Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Адыгея вошла в число регионов, в которых невозможно купить электронный полис ОСАГО. Данные озвучили эксперты Общероссийского народного фронта на основе проведенного мониторинга. Чем автовладельцы республики «провинились» перед страховыми компаниями? «СА» провела собственное расследование — попыталась оформить полис е-ОСАГО, узнала о мошеннических сайтах, технических уловках страховых компаний и степени страховой «токсичности» региона.

«Если повезет!»

Оформление электронного полиса ОСАГО кажется настолько простым и быстрым, что справиться с ним сможет любой человек, владеющий азами компьютерной техники. Выбираешь страховую компанию, заходишь на официальный сайт и нажимаешь на кнопку «Оформить полис». Здесь тоже кажется все просто: вводишь основные данные о владельце транспортного средства и о самом автомобиле. Страховая компания обещает, что займет это не более 3 минут. Но тут водителя, желающего не нарушать закон и обезопасить себя на дорогах, ждет первое разочарование.

По факту ввод простых данных может занять неограниченное количество времени. С чем это связано? С постоянным зависанием сайта, техническими ошибками и долгими проверками данных в Российском союзе автостраховщиков. Причем, если вдруг случайно вы нажмете не ту кнопку, система сбросит все данные, и вам придется вводить их заново, а длительная проверка также возобновится. Данные, которые уже вроде бы были проверены и правильность которых система подтвердила, вдруг могут оказаться якобы неверными. Для примера: у настойчивого автора материала на заполнение ушел целый вечер. Большинство людей на этой стадии просто прекратят попытки. Но даже когда кажется, что это время потрачено не зря и полис будет в руках через 10–15 минут — стоит лишь ввести данные банковской карты — наступает новое разочарование.

Компания по закону обязана предоставить возможность застраховать транспортное средство через интернет-сайт

Система обещает выслать смс-код для подтверждения оплаты. Однако никакого кода клиент не получает, а окно, в которое его нужно вводить, вообще неактивно. Зато происходит автоматический переход на сайт другой — к слову, малоизвестной, страховой компании. В чем здесь подвох? Для того, чтобы внести, например, исправления в действующий полис или вписать данные нового водителя, который также может управлять автомобилем, нужно обратиться в офис компании.

Если офиса в вашем городе нет (а судя по проведенному мониторингу, система предлагает застраховаться именно в тех компаниях, которые не представлены в республике), можно вообразить, в какие это выльется проблемы. Если же вы нажмете кнопку «назад», то, конечно, вернетесь на сайт компании, которую выбрали. Но все данные, которые так долго и упорно заполняли, начнут снова проверяться. И так до бесконечности. Правда, шанс застраховаться в выбранной компании есть. И это — внимание! — ваша удача. Именно так нам заявил специалист горячей линии страховщика.

Российский союз автостраховщиков распределяет всех клиентов по номеру ПТС равномерно между страховыми компаниями. Делается это для того, чтобы у каждого была возможность приобрести полис. Если вы хотите застраховаться именно в нашей компании, вы можете дождаться, когда вас распределят в электронном виде именно в нашу компанию. Распределение происходит раз в неделю случайным выбором автоматически, — озвучила будто заученный текст специалист службы поддержки.

По сути, сотрудник страховой компании предложила клиенту в течение недели бесконечно пытаться оформить заветный полис, положившись на везение. Усомнившись в благоразумности совета, мы обратились в Российский союз автостраховщиков, курирующий работу страховых компаний. Нам подтвердили, что действия страховщика незаконны, а предоставленная информация — неверная.

Компания должна страховать на своем ресурсе по закону. Фиксируйте жалобу и направляйте претензию в Центро­банк, — посоветовал сотрудник РСА.

полис
полис

«Виновата сама»

Оформить электронный полис ОСАГО нам так и не удалось. Но это не самый худший вариант развития событий. В «СА» обратилась жительница Майкопа с историей о том, как, пытаясь оформить страховку, она потеряла 11 тысяч рублей.

Обратилась в офис компании, мне сделали расчет, который меня шокировал. За мою не самую мощную простенькую иномарку я должна была отдать почти 20 тысяч рублей. Сотрудник компании сказал, что на других условиях выдать полис не может. От знакомых слышала, что оформить ОСАГО можно онлайн — без дополнительных страховых услуг, что удешевляет его стоимость в разы. Так и решила сделать, — рассказывает майкопчанка.

