Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

Первый «полет» Алексея Леонидовича Жучкина прошел на земле, а ознакомительный стал шоком. Но небо навсегда вошло в его жизнь. Он помог обрести крылья и реализовать мечту летать сотням курсантов.

Первый «полет»

Он родился 23 февраля 1947 года в городе Тырныауз. В 1948-м его семья переехала в Куйбышев (сейчас — Самара). Жили обычной жизнью трудовой семьи. Мама и папа работали на производстве — на приборостроительном и станкостроительном заводах.

Детство Алексея прошло на берегу Волги, куда он часто приходил с мальчишками на каникулах. Когда загорал на берегу, то часто смотрел в небо — в голубом и чистом пространстве тянулся белый след самолета. Как раз неподалеку находился аэродром, где размещались Су-9.

— Но тогда еще и в мыслях не было, что посвящу свою жизнь авиации, — вспоминает во время нашей встречи в редакции «СА» Алексей Жучкин.

Еще во время каникул он гостил у родственников, где в районе поселка Безречного находился аэродром со старой техникой. Это были полуразобранные самолеты. К ним водил Алешу его старший брат. Однажды он посадил 4-классника Алексея в кабину старого Яка и привязал к сиденью. Через полтора часа брат вернулся и насмешливо спросил: «Ну что, освоил работу самолета?»

А Алеша за время своего сидения в кабине внимательно рассматривал приборы и представлял, что находится в полете. Тем более что в авиации служил его дядя Василий Кононенко и мальчик слышал его рассказы о службе. Этот случай впервые дал ему возможность хотя бы условно ощутить полет, дал понимание того, как идет служба его дяди.

Работа — учить

После окончания школы Алексей Жучкин некоторое время работал на приборостроительном заводе. В мае 1965 года по линии военкомата его направили на курсы пилотов в аэроклуб.

Даже тогда парень думал, что после этих курсов продолжит работу на родном заводе, а летать будет в свободное время, посещая аэроклуб. Во время курсов он первый раз прыгнул с парашютом.

Как вспоминает Алексей Леонидович, первые 10 секунд он не мог сосредоточиться на том, чтобы раскрыть парашют, хотя обеими руками держался за кольцо. Потом дернул, парашют раскрылся, и прыжок с высоты 800 метров окончился благополучным приземлением.

После того как он и его товарищи совершили по три прыжка, их направили в полевой лагерь. Там они с инструктором совершали ознакомительные полеты.

Фото архив Алексея Жучкина. Подполковник Алексей Жучкин перед вылетом на проверку готовности курсанта к экзаменационному полету. Аэродром «Ханская». 1986 год.
Фото архив Алексея Жучкина. Подполковник Алексей Жучкин перед вылетом на проверку готовности курсанта к экзаменационному полету. Аэродром «Ханская». 1986 год.

Когда приехали преподаватели из Армавирского авиационного училища (АВВАКУЛ) в 1966 году, Алексей и его товарищи по курсам отправились туда на учебу.

Алексей Жучкин окончил училище в 1970 году. Он уже был в списках на отправку в летную часть под Ленинградом. Но его вызвали к командиру и настоятельно рекомендовали написать рапорт о том, что он остается в училище летчиком-инструктором: в начале 1970-х была острая нехватка инструкторов.

Отказываться не было смысла, и Алексей, будучи на тот момент всего на два-три года старше своих первых курсантов, приступил к их обучению.

В его памяти было свежо еще воспоминание о своем первом самостоятельном полете во время учебы. Правда, самый первый воздушный «блин» оказался несколько комом. Алексею в ходе ознакомительного полета его инструктор Филат Праслов предоставил штурвал самолета.

Взялся за штурвал, самолет начал болтаться, а позже на земле инструктор спросил: «Ну как?» Отвечаю: «Болтается все, летать не смогу!», — вспоминает Алексей Жучкин.

Конечно же, он смог преодолеть тот первый шок. Было много занятий на земле, тренировки на тренажерах МиГ-17, пусть и старого образца. Отрабатывались на специальном тренажере катапультирование и другие моменты. Тем более что первоначальный опыт полетов уже имелся после курсов пилотов аэроклуба. И он показал высокий уровень полетов. Впрочем, высокую планку Алексей взял и держал еще со времени курсов в аэроклубе.

