Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

Сегодня в столице Адыгеи состоится премьерный показ короткометражного фильма «Дольмен», режиссером которого стала выпускница факультета иностранных языков Адыгейского госуниверситета, а также Академии кинематографического и театрального искусства Н.Михалкова Оксана Белоусова. Съемки «Дольмена» проходили в живописных местах Адыгеи. По сценарию мистической драмы мужчина со своей супругой отправляется в поход к загадочному дольмену, но границы реального и воображаемого миров начинают стираться. Зачем герои отправились в этот путь и смогут ли они добраться до пункта назначения, зрители узнают во время просмотра. Накануне премьеры журналист «СА» встретилась с Оксаной Белоусовой и узнала о ее пути в кинорежиссуру, знаках судьбы и мистике на съемках короткометражки о дольмене.

— Оксана, как выпускница иняза АГУ стала режиссером?

— Обучаясь на четвертом курсе, я уехала по международной программе в США, где работала и училась на курсах английского языка. В первые же свои выходные в Нью-Йорке отправилась на Манхэттен, где увидела здание Нью-Йоркской академии киноискусства. Меня это так впечатлило: быть рядом с кино­академией, но в то же время так далеко, ведь я занималась совсем другими вещами. И тогда я почему-то решила, что обязательно вернусь и буду там учиться. Так и получилось, но почти через четыре года. Я окончила АГУ в 2010 году и решила, что буду чем-то заниматься в сфере кино. У меня не было нужного образования, только знание английского языка, но и это было большим плюсом. Я отправилась в Москву зарабатывать деньги на учебу в Нью-Йоркской киноакадемии. На тот момент в России просто не было частных киношкол и курсов, где ты мог бы попробовать, твое ли это занятие — кино. Два года я трудилась: преподавала в языковых школах, делала переводы для журналов — в общем, копила деньги. И наконец отправилась за мечтой. Я поступила на трехмесячные курсы кинопроиз­водства. Там можно было попробовать себя в разных ролях — режиссера, оператора, сценариста, монтажера — и понять, что нравится больше. Преподавали у нас профессионалы из разных стран. Даже за этот кратко­срочный период они дали нам те основы, на которые я опиралась в дальнейшем.

— Чему вы научились и какой показалась американская система обучения?

— Американская система обучения очень демократична. Нет барьеров между студентами и преподавателями. Любая идея, которую ты хочешь воплотить, встречает одобрение. Тебе дают снимать то, что ты хочешь, а потом уже смотрят, что у тебя получилось, есть ли у тебя стиль. В первый же день обу­чения нам дали камеры в руки и отправили снимать, невзирая на то, умели мы до этого что-то или нет. Оказалось очень круто: нас не загружали теорией. Камера — твой главный инструмент, иди и снимай. Уже за первую неделю мы наснимали большое количество этюдов. Самое интересное, что снимали мы именно на пленку, чтобы понять, как происходит процесс съемки, как движутся картинки, как выбираются линзы, как измеряется фокусное расстояние, что такое свет и т.д. Мы снимали тем старым способом, который был при рождении кино. Возможно, если бы не этот этап обучения, кино как таковое мне бы не понравилось. Когда просматриваешь отснятый на пленку материал через проектор, возникает ощущение, что ты прикасаешься к истории, самым истокам зарождения кино, которому уже 120 лет. При этом каждый кадр для тебя ценен, потому что это деньги и время. Когда снимаешь на пленку, нет возможности сразу отсмотреть материал и принять решение: этот кадр снят или нет. И тогда учишься ценить время, деньги и силы. Тут проверяется твой профессионализм.

Фото кадр из фильма "Дольмен"
Фото кадр из фильма "Дольмен"

— Что дали тебе эти курсы?

— Для меня важно было понять, иду ли я в правильном направлении. На обсуждениях в процессе обучения мои работы, несмотря на то, что они были «сыроватыми», отмечались нестандартным подходом и презентацией, необычным визуальным языком. Я поняла, что мне нравится отвечать за процесс, руководить съемочной группой, поняла, что хочу быть режиссером, хотя мне не менее интересно писать сценарии к своим фильмам, осуществлять монтаж. После трех месяцев я уже точно знала, что буду развиваться дальше в сфере кино, но пока не знала как. Вернувшись в Москву, стала об этом думать, но тут произошли изменения в личной жизни: вышла замуж, и почти сразу мы уехали в Париж, где по контракту должен был работать муж.

Но и в Париже я шла навстречу кино. Случай свел меня с британским продюсером Дэвидом Николасом Уилкинсоном, который снимал документальную ленту «Первый фильм», посвященную истории кино. Он пригласил меня поработать в его проекте. Год прошел под руководством Дэвида Уилкинсона: я училась у него всему, узнавала историю кино, как устроено кинопроизводство и многое другое. Работая в проекте, получила большой практический опыт. Сам фильм был тоже интересный: он рассказывал о настоящем изобретателе кино. Мы привыкли думать, что вся слава принадлежит братьям Люмьер. Но было еще одно имя в эпоху зарождения кинематографа — Луи Лепренс, французский изобретатель одного из первых съемочных аппаратов. В конце XIX века он переехал в Нью-Йорк, выкупил на Манхэттене усадьбу для своей семьи, где планировал провести первый в истории кинопоказ. Это должно было произойти в 1890 году, за шесть лет до премьеры братьев Люмьер. Однако Луи Лепренс исчез при очень таинственных обстоятельствах вместе со своей кинокамерой. Его семья долго искала его, но он исчез — из жизни, из истории кино.

