Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото архив "СА"Фото архив "СА"

В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обозначил задачи по поддержке предпринимательской инициативы и защите бизнеса от необоснованного административного давления. О бизнес-сообществе Адыгеи, стоящих перед ним вызовах и задачах, а также о том, как они решаются, «СА» рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Адыгее Владислав Зафесов.

— Говоря о деловом климате, важно учитывать, что в Адыгее большое внимание уделяется поддержке бизнеса. В регионе формируется сеть организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в различных отраслях — от сельского хозяйства до туристической сферы. Предусмотрены налоговые льготы, компенсации по кредитам и информационная поддержка предпринимателей.

Сама процедура открытия бизнеса стала за последние годы легче. Ранее на это требовалось более двухсот дней, сейчас — порядка двух месяцев. Развивается система МФЦ для бизнеса, а на базе Адыгей­ского отделения Сбербанка как структурное подразделение республиканского МФЦ создан Центр оказания услуг для бизнеса. Это новый формат предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, позволяющий оперативно решать вопросы, касающиеся ведения дела, снижать временные и финансовые затраты, исключать коррупционные риски. Предприниматели могут получить сведения об имеющемся недвижимом имуществе, участии в торгах, формах и условиях финансовой поддержки. Можно воспользоваться Порталом бизнес-навигатора, который дает предпринимателям возможность получать в одном месте пакет услуг: от предложения бизнес-идеи и рекомендаций по ее реализации до оформления договоров с необходимыми организациями. Кроме того, в прошлом году для предпринимателей открыто два МФЦ.

NIK 5794
NIK 5794

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в этом году планируется создать центр «Мой бизнес», который объединит на одной площадке республиканские организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, — микрофинансовые, региональные гарантийные организации, бизнес-инкубатор и Фонд развития промышленности, банки.

Сложности для бизнеса обусловлены высокими ставками по кредитам — в коммерческих банках они могут составлять 12, 15, 20%. Однако на уровне региона малый и средний бизнес может получать кредиты в размере до 3 млн. рублей по льготным ставкам по линии микрофинансовой организации «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея».

Снимается проблема нехватки приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности помещений. Решение здесь видится в строительстве бизнес-центров, бизнес-инкубаторов — и республика уверенно движется в этом направлении, а также в дальнейшем увеличении предоставляемых в аренду и в собственность площадей, находящихся на балансе у муниципальных образований.

Вместе с тем субъективная оценка деловыми людьми условий осуществления предпринимательской деятельности зависит и от качества взаимодействия муниципальных властей и бизнеса. В силу ограниченности муниципальных ресурсов система мер, позволяющая органам местного самоуправления выявлять проблемы бизнеса на территории и эффективно влиять на их решение, недостаточна.

В целом, к сожалению, пока прежде­временно говорить о том, что большинство предпринимателей удовлетворены складывающейся ситуацией. Главным образом поступают жалобы на действия контролирующих и надзорных органов. Обозначенные предпринимателями проблемы по большому счету носят типичный для всей страны характер. Они касаются в том числе порядка подключения к инженерным сетям, налоговой нагрузки, проверок бизнеса.

У предпринимателей есть сложности с новым порядком уплаты налога на имущество физлиц. К примеру, если за предпринимателем числится объект недвижимости более 500 кв. метров, он должен заплатить налог в 2% от его кадастровой стоимости. В некоторых случаях это миллион рублей и больше. В прошлом году к нам поступило коллективное обращение по этому вопросу от полусотни предпринимателей Майкопа. Мы провели совещание по этому поводу с сотрудниками мэрии и пришли к соглашению, что ставка налога будет снижена. Пока вопрос окончательно не решен, однако отмечу, что в других регионах ставка налога на имущество, а она регулируется на местах, может быть ниже одного процента.

Есть вопросы, связанные с тем, что кадастровая стоимость объекта, на который рассчитывается налог, может быть завышенной. Здравый смысл подсказывает, что подобная оценка в любом случае никак не может быть выше, чем рыночная стоимость объекта недвижимости. В послании к Федеральному собранию Владимир Путин обратил внимание на то, что налог на землю должен рассчитываться справедливо — может корректироваться кадастровая или рыночная стоимость объекта, но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться.