Его первый самолет, на котором летал в годы учебы в Армавирском училище, — Як-18У.

Я — шкраб, школьный работник, так называют летчиков-инструкторов в авиации. Низкий поклон им — истинным труженикам неба, — говорит Алексей Леонидович.

Служил он военным инструктором первого класса. Тогда молодые лейтенанты, выпускники летных училищ, стремились в строевые части, где их ждала современная техника, карьерный рост. Не было желания стать летчиком-инструктором и у Жучкина. Но это только поначалу. Когда он увидел глаза курсантов, полные надежд на то, что с помощью инструктора они обретут крылья, реализуют свою мечту, то стал смотреть на свою работу иначе. Им были подготовлены около 300 летчиков-истребителей, охраняющих воздушные рубежи Отечества.

Своих инструкторов подполковник вспоминает с большой благодарностью и уважением. Это Филат Праслов, Александр Береговенко, Анатолий Каменщиков, Алигиши Абеев.

По-прежнему в строю

С 1970 по 1979 год Алексей Жучкин служил в городе Сальяны, в Азербайджанской ССР, летчиком-инструктором, командиром звена, заместителем командира эскадрильи по политчасти.

Три года был среди холостяков, их даже селили отдельно; жилье, конечно, выделяли всем.

Однажды его женатый товарищ позвал отпраздновать вместе 1 Мая, он и его жена познакомили Алексея с милой девушкой Людмилой. Отмечали Первомай в клубе военного городка. Танцевали, шутили, смеялись. Второго мая праздники продолжались, Алексей и Людмила снова были вместе. А после очередного отпуска военный летчик сделал Людмиле предложение руки и сердца. Они поженились, и в 1974 году родился их сын. Дочь родилась в 1981-м, уже в Майкопе.

Алексей Жучкин с 1979 по 1990 год служил в Майкопе заместителем командира эскадрильи по политчасти, командиром эскадрильи 709-го авиационного полка. Обучал курсантов 3–4 курсов на МиГ-21ПФМ.

Алексей Жучкин подготовил около 300 летчиков-истребителей, охраняющих воздушные рубежи Отечества

В 1990–1992 гг. готовил молодых летчиков, лейтенантов-выпускников Армавирского авиационного училища на МиГ-21бис.

Выйдя в отставку, подполковник Алексей Жучкин трудился преподавателем ОБЖ, начальником отдела логистики.

По его словам, окончил примерно 12 курсов по разным специальностям в 1990-е — 2000-е годы. И только в прошлом году решил остаться на общественной работе.

Сейчас у Алексея и Людмилы Жучкиных взрослая внучка, два внука и две правнучки семи и трех лет.

Их дедушка по-прежнему в строю — он участвует во всех значимых мероприятиях вместе с товарищами по Совету ветеранов-авиаторов Майкопского авиагарнизона.

В связи с праздником он пожелал всем летчикам чистого неба. И еще — чтобы количество взлетов было равно количеству посадок.

Кстати

19 августа — День Воздушного флота России. Традиция отмечать День ВВС берет свое начало из советского прошлого нашей страны. После революции 1917 года в распоряжение молодого советского государства поступили остатки авиации царского воздушного флота. К этому времени многие аппараты пришли в негодность или были уничтожены во время Первой мировой войны.

В 1918 году из оставшейся воздушной техники был создан Воздушный флот Красной армии. С этого времени начинается развитие авиации Советского Союза. Разрабатывались новые самолеты и обучались новые пилоты.

С развитием Воздушного флота СССР в 1933 г. Иосиф Сталин утверждает День авиации. Датой назначается 18 августа. День авиации посвятили первым советским авиаторам. Позднее День авиации переименовали в День Воздушного флота СССР. В России День ВВС отмечается ежегодно в третье воскресенье августа.

В Адыгее мероприятия, посвященные этой дате, пройдут на учебно-авиационной базе в Майкопе. Состоится торжественное построение. У памятника летчикам пройдет митинг. Во всех мероприятиях примут участие ветераны из Совета ветеранов-авиаторов Майкопского авиагарнизона.

18.08.2018 в 10:12
Возрастная категория материалов: 16+