Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото gl skool.ruФото gl skool.ru

Что нужно делать, чтобы ребенок с радостью пошел в школу, зачем запрещать ему быть взрослым и как быть, если первоклассник в первый же день отказывается учиться, выяснила «СА».

Мерки психологов

Совсем скоро для тысяч детей и их родителей начнется новая, школьная жизнь. Как она сложится, во многом будет зависеть от того, насколько ребенок готов к самому первому шагу — поступлению в школу, и от того, насколько правильно его подготовили родители.

— Изначально, принимая решение о готовности ребенка, мы говорим о психологической зрелости будущего первоклассника. Что это значит? Ребенок должен созреть, и в конце созревания появляется готовность к школе, — говорит педагог-психолог городского Центра психологической помощи Андрей Турыгин.

Зрелость базируется на трех китах. Первый — инструментальная готовность. Каждая школа будет предъявлять свою, в зависимости от уровня и качества обучения в ней. Должен ли ребенок уметь держать ручку или карандаш, знать буквы или уже уметь писать прописью домашний адрес — все эти требования каждая школа формирует индивидуально. Инструментальная готовность — фундамент ситуации успешности, которая должна сложиться у ребенка в школе.

Второй кит — это произвольность, то есть умение ребенка силой воли заставить себя сделать что-либо.

— Самое простое, что должен уметь ребенок перед школой, — сидеть определенное количество времени за партой. Недолго, 15–20 минут. При этом важно, чтобы он выполнял требования учителя, а не делал то, что ему хочется, — поясняет психолог.

То есть ребенок должен во время занятия не смотреть в окно, а открывать книжку. Не потому, что она очень нравится, а потому, что надо. Необходимо выработать умение доделывать, не бросать начатое. Произвольность будет полностью сформирована к концу младшего школьного возраста, ближе к подростковому, но зачатки должны быть уже к школе, потому что без этого ребенок не готов учиться в коллективе.

И последний кит зрелости перед школой — мотивационная база.

— Ребенок чувствует, что он уже выступает в новой роли. Что он не просто возьмет портфель — в его жизни с этого момента произойдет что-то новое, взрослое. Он захочет пойти в школу не из любви к математике или русскому языку, а именно потому, что это очень престижно. И эта престижность должна поддерживаться взрослыми, — говорит Андрей Турыгин.

Я готов!

Если говорить о ребенке, который по этим показателям готов к школе, что может помешать и омрачить праздник Первого сентября? Чрезмерная подготовка к школе, отвечают психологи. Следствием, скорее всего, станет то, что ребенок начнет воспринимать школу как тяжкий труд, и это отобьет всякое стремление к учебе.

Ребенок чувствует, что он не просто возьмет портфель и пойдет в школу — в его жизни с этого момента произойдет что-то новое, взрослое

— Конечно, подготовка важна, но в приемлемых количествах, — заверяет психолог. — Либо подготовка должна быть ребенку под силу, тогда он будет удовлетворен и самим процессом, и результатом, либо она не должна ассоциироваться именно со школой. То есть это ситуация, когда ты готовишься, трудишься, тебе непросто, но в школе все должно быть по-другому — легко. Желательно, чтобы учитель это поддержал — похвалил готовность вашего ребенка.

В период, когда ребенок начинает ходить в школу, обязательно помнить, что он учится не только для себя. Не должно быть ситуаций, когда у родителей нет времени на первоклассника. Необходимо вместе с ним радоваться успехам, помогать преодолевать трудности. Ребенок ждет обратной связи от взрослого. Его нельзя ругать за неудачи — необходимо, наоборот, научить преодолевать такие трудности.

«Парк юрского периода»

Вообще школа в представлении будущего первоклассника должна стать волшебным местом, куда попадают только избранные. Необходимо идеализировать ее образ, чтобы вызвать у ребенка приятные эмоции, связанные с ожиданием сентября.

— Во-первых, стоит сходить на прогулку в школу, в которую вас уже зачислили, погулять во дворе. Если разрешат, зайти внутрь. Ни в коем случае это не должно происходить в спешке. Для ребенка это новое помещение должно стать чем-то удивительным. По школе нужно погулять, как по музею «Парка юрского периода» — все внимательно посмотреть, ответить на вопросы будущего ученика, — советует Андрей Турыгин.

Особый ритуал — покупка портфеля, одежды, канцелярских товаров. Обязательно это нужно делать вместе с ребенком, учитывая его мнение, — он уже взрослый и может выбирать.

Провокация в действии

Однако бывают ситуации, когда ребенок имеет свое сформировавшееся негативное представление о школе — например, от старших детей в семье или друзей. Соответственно, в школу он идти категорически не хочет. Тут можно вспомнить кризис трех лет, когда ребенок все делает наперекор, и использовать специальные парадоксально-провокативные техники.