Сложностей прибавляют высокие цены на энергоресурсы. Естественные монополии имеют возможность повышать тарифы в одностороннем порядке. Сказывается несовершенство и запутанность документов, регламентирующих тарифы, иных регламентов.

Повторюсь, уровень поддержки предпринимателей со стороны региона очень высок. Тем не менее за большим мы не должны забывать про малое. Сохраняются определенные «болевые точки», из-за которых не все проекты могут быть реализованы, а потенциал бизнеса не раскрывается в полном объеме.

— На какие моменты поддержки бизнеса вы бы обратили внимание в недавнем послании президента Федеральному собранию и какие возможности это дает предпринимателям Адыгеи?

— Владимир Путин заявил, что в России появится собственный защищенный бренд отечественной «зеленой» продукции. С учетом объективных преимуществ Адыгеи — хорошего климата, плодородных почв, благополучной экологической обстановки — производство «зеленой» продукции, спрос на которую растет из года в год, должно заинтересовать наших аграриев. Важно и то, что регион отстоял исключительное право на использование названия «Адыгейский сыр». Это защитит не только наших производителей и название бренда, но и качество продукта, который считается перспективным экспортным товаром.

Важно то, что республика поддерживает фермеров. Только в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея» в 2019 году за счет федерального и республиканского бюджетов планируется направить 42,8 млн. рублей. Мероприятия проекта направлены на развитие сельскохозяйственных отраслей, включая молочное животноводство.

Владимир Путин предложил инвестировать в технологические стартапы. В Адыгее есть молодые предприниматели, нацеленные на развитие цифровых технологий в сфере IT, и это будет способствовать их росту

Интересная мысль, озвученная Владимиром Путиным, — поддержка инвестиций в технологические стартапы. В Адыгее есть энергичные молодые предприниматели, нацеленные на развитие цифровых технологий в сфере IT, и это их желание, полагаю, надо максимально поддерживать.

Малые и средние предприятия во всем мире — это локомотив развития экономики. Ранее Владимир Путин поставил задачу сделать так, чтобы доля малого и среднего бизнеса в ВВП достигла 40% к середине следующего десятилетия. А число занятых в нем должно вырасти с 19 до 25 миллионов человек. Это важная задача, решать которую предстоит органам власти всех уровней. Одна из идей, озвученная на федеральном уровне, — создать условия для выдачи кредитов на проекты в приоритетных отраслях по ставке 6,5%. Если это будет достигнуто, бизнес получит очень серьезный инструмент для развития.

— Еще одна задача, которую поставил президент, — сокращение административного давления на бизнес…

 — Ожидаются новые меры прекращения административного давления, создание специальной цифровой платформы для обращений по фактам давления на бизнес. Кроме того, с 2021 года прекратят свое действие все старые нормативные акты в сфере контроля и надзора. Полагаю, что это важная и актуальная мера. О сокращении административного давления на бизнес говорили давно, наконец число проверок стало меньше.

Государство ведет политику снижения административного давления на бизнес. В настоящее время план проверок предварительно согласовывается с прокуратурой и находится в открытом доступе. Внедряется риск-ориентированный подход к организации плановых проверок. Раньше встречались случаи, когда в контролирующие или надзорные органы поступали анонимные обращения, уровень реакции на которые не всегда представляется нам соизмеримым вменяемому предпринимателю нарушению. Не исключаю, что подобные анонимки были инструментом в нечестной конкурентной борьбе. Сейчас контролирующие органы отходят от этой практики.

Однако нельзя сказать о том, что ситуация улучшилась кардинально. В первую очередь хотелось бы призвать контролирующие и надзорные органы перестать проводить внеплановые проверки предпринимателей «с особым пристрастием». Если впервые выявлены незначительные нарушения, то достаточно предупредить, а не штрафовать. Бывает так, что с первого раза накладывают штрафные санкции в десятки или сотни тысяч рублей. А если речь идет о небольших масштабах предпринимательской деятельности, после назначения такого штрафа часто остается всего два варианта — брать кредит на его оплату или сразу закрывать дело. Кроме того, штрафы списываются соответствующими органами незамедлительно либо блокируются банковские счета. А ведь за каждым предпринимателем — поступления в бюджет, налоги, рабочие места, договорные обязательства.

