Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Национальный костюм — неотъемлемая часть культуры любого народа. Это не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе и отдельном человеке. Беречь его необходимо, так же как традиции и обычаи своего народа, уверена модельер Рузанна Паранук.

На вопрос о том, сколько национальных костюмов она сшила, девушка ответить затрудняется. Заказы поступают чуть ли не каждый день. Такой сегодня спрос на национальную одежду. Чего только стоит количество подписчиков на ее страницу в Инстаграме! За работами мастера следят более 12 тысяч человек.

— С каждым годом интерес к национальной одежде растет. Несмотря на тот широкий выбор, который сегодня есть в магазинах и торговых центрах, многие все же предпочитают этнику. Надеюсь, что это не временная мода, а осознанный выбор, — говорит Рузанна Паранук.

Интерес к национальной одежде все больше проявляется у представителей молодого поколения. На просторах того же Инстаграма нередко можно увидеть фотографии молодых юношей и девушек в национальных костюмах. Для них это не просто дань моде, а необходимый атрибут повседневной жизни. Растет и число желающих научиться золотошвейному искусству, басонному плетению.

— Обратите внимание, в национальной одежде человек выглядит совсем иначе. Его походка, осанка — все преображается, даже внутреннее состояние меняется. Но, конечно, не это служит главным аргументом при выборе национального костюма. На мой взгляд, любовь к нему заложена в каждом из нас с детства. Это своего рода зов крови, — говорит Рузанна Паранук.

Возможно, он и предопределил творческую деятельность будущего модельера. С иголкой и ниткой Рузанна с детства на ты, в доме всегда можно было найти кусочки тканей, всяких шнурков и лент. А когда бабушка подарила швейную машинку, детское увлечение переросло в серьезное дело, к которому девушка подходила со всей ответственностью, а главное — с любовью. В 9 классе Рузанна записалась в кружок кройки и шитья.

Фото архив Рузанны Паранук
Фото архив Рузанны Паранук

Каждому элементу костюма всегда уделялось особое внимание. Ведь многие из них были «говорящими»

Профессиональные курсы еще больше погрузили девушку в творчество. Первой вещью, созданной своими руками, стала детская черкеска для годовалого брата. Потом были сшиты юбки и платья в стиле прет-а-порте (повседневные). Позже появились первые серьезные работы в национальном стиле.

На их создание девушку вдохновила семейная реликвия — серебряный пояс и нагрудник, который из поколения в поколение передается по материнской линии. К нагруднику Рузанна сшила сае, а потом были созданы еще несколько национальных костюмов. Так появилась первая коллекция из четырех платьев и черкески. Работы получили высокую оценку на конкурсе дизайнеров «Модный дебют» и главную награду — признание зрителя. После показа Рузанне стали поступать первые заказы.

— Обращались в основном по поводу пошива свадебных костюмов. И, что приятно, девушки отдавали предпочтение сае, и со временем мода на национальное свадебное платье только росла. Поступали заказы и на пошив черкесок, но они, к сожалению, не так востребованы среди женихов. У нас больше предпочитают европейские костюмы. Хотя в соседних республиках черкеска востребована не меньше чем сае. Думаю, к этому нужно стремиться. Ведь пара в национальных костюмах смотрится намного ярче и гармоничнее, — считает Рузанна.

Пошив национального костюма — целое искусство, которое требует не только умения шить, но и знания истории. Перед тем как приступить к созданию нацио­нальной одежды, Рузанна общалась с рукодельницами в аулах, посещала мастер-классы, изучала литературу. Сегодня модельер специализируется на пошиве стилизованной одежды, но вдохновением для творчества служат традиционные адыгские костюмы.

Фото архив Рузанны Паранук
Фото архив Рузанны Паранук
— Национальный костюм — это визитная карточка народа. Он расскажет всю его историю, поведает и о самом человеке. Каждому элементу костюма всегда уделялось особое внимание. Ведь многие из них были «говорящими». Например, можно было определить семейное положение человека, — говорит Рузанна.

Важную, а зачастую определяющую роль в национальной одежде детали играют и сейчас. Они во многом определяют стоимость наряда и сроки его создания. Например, на пошив свадебного платья Рузанна может потратить от двух недель до полугода.

— Отделка на платьях создается вручную и является результатом моей фантазии и пожеланий невест. Кто-то предпочитает бисер теплых тонов, а кто-то золотую вышивку. Но абсолютно для каждой девушки я стараюсь создать что-то неповторимое, уникальное. Помню, с каким страхом шила первый заказ, как аккуратно вырисовывала каждую деталь, осознавая всю степень ответственности. Каждая невеста к своему платью относится очень трепетно, это ведь главный наряд торжества. К нему приковано внимание сотней, а иногда и тысяч гостей. И так приятно осознавать, что этот наряд был создан твоими руками, — признается Рузанна.

Ее коллекции были отмечены на различных модных конкурсах, а в прошлом году она получила главную награду Евразийского фестиваля-конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», который прошел в Московском доме национальностей. Коллекцию «Древо жизни», созданную для повседневной жизни, модельер дополнила национальными элементами. Широкие штаны-кюлоты гармонично сочетались с башлыком — элементом национального костюма, образ дополнили изящные кисти и оригинальный орнамент.

— Время не стоит на месте и вносит свои коррективы, в том числе и в моду. Я люблю экспериментировать, создавать что-то неординарное, новое. Но при этом всегда придерживаюсь определенных стандартов. Наряд должен быть сдержанным, грациозным, величественным — таким, каким является традиционный адыгский костюм, — говорит Рузанна.

 

28.09.2018 в 09:55