Проект получил большой резонанс, на многих интернет-источниках о кино стали добавлять имя Луи Лепренса как изобретателя кинематографа. Фильм участвовал в разных фестивалях, в том числе в Москве, имел большой успех. Но самым большим достижением стало представление этой документальной ленты в Нью-Йорке, куда была приглашена и я. Премьера фильма Дэвида Уилкинсона прошла именно в той усадьбе, где когда-то планировал представить миру кино Лепренс. На премьеру приехала пра-праправнучка изобретателя. Позже судьба снова свела меня с этим именем. И этому послужил уже мой короткометражный фильм «Дольмен».

В какой-то момент съемок я поняла, что мы затронули некие материи, на территорию которых нужно ступать осторожно. Ученые ведь до сих пор спорят о предназначении дольменов

— Как он появился?

— Это связано с моим поступлением в киноакадемию им.Н.Михалкова, в мастерскую известного российского режиссера, педагога Владимира Хотиненко. Обучение было индивидуальным, на курсе нас было всего пять человек, поэтому поступать пришлось по конкурсу. За год мы сняли три короткометражных фильма. А поскольку академия ставит задачей поддержку именно регионального кино, дипломный проект нам посоветовали снимать в своем регионе. Встал только вопрос: о чем? Продюсер предложил тему дольменов. Признаюсь, поскольку я выросла в Адыгее, где много дольменов, я воспринимала их просто как древние камни. А для людей издалека они представляют экзотику. С моей съемочной командой мы стали придумывать сюжет, остановились на мистической составляющей. Первоначально это была такая солнечная история, действия должны были разворачиваться в мае при температуре плюс 25 градусов. Мы сверялись с прогнозами, но когда приехали в поселок Каменномостский Майкопского района, начался ливень. Несколько дней пришлось ожидать хорошую погоду, пока не стало ясно: или мы уезжаем, или начинаем снимать хоть что-то в тех условиях, которые имеем.

Мы решили рискнуть. Но концепцию пришлось менять на ходу. Четыре месяца до этого мы прорабатывали историю, которая всем нравилась: это была светлая история, в которой дольмен представлялся как некая комната желаний. Это распространенная версия: если ты прикоснешься к дольмену и загадаешь желание, оно исполнится. В новой версии дольмен стал пограничным элементом, который стоит между реальностью и параллельным миром. В фильме есть сцена, где съемка происходит из дольмена. Так мы попытались передать, что видит Дольмен. Этот мир вроде бы тот же самый, но в нем есть элемент потусторонности. В какой-то момент съемок я поняла, что мы затронули некие материи, на территорию которых нужно ступать осторожно. Ученые ведь до сих пор спорят о предназначении дольменов: кто-то говорит, что это древние гробницы, кто-то предполагает, что это были порталы, которые использовали працивилизации. Для себя я поняла, что это явно не комната желаний. Это не то, что мы хотели снимать. Возможно, Дольмен захотел рассказать о себе сам.

Последний съемочный день был непосредственно у дольмена, на Богатырской поляне. Для съемок снова выбрали самый сухой и солнечный день, шли туда несколько часов пешком с оборудованием, переходили реку. Но когда пришли на место, снова изменилась погода, начался град, мы оказались в отрыве от цивилизации. Так что стихия в кадрах настоящая. Потом так же неожиданно все прекратилось, засияло солнце, и мы досняли фильм. Все участники съемочной команды почувствовали единение с природой и частично с мистикой. Для каждого участника фильма это был путь преодоления себя, каждый получил свой жизненный опыт. У каждого свой дольмен.

Фото кадр из фильма "Дольмен"
Фото кадр из фильма "Дольмен"

— Как воспринимают ленту зрители?

— Сейчас, два года спустя после съемок, эта короткометражка позиционируется Киноакадемией Н.Михалкова как одна из лучших работ. По иронии судьбы премьера фильма прошла на фестивале в киногородке Брэдфорде (Великобритания), где находится музей, в котором хранятся реплика (точно воссозданная копия. — Прим.ред.) камеры Луи Лепренса, а также его вещи. Мы участвовали в фестивале студенческих работ. И хотя не получили первый приз, но, по словам организаторов, были очень сильными претендентами на победу. Также короткометражка была представлена на фестивалях в Хорватии, Ирландии, Италии, международном кинофестивале в Сочи.

Представлять картину у себя на родине очень волнительно уже потому, что там будут люди, которые тебя знают. Хотя в Майкопе мое имя не известно так широко, как, например, моих коллег Тембота Шовгенова и Азамата Тхаганова, которые основали киностудию «Тембаз» и снимают интересные фильмы. Наверное, больших ожиданий от моей ленты у зрителей не будет, мне больше интересно, смогут ли понять мою картину, а точнее почувствовать. Я вижу, что мой зритель распадается на две противоположные категории — те, кто чувствуют, понимают картину и готовы разговаривать дальше, и те, кто ничего не понимает. Хорошо, что нет равнодушных. Возле картины формируется пласт своего зрителя, который находит в ней что-то свое.

Кстати

Премьера фильма «Дольмен» пройдет в Майкопе сегодня в Доме культуры «Гигант» при поддержке городского управления культуры. Начало в 18.00. Вход свободный. Зрители смогут не только посмотреть киноленту, но и пообщаться с его автором.

Показ короткометражной ленты также состоится 28 марта в 11.00 в АГУ. Мероприятие пройдет при поддержке Адыгейского республиканского отделения Русского географического общества. После показа состоится диалог со студентами о дольменах и проблеме их сохранения и охраны.

26.03.2019 в 13:58