Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Накануне юбилея в МГТУ прошло заседание не совсем обычного круглого стола, в котором приняли участие лучшие студенты университета и его основатель Аслан Тхакушинов. Об истории и перспективах, об успехах и достижениях, о работе преподавателей, студенческой инициативе, о сотрудничестве с зарубежными вузами, черкесских садах, пектине из черники, японской сакуре и многом другом — в материале «СА».

Двадцатипятилетие МГТУ — событие, знаменательное для всей Адыгеи, ведь главной своей целью вуз провозгласил подготовку кадров для развития экономики республики.

Становление учебного заведения, тем более с инженерной направленностью, потребовало немало сил, средств и энергии, которую невозможно измерить в каких-либо физических величинах.

Автором идеи создания вуза, его основателем и первым ректором стал Аслан Китович Тхакушинов. За четверть века он прошел вместе со своим вузом и республикой большой путь. В течение 10 лет возглавлял Адыгею как президент, затем — как глава. Защитил докторскую диссертацию, стал профессором, был избран членом Российской академии образования, получил множество государственных и ведомственных наград, почетных званий и заслуженный, непререкаемый авторитет.

Сегодня университет возглавляет доктор экономических наук Саида Куижева, а Аслан Тхакушинов ныне — президент МГТУ.

За четверть века вуз многого добился. Он стал многофакультетным образовательным центром, в состав которого включен Медицинский институт, где постоянно совершенствуется педагогический процесс и научно-исследовательская работа, реализуется многоуровневая подготовка специалистов.

«СА» решила, что почти полная стенограмма круглого стола лучше всех официально-парадных статей расскажет о вузе, который в эти дни отмечает юбилей.

Идея создания

Фото пресс-служба МГТУ
Фото пресс-служба МГТУ

Светлана Шубина, студентка факультета информационных систем в экономике и юриспруденции МГТУ: Аслан Китович! Вы как-то сказали, что для вас самый важный день в жизни — это 13 декабря 1993 года, когда было подписано Постановление Правительства России о создании Майкопского государственного технологического института. А почему не ваш день рождения или, к примеру, день рождения сына?

А.К.Тхакушинов: Никакой моей заслуги в том, что я родился 12 июля, нет. Это заслуга моих родителей, которые мечтали о том, чтобы их сын стал достойным человеком. Я, как мог, всю жизнь старался оправдать их надежду.

А вот создание вуза — это другое дело. Это тоже ребенок, только совсем другой. Рождение института перевернуло всю мою жизнь, придало ей особый смысл и стало воплощением тех мыслей, опыта и знаний, которые были на тот период.

Давид Туманян, студент инженерно-экономического факультета: Аслан Китович, как возникла идея создания в Адыгее технологического вуза?

А.К.Тхакушинов: У меня два высших образования — филологическое и физкультурное. С одной стороны, сочетание не совсем обычное, а с другой — помогает правильно смотреть на жизнь, видеть минусы и плюсы, оценивать силы и знания. Учеба в Адыгейском государственном педагогическом институте, ныне АГУ, работа директором профессионально-технического училища №3 Майкопа, генеральным директором объединения профессионально-технических и среднеспециальных образовательных учреждений Адыгейской автономной области позволили мне увидеть в целом состояние образования в республике, понять настроения в молодежной среде и сопоставить это с перспективами развития экономики республики. Вообще, это было замечательное время. Адыгея только-только обрела свою государственность, воплотив вековые надежды народа. Прокладывая свой путь, республика должна была понять перспективы.

Именно тогда, на переломе эпох, пришло осознание того, что специалистов, получивших педагогическое образование, будет недостаточно для развития республики. Будут нужны свои инженеры, строители, агрономы, управленцы. Значит, нужно думать о том, как и где их готовить. Пока Адыгея в качестве автономной области находилась в составе Краснодарского края и существовала система распределения выпускников вузов, особых проблем не было. Но в эпоху слома старых государственных институтов и возникновения новой системы экономических отношений нам предстояло решать в том числе вопрос о будущих производственных кадрах для республики. В Древней Греции слово «технология» было связано с искусством, с тем, что человек производит собственными руками.

У меня было понимание того, что новый вуз должен будет готовить инженеров для разных отраслей экономики, и все они должны быть организаторами и мастерами производственных процессов в своих отраслях. Вот почему в названии института появился объединяющий все интересы термин «технологический». И это означало, что мы должны выпускать специалистов для ключевых направлений экономики республики.

