горных троп и, как говорят, съели не один пуд соли. Нас сопровождал на лошадях знакомый Рустам. Присутствие лошадей в походе придает ему особый философский смысл.

После очередного ливня обрадовались жаркому солнцу. Появилась связь, и израильтяне начали отправлять своим родным и друзьям сообщения и фото. На вопрос: «Где такая красота?» — слышу ответ: Республика Адыгея!

Наш пешеходный маршрут начался с кордона Кавказского заповедника на плато Лагонаки. С утра повис густой туман. Горные хребты выступили таинственными силуэтами. После сорокаградусной жары, которая царит в настоящее время в городе, мы наслаждались горной прохладой.

Мир, дружба, песни

Вскоре туман перешел в моросящий дождь. Укутавшись в плащи, участники похода быстро двинулись к домику у реки Армянка. Вечером после вкусного ужина прошли приятные часы общения. Израильтяне предложили незатейливую игру с карточками-картинками. Сначала объединились в команды «Россия» — «Израиль», а затем незаметно перемешались. Смеялись, понимая друг друга по жестам, взглядам, изредка прибегая к помощи Ирины. Вечер закончился песнями. Мы узнали, что наши новые друзья любят петь русские песни, которые переведены на их родной язык, — «Подмосковные вечера», «Катюша», «Синий платочек», «Пусть всегда будет солнце».

Мы пели эти песни вместе — они на иврите, мы на русском. Это двуязычное пение было особенно задушевным. Оно сблизило нас и доставило истинное наслаждение.

Рядом расположилась группа туристов из Краснодара. Они громко и звонко распевали казачьи песни. Итай, один из наших туристов, незаметно переместился к ним. Он не владел русским языком, а кубанцы были очень далеки и от иврита, и от английского. Однако это не мешало им понимать друг друга.

Второй день подарил нам солнце, а погода в походе — самое важное. Мы увидели всю красоту плато Лагонаки. Я отметила, что в этом году особенно ярки краски альпийских лугов. Фиолетовые колокольчики, желтые лилии, белый рододендрон, синяя горечавка, розовая герань — вся палитра красок. К сведению читателя: ботаник Велла Альпер с 1930-х по 1950-е годы установила, что на плато Лагонаки произрастает 540 видов растений, из которых 120 — эндемики, встречающиеся только в ограниченных ареалах.

Над цветущими альпийскими лугами, как венчальная корона, возвышаются скалистые гребни гор Оштен (2804 м), Пшехасу (2744 м), Фишт (2868 м). Эти три вершины расположены на едином фундаменте и царствуют над окружающей местностью. Горы сложены коралловым известняком, имеют много карстовых форм рельефа.

Родниковая вода

Наш путь проходил и мимо горного озера Псенодах. В зеркале воды отражаются скалы, снежники, зеленые склоны.

Здесь мы устроились на продолжительный отдых. Была возможность перекусить, искупаться (температура воды — четыре градуса), позагорать на солнце. Ухожу в дальний угол озера, вслушиваюсь в звенящую тишину гор и чувствую в душе покой и умиротворение.

Благодарю за это горы Адыгеи. Поистине они удивительные! Эти горы и созданы, чтобы удивляться и восхищаться ими.

Гости из дальнего зарубежья тоже не скрывают эмоций. Они повторяют:

— Мы не ожидали, что маленькая Адыгея так прекрасна!

Многие из них любят путешествовать. Несколько человек были в Альпах, Итай покорил гору Кения в Африке. Мерав побывала на Камчатке. Как выяснилось, Россия их влечет и одновременно они опасаются рисков — прежде всего проблем с питанием и водой.

Дело в том, что израильтяне — приверженцы здорового питания. С удовольствием ели русский борщ (постный), который сварила Валентина Михайловна. Также они готовили сами и угощали нас своими национальными изысками — пастой, финиками, халвой.

Сначала они опасались пить воду из родников, затем уже смело наполняли фляжки.

Пламенеющие скалы

Третий день совместного путешествия мы провели на уютном приюте «Фишт». Встали на рассвете, чтобы запечатлеть розовые скалы. Время рассвета коротко, двадцать минут — и пламенеющие скалы снова становятся серыми и угрюмыми. Если будете на приюте «Фишт», не поленитесь, встаньте с первыми лучами солнца и поймайте его утренний свет на скалистых отрогах.

Днем мы отправились к Малому Фиштинскому леднику. Тропа вела через буковый лес, заросли горного граба. Мы пробрались между высокими зонтиками борщевика и оказались на поляне, горящей золотом, — это буйно цвела горная лилия. Дурманящий запах, изящный точеный цветок.

Преодолеваем камнепад, и — уф! — мы у ледника. На вид он не отличается от многолетнего снежника, так как вечный лед находится под толстым слоем старого снега. Малый ледник — один из самых низких ледников на Кавказе (опускается до отметки 1980 м над уровнем моря).

Тот, кто приходит сюда часто, наблюдает сокращение площади многолетних снежников — признак изменения климата в сторону потепления. С высоких скал падают струи воды, в брызгах рождается радуга. Над нами цепь скалистых бастионов, косы струящихся водопадов, холодный вечный снег.

Гроза и… баня

Не заметили, как из-за скал надвинулась грозная туча, и на нас обрушился ливень. Громовые раскаты, отражаясь от скал, сотрясали все вокруг, рядом в камни ударила молния, и снова гром, молнии. Казалось, что мы на поле боя — грохот, огонь и мощный дождь!

Спрятались под тентом у большого камня. Гроза прошла, и среди серых туч прямо перед нами выросли стены величественного Фишта. Это было грандиозное зрелище! Словами сложно передать охватившие нас чувства — восторг, восхищение, бурная радость.

Откуда вдруг эти бурные чувства? Вспомнила слова Николая Рериха, который писал, что во время грозы сжигается плохая энергия, мир очищается и наполняется живительной праной.

Вечером нас ожидала русская баня с паром, веником, обливаниями ледяной водой. Это тоже удивило и привело в восторг туристов из Израиля.

На следующий день дорога вела участников похода домой через Армянский и Гузерипльский перевалы. Чарующие виды, далекие панорамы, аромат трав альпийских лугов. Встретили по пути много туристов, которые шли на приют «Фишт». И снова с нашими друзьями-израильтянами все обнимались, некоторые пытались общаться по-английски.

Когда спустились в Гузерипль, то после очередного ливня обрадовались жаркому солнцу. Появилась связь, и израильтяне начали отправлять своим родным и друзьям сообщения и фото. На вопрос: «Где такая красота?» — слышу ответ:

— Республика Адыгея!

И снова из переписки с соотечественниками в Израиле:

— Выглядит очень красиво! Хотел бы пойти с тобой! Теперь мне жаль, что я не решился, не взял отпуск и не поехал в Адыгею.

Вскоре мы тепло прощались с новыми друзьями из далекой страны. В центре внимания была Ирина, которая смогла подарить друзьям из Израиля поход в горы Адыгеи. Они обнимали ее, говорили «спасибо» по-русски, приглашали к себе и эмоционально восклицали:

— Надеемся еще увидеть тебя! И необыкновенную природу Адыгеи, ее гостеприимных жителей!

18.07.2018 в 10:56