 — Необходимо будет создать такую ситуацию, которая спровоцирует внутреннее самостоятельное побуждение ребенка идти в школу. Вы, например, говорите: «Да, ты прав, в школу тебе идти еще рано, в школу идут более взрослые дети». То есть вы запрещаете идти в школу. Но при этом используете хитрость — рассказываете о каком-то ребенке, друге вашего первоклассника, который в школу идет, — отмечает педагог-психолог.

На примере этого ребенка нужно будет неоднократно рассказывать, какие привилегии он получит, став школьником. «А мой малыш еще мал для школы, у него пока такого не будет», — говорите вы. И ребенок, с одной стороны, захочет показать, что он большой, а с другой — не ощущая навязывания, сможет оценить все прелести школы. Здесь сработает перенос — ребенок будет ассоциировать себя с вашим примером. И, как и он, захочет школьных привилегий.

В какой-то момент вы «согласитесь»: «Ах да, ты уже вырос, можно и тебе в школу». Но это не должно быть сразу, необходимо дать ребенку созреть, сформировать свое желание пойти в школу.

Чрезмерная подготовка к школе может омрачить праздник Первого сентября, а ребенок, скорее всего, начнет воспринимать школу как тяжкий труд, и это отобьет всякое стремление к учебе

— Вообще, этот метод работает тогда, когда родители проявляют твердость и после первых звоночков изменения решения не сдаются и продолжают стоять на своем. До тех пор, пока у ребенка не исчезнут все сомнения и не возникнет протест, когда из «а не попробовать ли и мне» он шагнет в уверенное «я хочу», — предупреждает Андрей Турыгин.

Если же такая методика не работает и ребенок легко соглашается с тем, что он еще действительно мал для школы, всегда можно перейти на директивный способ общения и объявить ему в один из дней, что все, он сегодня вырос и скоро пойдет в школу. Можно это даже «отметить».

Без паники

Вот наконец наступил этот день — ваш ребенок школьник. Теперь начались трудовые будни, и ваша самая главная задача — просто приводить первоклассника в школу. Дальше начинается работа учителя.

Конечно, в первое время можно и нужно ждать конца уроков в помещении школы, но ни в коем случае нельзя волноваться — ваше состояние передастся ребенку.

— Особенно такая склонность есть у матерей, — сетует психолог. — Когда мать переживает, ребенок считывает ее эмоции и тоже неосознанно начинает беспокоиться. Мама видит, что ребенок переживает, начинает переживать еще больше… Это порочный круг. Поэтому важно вселить в себя и в ребенка уверенность в том, что все будет хорошо. Скажите ему: «Ты уже взрослый, ты со всем справишься, я ВЕРЮ в тебя». Это обязательно поможет ему в первые дни.

А дальше все будет зависеть от педагога. Если до семи лет значимыми для ребенка людьми являются родители, то в школе к ним добавляется учитель. И здесь важно, чтобы не было так называемой ситуации «лебедь, рак и щука», когда родители и педагог не могут найти общий язык и постоянно спорят, вовлекая в это ребенка. Как правило, за этим следует обесценивание ребенком какого-либо участника конфликта. Скорее всего, это будет учитель, так как родители более значимы. Понятно, что ничем хорошим все это не закончится, поэтому очень важно, чтобы родители сотрудничали с педагогом, выбирали какую-то единую стратегию работы с ребенком.

Если же есть серьезные разногласия, то стоит поменять педагога. Это лучше, чем оставаться в классе учителя, который не является авторитетом для школьника.

Откуда берется ресурсность?

Выбирая ребенку школу, необходимо трезво оценивать его способности. Если он не будет «тянуть» программу, будет чувствовать, что он худший, это отобьет у него всякое желание быть школьником. Ребенок должен чувствовать, что он может.

Но если все же сложилась ситуация неуспеха?

— Здесь важна реакция педагога и родителей. Есть много техник, которые можно применить, — говорит Андрей Турыгин. — Самая распространенная — экстернализация. Родитель должен принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его чувствами. Не стоит переубеждать, говоря, что ничего страшного — для ребенка это страшно, и это нормально. Наша задача — вывести его из этого состояния.

Важно вынести проблему во внешний план — обсудить ее так, будто это произошло с любимым героем ребенка — из мультика например. Как бы он поступил? В этот момент ребенок получает ресурсность — он смотрит на проблему не своими глазами, а глазами героя, подходит к решению, используя и его опыт. Человек-паук, например, чтобы стать сильным и ловким, много тренировался. Значит, чтобы справиться со школьным заданием, он тоже должен много тренироваться. Придя к такому выводу, первоклассник охотнее сядет за уроки, ведь если любимый герой справился, то и он сможет — работает принцип отождествления себя с героем.

Однако эта техника хорошо работает, когда проблема есть именно у ребенка. Если же не­успех в учебе — проблема родителей и ребенку безразличен, этот способ не подойдет.

10.08.2018 в 10:20
Возрастная категория материалов: 16+