В Адыгее всегда был силен аграрный сектор, переработка пищевой продукции, лесоматериалов. А если мыслить на перспективу, то нам надо было думать о строительном комплексе, экологии, защите окружающей среды, развитии туризма, здравоохранении. Но в любом случае готовить именно технологов, организаторов любого производства, будь то выпуск хлебобулочных изделий или клиническая хирургия.

Путь к университету

Мария Ворожбиева, студент­ка факультета аграрных технологий: Понятно, что у нового вуза проблем с набором абитуриентов не было. А вот с преподавательскими кадрами? По-моему, вузовский преподаватель — это профессия особая.

А.К.Тхакушинов: Институт создавался на основе трех техникумов — автотранспортного, сельскохозяйственного и техникума деревообрабатывающей промышленности. Лучших преподавателей оттуда мы пригласили в институт и сразу же направили на обу­чение и переподготовку. Приглашали ученых из других городов, стран СНГ. Внимательно посмотрели на студентов из Адыгеи, обучающихся в вузах других городов, взяли на заметку лучших.

Именно так к нам попали, например, З.Н.Хатко, А.А.Схаляхов, Х.Р.Сиюхов и другие. У нас они стали докторами наук, деканами факультетов, заведующими кафедрами. Из первых преподавателей назову М.К.Беданокова, В.И.Заруби­на, Ю.И.Сухоруких, Л.И.Задорожную, А.А.По­пову, Т.А.Овсянникову, С.Г.Чеф­ранова и других.

Из Ростова-на-Дону мы пригласили на должность проректора по науке Н.Н. Лябаха, из Казахстана — С.П.Лысенкова, который занимался организацией Медицинского института.

Азамат Дамоков, студент технологического факультета: Насколько для вас было принципиально изменение статуса нашего вуза с института на университет.

А.К.Тхакушинов: Скажу, что институт — это начальная ступень в вузовской иерархии, в то время как университет является вершиной развития любого вуза.

Для изменения статуса институту нужно расти и активно развиваться, расширять материально-техническую базу, прирастать факультетами, осуществлять научную деятельность, использовать инновационные образовательные методики и так далее.

Наш институт прошел путь до университета за 9 лет, и это свидетельство того, что вектор развития был выбран правильно.

Сегодня МГТУ — это единственное в республике образовательное учреждение, которое готовит специалистов — инженеров с высшим образованием в области строительства, геодезии и землеустройства, транспортных процессов, лесного дела и ландшафтной архитектуры, защиты окружающей среды, а также технологов в области сельского хозяйства и производства продовольственных продуктов. Мы с гордостью говорим о том, что в МГТУ преподают высококвалифицированные специалисты, в числе которых 70 докторов наук и 360 кандидатов наук.

Медицинский институт.

Зарубежные связи

Русета Бижева, студентка 6 курса Медицинского института МГТУ: Я с детства мечтала стать врачом. Училась хорошо, много занималась дополнительно. С моими баллами я могла поступить и в другие профильные вузы. Но выбрала Медицинский институт МГТУ в том числе потому, что знала: здесь установлена тесная связь с немецкими клиниками и лучшие европейские доктора принимают на практику студентов из Майкопа. Мне повезло стать одной из них. Я прошла практику в Университетской клинике Фрайбурга в прошлом году, еще на 5 курсе. За месяц получила бесценный опыт, узнала, что такое организация здравоохранения на европейском уровне, научилась многим профессиональным секретам, что называется, из рук в руки, и благодарна за это своему родному МГТУ.

А спросить хотела вот о чем: как вы, Аслан Китович, пришли к мысли о создании медицинского института в университете, сотрудничестве с немецкими клиниками?

А.К.Тхакушинов: Подготовка медицинских кадров — это, можно сказать, высший пилотаж в высшем образовании. Если выпускник аграрного факультета что-то напортачит с семенами или техникой, это будет всего лишь техническая ошибка. Выпускник медицинского вуза имеет дело с людьми, и здесь цена ошибки невероятно высока. Не зря будущие врачи обучаются 6 лет, затем два года клинической ординатуры и потом регулярно, каждые 5 лет, проходят переподготовку.

Медицинский институт в составе университета — это своего рода лакмусовая бумажка состоятельности вуза, его интеллектуальной составляющей, умения создавать материальную и научно-техническую базу и внед­рять инновационные технологии в обучение. МГТУ смог это сделать, и за почти 15 лет, что существует в его составе Медицинский институт, подготовили свыше 500 специалистов. Большинство выпускников работают в лечебно-профилактических учреждениях Адыгеи, но немало и таких, которых пригласили на работу ведущие российские и зарубежные клиники.

И если мы начинали в 2003 году только со специальности «Лечебное дело», то теперь подготовка кадров на лечебном и фармацевтическом факультетах ведется по специальностям «Фармация», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».

