Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Русский драмтеатр им. А.ПушкинаФото Русский драмтеатр им. А.Пушкина

Пятнадцатый международный фестиваль русских театров «Мост дружбы» в Йошкар-Оле собрал 16 театров из семи регионов России и пяти зарубежных стран. Они продемонстрировали 18 спектаклей. Адыгею представил Русский государственный драматический театр им. А.С.Пушкина. Наш коллектив показал классическую комедию «Касатка» по пьесе Алексея Толстого и был удостоен премии за лучший актерский дуэт.

Объединяющее русское слово

«Мост дружбы» — уникальный театральный фестиваль, один из старейших в России, появился 25 лет назад благодаря стараниям народного артиста Российской Федерации, народного артиста СССР Юрия Соломина. Некоторое время Юрий Соломин был главным режиссером русского драматического театра Георгия Константинова в Йошкар-Оле. Именно здесь был дан старт первому международному фестивалю «Мост дружбы», который объединил творческие коллективы русских театров республик России и зарубежных стран.

Сегодня фестиваль возглавляет директор Академического русского театра драмы им.Г.В.Константинова Сергей Московцев. На торжественном открытии мероприятия он поприветствовал театральные коллективы и обозначил главную тему — русский театр работает в условиях иноязычной многонациональной среды, когда русский язык становится тем мостиком дружбы, который всех объединяет.

— Русское слово может доноситься до нас по-разному: через великих русских драматургов или современные пьесы, которые интересны зрителю сегодня. Это могут быть пьесы зарубежных авторов — классиков и современников. Они обращены к высоким духовным ценностям, к пониманию взаимоотношений, чтобы люди могли найти близкие родственные души, чтобы прекратились конфликты. Проблемы у всех одни и те же, а театр объединяет людей, — сказал Сергей Московцев.

В течение 10 дней на сцене Ака­де­мического русского театра драмы им.Г.В.Кон­стантинова шли комедии, трагедии, драмы. Из-за плотного графика были даже ночные показы. Однако каждая постановка нашла своего зрителя.

У каждого своя любовь

Русский государственный драматический театр им.А.С.Пушкина участвует в фестивале третий раз. Как рассказали актеры, Йошкар-Ола — город по-настоящему театральный, удивить здесь чем-то новым и «вкусным» — задача не из легких. Однако теплый прием зрителей и театральных критиков, которым были встречены прошлогодние постановки театра из Адыгеи (комедии «Женитьба Бальзаминова» и «Сирена и Виктория»), вдохновляли нашу труппу и в этот раз.

Спектакль «Касатка» по пьесе Алексея Толстого, который наша труппа привезла на фестиваль, поставил питерский режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Галушко — с ним наш театр сотрудничает уже несколько лет.

Сюжет классической комедии прост. События развиваются в дореволюционной России. Из Петрограда в провинциальное поместье тетушки Варвары Ивановны Долговой (артистка Лия Теленкова) отправляются князь Бельский (заслуженный артист Адыгеи Роман Корчага), его любовница Касатка, как близкие называют Марью Семеновну Косареву (заслуженная артистка Адыгеи Татьяна Виноградова), и друг князя Абрам Алексеевич Желтухин (народный артист Адыгеи Александр Конюхов).

В поместье они встречают влюбленную пару, готовящуюся к свадьбе, — беззаботную веселую Раису Глебовну (Зарема Желеготова) и серьезного Илью Ильича (Тимофей Кириченко). И тут с героями происходят серьезные метаморфозы. Илья Ильич вдруг понимает, что Марья Семеновна — та самая Касатка, его давняя безответная любовь, а непутевый князь разглядывает в Раисе свой женский идеал. Получается любовный четырехугольник.

Спектакль четко следует за текстом и автором, не меняя сути произведения, однако комедия поставлена не так легко, как это было бы приятно зрителю, а весомо, чтобы темы, поднимаемые автором, отозвались в душе и заставили думать. О любви. О том, что мы имеем право быть разными.

Об этом говорят актеры: любовь у каждого своя и путь у каждого свой.

— Пьеса написана в 1916 году, но ее вполне можно перенести в наши дни. У людей те же страсти, те же желания, страх одиночества, желание любить. Эта пьеса о том, что все хотят любви. Не зря здесь повторяется фраза из Библии: «Птицы вьют гнезда, лисы роют норы…» Но каждому нужна своя любовь. И герои обретают ее в финале, — говорит исполнительница роли Касатки Татьяна Виноградова.

— Произведение Алексея Толстого затрагивает тему семьи, душевных переживаний — это то, чего порой не хватает нашему зрителю. Пьеса удивительно теплая, в ней нет большого количества ярких событий и внешних проявлений, зато много внутренних переживаний каждого героя, — добавляет исполнитель роли князя Бельского Роман Корчага.