Зашла на сайт, как казалось, известной страховой компании, услугами которой пользовалась раньше. Сомнений в том, что этот сайт официальный, не было: и название, и оформление — все соответствовало. Дальше все по шаблону — заполнение данных, оплата, обещание в течение 10–15 минут выслать готовый полис. Только вот полиса не было ни на следующий день, ни через неделю. Осознав, что сайт мошеннический, женщина обратилась в службу поддержки банка.

Специалист службы поддержки банка прямым текстом ответила, что я виновата сама. Получается, банк поддерживает мошенников? Неужели система безопасности не проверяет информацию и не может остановить незаконную транзакцию? И что будет с сайтом, где были украдены мои деньги? Этот прикроют — вылезет другой, опять пострадают люди, — рассказывает пострадавшая от мошенников женщина.

Специалисты банка только развели руками и, по сути, обвинили свою клиентку в малограмотности.

«Мы делаем все возможное для сохранности ваших денег и личных данных, отслеживаем новые угрозы и совершенствуем защиту. Но даже самые надежные системы безопасности не избавят от необходимости быть осторожными. Рекомендуем для расследования обратиться в правоохранительные органы», — говорится в ответе банка.

Шанс застраховаться в выбранной компании есть. И это — внимание! —ваша удача. Распределение происходит раз в неделю случайным выбором автоматически

«Токсичные» регионы

Такие примеры не единичны. Это подтвердил и проведенный Региональным отделением ОНФ мониторинг работы страховых компаний на предмет нарушений прав автовладельцев при заключении договоров ОСАГО.

При попытке оформить ОСАГО в одной из компаний активисты ОНФ в республике столкнулись с тем, что операторы не предоставляют потребителям финансовых услуг информацию о коэффициенте «бонус-малус». Бланки полисов на момент рейда в офисе отсутствовали. Страхователям предлагалось обратиться для заключения договора через неделю. Не было в наличии бланков и в офисе другой компании. Данный страховщик рекомендовал автовладельцам оформление договора через официальный сайт. Однако сам механизм проведения онлайн-операции сотрудниками компании гражданам не разъясняется. Еще в одной фирме общественниками при оформлении автострахования был зафиксирован факт навязывания дополнительных услуг, — прокомментировал член регионального штаба ОНФ в Респуб­лике Адыгея Юрий Горохов.

По мнению экспертов ОНФ, причина таких сложностей в том, что Адыгея относится к так называемым «токсичным» регионам в сфере автострахования. Республика занимает пятую позицию в рейтинге самых убыточных регионов, где выплаты по ОСАГО превысили собранные премии. В 2016 году в «красной зоне» республика занимала первую строчку. То есть здесь играет роль банальное нежелание страховых компаний терпеть убытки. Оформление клиентом полиса е-ОСАГО не выгодно компании, поскольку такой вариант страхования обходится гораздо дешевле. Но должны ли добросовестные водители, которые не хотят нарушать закон, но и необоснованно переплачивать тоже не могут, страдать из-за финансовых вопросов страховых компаний? «СА» по совету специалиста Российского союза автостраховщиков направила жалобу в Центробанк.

P.S. Проблема с ОСАГО для Адыгеи не нова. Еще два года назад в республике вообще практически невозможно было купить полис — в офисах компаний были очереди, запись велась едва ли не на месяцы вперед. Но и тогда получить полис не всегда удавалось — бланков могло просто не оказаться. Проблема была и с навязыванием дополнительных услуг, которые делали стоимость полиса дороже в разы. Летом 2016 года Госсовет-Хасэ Адыгеи по многочисленным жалобам автовладельцев выносил вопрос на обсуждение. Итогом стали рекомендации Нацбанку республики, антимонопольной службе и правоохранительным органам активней принимать меры воздействия, ужесточить контроль и при необходимости отзывать лицензии у недобросовестных страховых компаний. В целом это изменило ситуацию в лучшую сторону. Но сейчас всплыла новая проблема — теперь уже связанная с нарушением закона в сфере электронных ОСАГО.

12.11.2018 в 10:16
Возрастная категория материалов: 16+