А что касается связей со знаменитой университетской клиникой Фрайбургского университета, то не забывайте, что я, помимо того что работал ректором МГТУ, десять лет был главой Республики Адыгея, имел возможность встречаться с множеством замечательных людей. И так совпало, что Адыгея и Фрайбургский университет стали интересны друг другу, мы нашли точки соприкосновения, профессионального роста и почувствовали желание немецкой стороны к расширению контактов с российской вузовской наукой. За эти годы в МГТУ побывали профессоры Фрайбургского университета имени Альберта и Людвига Кристоф Боде — доктор медицинских наук, заведующий отделением кардиологии и ангиологии университетской клиники и Оливер Томуш — доктор медицинских наук, руководитель отделения общей и висцеральной хирургии университетской клиники.

Более 20 студентов университета смогли побывать в этой клинике на практике, и Русета совершенно справедливо сказала, что это уникальный опыт получения навыков из рук в руки от лучших европейских клиницистов.

Отмечу, что МГТУ развивает сотрудничество не только со специалистами из Германии. У нас сложились партнерские отношения в рамках договоров о международном сотрудничестве с 20-ю зарубежными вузами.

Особо я бы отметил крепнущее с каждым годом сотрудничество с Венским университетом агрокультуры и прикладных наук, с которым мы ведем совместные проекты, обмениваемся студентами, а не так давно нашими гостями были профессоры Института инженерной биологии и ландшафтного строительства Флорин Флоринет — доктор естественных наук, почетный профессор института, экс-директор и Ханс-Петер Раух — доктор естественных наук, заместитель директора Института инженерной биологии и ландшафтного строительства.

В свою очередь, наши преподаватели также выезжают для чтения лекций за рубеж. Недавно в рамках программы меж­дународной научно-образовательной мобильности доктор культурологии, профессор кафедры, заместитель заведующего кафедрой философии, социологии и педагогики МГТУ Аминет Магаметовна Сиюхова была приглашена для обмена опытом в Германию в Горную академию Фрайбергского технологического университета.

В ходе визита во Фрайберг она ознакомилась с деятельностью Центра перспективных исследований и образования (аналог аспирантуры в российской системе образования), которым руководит доктор Кристина Вопат, и прочитала лекцию для аспирантов на тему «TRADITIONAL CRAFTS IN THE GLOBAL SPACE OF THE INTERNET: SPECIAL ASPECTS OF FIELD-ORIENTED SOCIAL NETWORKS» — о традиционных ремеслах в глобальном пространстве интернета. Лекция получила хороший отклик у аудитории.

При этом нам стоит помнить, что еще в 2003 году МГТУ стал одним из пятнадцати российских вузов, которые получили право на обучение иностранных студентов.

Сегодня на факультете международного образования МГТУ по программам довузовской подготовки и образовательным программам высшего образования обучаются свыше 400 студентов из 27 стран мира. А всего за это время около 500 иностранных студентов прошли обу­чение на подготовительном отделении, свыше 250 иностранных граждан получили высшее образование по специальностям «Финансы и кредит», «Связи с общественностью», «Государственное и муниципальное управление», «Промышленное и гражданское строительство», «Лечебное дело» и другим.

Научные приоритеты

фото пресс-служба МГТУ
фото пресс-служба МГТУ

Дмитрий Жуков, студент 3 курса факультета аграрных технологий: Я с огромным удовольствием занимаюсь научной работой на кафедре технологии пищевых продуктов и организации питания. Меня очень привлекает то, что мы изучаем местное сырье, разрабатываем рецепты и технологии с его использованием, собираем и сохраняем рецепты традиционной адыгской кухни, пытаемся перевести в современные пищевые технологии многовековой опыт народа. Одно из интересных исследований по пектину я выполнял в рамках гранта ректора. То же самое могу сказать о моих товарищах по Студенческому научному обществу МГТУ с экологического факультета, где одними из важнейших направлений являются изучение черкесских садов и работа по сохранению уникального биоразнообразия республики. Так получилось случайно или же основатели вуза, когда планировали научные направления, ориентировались на местную тематику?

А.К.Тхакушинов: Вот ты сейчас совершенно верно расставил акценты в научных приоритетах университета. МГТУ задумывался как вуз, служащий развитию потенциала нашего региона. И конечно же, изучение современной наукой традиционных для Адыгеи отраслей было нами обозначено как один из главных приоритетов. И на сегодня мы имеем несомненные успехи именно в этих направлениях.