Все герои в спектакле очень разные. Под руководством режиссера Юрия Галушко каждый актер сумел создать неповторимый образ своего персонажа. Касатка в исполнении Татьяны Виноградовой — женщина немного дерзкая, страстная, но добрая и честная с самой собой. В начале спектакля мы видим, как она ревнует и устраивает князю истерики, но делает это уже словно по привычке. Былой любви, как чувствует зритель, между ними давно уже нет.

Непутевый князь Бельский, несостоявшийся авантюрист, каким его играет Роман Корчага, тоже устает от постоянных упреков Касатки и с переездом к тетке находит свою настоящую любовь в озорной и веселой Раисе Глебовне.

— Я радуюсь, когда ощущаю себя Раи­сой. Когда играешь светлого человека, на душе тоже становится светло, и это передается зрителю. Для себя я поняла, что моя Раиса — это будущая тетя Варя, такая же сентиментальная, мягкая, но твердая в своих принципах. У Раисы есть свободная воля, в спектакле она — своеобразный новатор, — поделилась Зарема Желеготова.

Ее возлюбленный, Илья Ильич Быков в исполнении Тимофея Кириченко, — уверенный в себе, сильный мужчина, при этом тонкий и переживающий.

Александр Конюхов, исполняющий роль Желтухина, ловко перемещается от карикатурного пьяницы-прохвоста к милому одинокому человеку, которому хочется любви и спокойствия. Их дуэт с артисткой Лией Теленковой, смешно и по-разному существующей в роли тетушки, абсолютно покорил зрителей в финале спектакля. Тетушка, будучи крепкой расчетливой помещицей, обнаруживает в себе нежную женщину, способную любить и нуждающуюся в любви.

Нелепая и стремительная Дуняша Светланы Ганьшиной и рассудительный матрос Панкрат Константина Мездрина, несмотря на небольшие роли, внесли в общую картину особенные краски, придавшие дополнительный объем всему действию.

После занавеса

Спектакль был тепло встречен зрителями. Но что скажут критики? Задача перед жюри стояла сложная. По оценкам экспертов, уровень работ на фестивале был очень высоким, а диапазон стилей — широким. Чем же отличился наш спектакль?

Каждый из членов жюри высказал свое особое мнение — о выборе пьесы, игре актеров, но в целом все сошлись во мнении, что спектакль получился очень светлый, он легко ложится на душу, и именно по таким постановкам соскучился зритель.

— Ваш театр не зря выбирает классический репертуар. Эта пьеса о том, как уходят дворянские гнезда, о том, что уходят и чувства, и о том, что надо уходить от фальши, быть честными, — сказала свое мнение театральный менеджер и член жюри фестиваля Армине Оганесян (Москва).

— В пьесе используется очень древний прием — перемены возлюбленных. И еще один замечательный ход — прощение любовью. Если все перипетии привели к тому, что каждый обрел свое счастье, то можно простить и такого прохиндея, как Абрам, потому что он отдает себя правоте любви, — добавил критик и театровед, член жюри Валерий Бегунов (Москва).

Критики отметили актерскую игру каждого исполнителя. Режиссер, член жюри Григорий Кофман сравнил Илью Ильича Быкова в исполнении Тимофея Кириченко с Ильей Обломовым с той лишь разницей, что литературный тезка — герой бездеятельный, а герой «Касатки», напротив, всегда чем-то занят.

Князь Бельский в исполнении Романа Корчаги представился членам жюри эдакой смесью из всех пройдох русской литературы, который, однако, тоже способен на любовь.

— Весь спектакль я смотрела на вас и видела Хлестакова, — призналась Армине Оганесян. — Но вместе князь и его новая возлюбленная Раиса словно двое детей: светлые и не от мира сего. Было бы интересно узнать, как сложатся в дальнейшем их отношения. Особо критики выделили игру народного артиста Адыгеи Александра Ко­ню­хова и артистки Лии Теленковой — и самостоятельно и в дуэте.

Армине Оганесян назвала игру Алек­сандра Конюхова серьезной и глубокой работой:

— Все нити ведут к вам. Ведь ваш герой Абрам проходит через всю пьесу, он — некое связующее звено между всеми участниками.

Ярко раскрылась в роли заботливой тетушки Варвары Ивановны артистка Лия Теленкова.

— В ее героине слились и великодушие, и душевность, а порой и хозяйская расчетливость помещицы. Она сочетает в себе и мягкость и твердость характера. Но в сценах с Абрамом и в воспоминаниях об отце Ильи мы также видим в ней любящую женщину, — отметила Армине Оганесян.

Именно актерский дуэт Александра Конюхова и Лии Теленковой заслужил самую высокую оценку жюри и был признан лучшим на фестивале. А коллектив Русского государственного драматического театра им.А.С.Пушкина отмечен в специальной номинации «За верность театральным традициям русского театра». Соответствующие дипломы наш театр получил в заключительный день фестиваля, получил коллектив и приглашение принять в нем участие в будущем году. Но это уже будет другая история. А пока зрители Адыгеи смогут насладиться пьесой «Касатка» еще в этом театральном сезоне.

05.12.2018 в 16:18
Возрастная категория материалов: 16+