Karriere
Karriere

Также есть устные сигналы, что проверяющие заранее присматривают нарушения для того, чтобы официально их «выявить» во время следующего визита, вместо того чтобы сразу указать на их наличие, содействовать их устранению. Бывает и так, что предприниматели, сталкиваясь с необоснованным давлением со стороны должностных лиц, готовы рассказать о ситуации в личной беседе, но отказываются писать жалобу, опасаясь негативных последствий.

Хотя сложности обусловлены не только возможным недобросовестным отношением должностных лиц к своим обязанностям, но и нынешними запутанными техническими регламентами, избыточным регулированием в тех вопросах, которые бизнес мог бы решать самостоятельно.

— Но, если сокращать полномочия контролирующих органов, не останутся ли без защиты потребители?

— Сокращение числа проверок не означает отмену правил и требований к качеству товаров, работ, услуг. Если выявляются существенные нарушения прав потребителей, необходима самая серьезная реакция.

Мир бизнеса — деятельности, основанной на личном риске, — строится на своих законах. Но нарушение нарушению рознь. А у нас в одном случае человек, переоборудовавший свой гараж под мойку машин и содержавший благодаря этому семью, был вынужден закрыть дело из-за того, что во время проверки у него не оказалось отдельного контейнера для негодных люминесцентных ламп. Разве такое допустимо?

Но отмечу, что благодаря взаимодействию с прокуратурой и Роспотребнадзором Адыгеи, иными контролирующими органами некоторые вопросы удается решить практически сразу.

— Уголовное преследование также может являться одной из форм давления на бизнес…

 — Президент России заявил в обращении к Федеральному собранию, что «добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания». Сегодня по России почти половина дел, возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается не доходя до суда. Это значит, что их возбуждали без достаточных на то оснований.

Между тем на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу.

Тем более уголовный закон должен перестать быть инструментом разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности. К сожалению, в нашей стране немало примеров, когда в рамках уголовного закона реализовывались схемы рейдерских захватов предприятий. Поэтому убежден, что многие нарушения в сфере предпринимательства можно без ущерба для интересов общества и экономического оборота перевести в разряд административных правонарушений или разрешать в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Что касается Адыгеи, положение дел в регионе в целом представляется мне достаточно благополучным. Однако в прошлом году было два случая, когда мы включались в ситуацию, связанную со взаимодействием бизнеса и органов правопорядка. В одном случае было возбуждено уголовное дело — предпринимателю вменялось крупное хищение. Уголовное преследование в итоге было прекращено с признанием за предпринимателем права на реабилитацию. В еще одном случае мы включились в дело на стадии доследственной проверки — предпринимателю вменялось мошенничество. В конечном счете в возбуждении уголовного дела было отказано. В 2017 году мы включились в четыре уголовных дела, два из которых были прекращены. За гражданами признано право на реабилитацию.

Рассмотрение таких обращений невозможно без взаимодействия с прокуратурой Адыгеи, управлением Следственного комитета России по республике и МВД по РА. Встречаю со стороны руководителей этих ведомств полное понимание, за что особенно благодарен.

Необходимо также выразить слова признательности за поддержку руководству Адыгеи. Оперативное и качественное разрешение обращений предпринимателей было бы невозможно без тесного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, бизнес-сообществом и другими заинтересованными структурами.

Продуктивное взаимодействие выстроено с отделом предпринимательства Министерства экономики Адыгеи. Важную роль играет Общественный экспертный совет при уполномоченном, который включает два десятка человек — представителей бизнес-сообщества, практикующих юристов, экономистов, ученых, представителей вузов.

Также у нас есть интересный опыт взаимодействия с Адвокатской палатой Адыгеи. В условиях нехватки кадров возможность получать квалифицированные экспертные заключения по жалобам и обращениям предпринимателей у нас имеется благодаря привлечению общественных экспертов — членов Адвокатской палаты Адыгеи. На муниципальном уровне рекомендации и консультации заявителям дают общественные помощники бизнес-омбудсмена.

02.03.2019 в 11:29
Возрастная категория материалов: 16+