Ты спросил про черкесские сады. Да, это бесценное наследие адыгов, предмет не просто научного интереса, но и живой памятник мирового значения, можно сказать, рукотворный генофонд, который мы обязаны сохранять, изучать и воспроизводить. Наш экологический факультет благодаря трудам ученых, и в первую очередь доктора сельскохозяйственных наук, профессора Юрия Ивановича Сухоруких, стал в нашей стране родоначальником совершенно нового направления — инженерной экологии. Факультет активно работает по этим проектам со своими австрийскими коллегами в рамках межуниверситетских соглашений, с научными центрами Российской академии сельскохозяйственных наук и, можно сказать, является своего рода «законодателем мод» в этом направлении, выпустив в Цюрихе терминологический словарь на 7 языках. Помимо этого, экологический факультет — практически единственный в России центр по лесной селекции и изу­чению орехоплодных культур. Юрий Сухоруких вывел уникальные сорта грецкого ореха, превосходящие по своим характеристикам все другие аналоги. Мне, безусловно, приятно, что один из таких сортов грецкого ореха назвали «Тхакушиновский». Но гораздо важнее, что это первый в мире ремонтантный сорт, полученный от опыления смесью пыльцы почти 30 сортов и который имеет четыре цикла цветения. Результат — 96-98% цветков завязывают плоды. Надо отметить, что этот сорт — лучший для закладки ореховых садов на больших площадях. Он высокоурожайный, практически не повреждается вредителями и имеет хорошие перспективы стать одной из ведущих плодовых культур в Адыгее, которая сейчас держит курс на развитие садоводства как наиболее экономически эффективного и выгодного сельскохозяйственного производства.

Что касается другого важного научного направления — технологии пищевых продуктов, то недавно был запатентован рецепт традиционного адыгского кисломолочного напитка «къундысу». Это большое дело — внедрение в повсе­дневный рацион жителей республики и ее гостей полезного продукта. Надеюсь, со временем он станет таким же брендом Адыгеи, как и сыр. Несомненным успехом стало изучение состава и свойств дикорастущих культур предгорной зоны Адыгеи в части содержания в них пектина. Оказалось, что полученный из красного боярышника, шиповника, ежевики, черники, лесной сливы, яблони восточной, кизила пектин может быть использован для обогащения витаминами и минеральными веществами хлебобулочных изделий. Создание проекта ТУ (технических условий) для выпуска этого продукта — реальный вклад вузовской науки в экономику республики.

Дмитрий Жуков: Да, это была очень интересная работа в рамках гранта ректора. Но я еще хотел спросить о том, как в современных условиях правильно выстраивать научную деятельность вуза. Я понимаю, что на собственные средства университету в научной деятельности далеко не продвинуться. А что нужно делать, чтобы научные исследования были актуальны?

А.К.Тхакушинов: Основная задача университета в области научной деятельности — развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на наращивание инновационного и интеллектуального потенциалов региона и государства. Сейчас в рамках основных научных направлений МГТУ выполняется 34 комплексные инициативные темы, прошедшие государственную регистрацию.

В нашем университете создана современная инновационная инфраструктура, в структуре вуза — 12 научно-исследовательских лабораторий, 3 научно-образовательных центра, научно-техническая и опытно-экспериментальная база, научно-производственная площадка и 11 учебно-научных лабораторий.

А что касается финансирования научно-исследовательской деятельности, то сегодня финансовыми источниками научных исследований являются средства федерального бюджета и различных научных фондов, также финансирование осуществляется региональными министерствами и ведомствами, субъектами. Поэтому сегодня необходимо участвовать в конкурсах на гранты и стремиться попасть со своими идеями и наработками в федеральные целевые программы. Именно так сейчас выделяются деньги на научные исследования.

Университет активно взаимодействует с академической наукой, представленной в регионе Майкопской опытной станцией Всероссийского НИИ растение­водства им.Н.И.Вавилова, Адыгейским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Адыгей­ским филиалом государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур Российской академии сельскохозяйственных наук, Кавказским государственным природным биосферным заповедником и многими другими.

Ведущие ученые университета являются членами республиканских научных экспертных советов, специализированных советов РАН, Технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания», входят в состав федеральных реестров при Министерстве образования и науки РФ.

Мне очень приятно, что МГТУ стал первым российским вузом, запустившим при содействии госкорпорации «Рос­атом» проект «Бережливый вуз», направленный на совершенствование учебного процесса, оптимизацию временных и кадровых ресурсов, внедрение системы проектного обучения. Он подразумевает особую схему управления вузом, основанную на принципах эффективного управления ресурсами, внимании к нуждам обучающихся и преподавателей, всестороннем использовании интеллектуального потенциала. Подготовку в обу­чающем центре «Фабрика процессов» вуза на сегодняшний день с февраля этого года прошли более 400 человек. Среди его выпускников — студенты и преподаватели университета, государственные и муниципальные служащие, в том числе сотрудники Администрации главы РА и Кабинета министров РА, работники образовательных учреждений, которые успешно внедряют принципы «Бережливого правительства» в свою повседневную работу.

И безусловной победой нашего университета можно считать тот факт, что в конце ноября в Белгородском государственном национальном исследовательском университете на форуме «Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда» ректор Майкопского государственного технологического университета Саида Казбековна Куижева была избрана председателем созданной Ассоциации бережливых вузов России. Это стало признанием высокой значимости достигнутых нашим университетом результатов.

Спортивные успехи

Кадырбеч Дауров, выпускник технологического факультета МГТУ 2017 года, спортсмен Центра спортивной подготовки сборных команд Адыгеи, мастер спорта России, победитель чемпионата мира по тхэквондо в Фуджейре (ОАЭ) в составе сборной России: Аслан Китович, не в каждом учебном заведении уделяется такое внимание развитию физкультуры и спорта, как у нас в МГТУ. Созданы секции по волейболу, футболу, пауэрлифтингу, гимнастике, баскетболу, спортивному ориентированию. Я думаю, особым предметом гордости каждого студента нашего университета является то, что у нас есть две команды — по волейболу и баскетболу, выступающие на высоком профессиональном уровне. Что вас подвигло в свое время на создание этих команд?

А.К.Тхакушинов: Я очень рад тому, что сегодня в МГТУ учатся 4 чемпиона мира, более 15 мастеров спорта, более 20 кандидатов в мастера спорта. Студенты активно включились в спартакиаду ГТО, что тоже не может не радовать. Но всегда массовый спорт был основой спорта высоких достижений. И наличие в вузе команд, входящих в высшую лигу, всегда является свидетельством того, что с массовым спортом здесь тоже все в порядке. А так как мой любимый вид спорта — волейбол, я многие годы был капитаном то школьной, то институтской команды. Волейбол, баскетбол воспитывают командный дух, сплоченность, умение работать на общий результат. Вот почему у нас появилась волейбольная команда «Динамо-МГТУ», а также баскетбольная команда под таким же названием.

Мужская команда «Динамо-МГТУ» по баскетболу достойно представляет университет в высшей лиге и является бронзовым призером чемпионата России 2013 г. Мужская команда «Динамо-МГТУ» по волейболу входит в высшую лигу «Б» чемпионата России, в разные годы становилась призером чемпионатов Краснодарского края, первенства ЮФО среди вузов. Так что наличие в университете команд такого уровня, как и твои, Кадырбеч, спортивные успехи, — это наглядный и действенный для студентов пример постоянного стремления к победе, высокого боевого духа и физического самосовершенствования, то есть всего того, без чего не может быть успешной учебы, карьерного роста и личностного становления.

Праздничные торжества

Фото пресс-служба МГТФ
Фото пресс-служба МГТФ

Виктория Кулакова, студентка экологического факультета: В МГТУ в эти дни проходит много юбилейных мероприятий — конференций, семинаров, встреч, концертов, спортивных состязаний. Наверняка будет еще торжественное заседание, награждение лучших преподавателей, студентов. А на ваш взгляд, Аслан Китович, как лучше всего отметить 25-летие нашего университета?

А.К.Тхакушинов: Мы отметим лучших преподавателей и студентов, обсудим и наметим пути дальнейшего развития университета. Но особо хочу подчеркнуть, что одно мероприятие мы уже провели. Я говорю о закладке сада японской сакуры на территории Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока в ознаменование двух юбилеев — 25-летия МГТУ и 100-летия музея. Я рад тому, что сад станет достоянием города и республики, каждого жителя и на долгие-долгие годы будет символизировать наш университет и олицетворять его стремление к знаниям, красоте и гармонии.

Это наша совместная идея с директором музея Нафисет Зачериевной Кушу. А воплотить ее в жизнь нам помогли студенты экологического факультета во главе с деканом Юрием Сухоруких. Мы высадили 63 саженца японской вишни, которые зацветут уже будущей весной. Может быть, в будущем рядом с сакурами появится и Сад камней.

Пусть в Адыгее возникнет традиция любоваться цветением сакуры, которое рождает в человеке положительные эмоции, созидательное настроение и желание творить добрые дела. Так что пусть память о первом солидном юбилее МГТУ будет именно такой — живой, красивой и цветущей.

13.12.2018 в 11:03
Возрастная категория материалов: 16+