Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото САФото СА

Сегодня в регионе отметят День Государственного флага Адыгеи. Об истории главного государственного символа республики, его значении, а также уникальных реликвиях, хранящихся в фондах Национального музея РА, — в материале «СА».

Главный символ

Двенадцать звезд, обозначающих двенадцать адыгских (черкесских) субэтносов. Три стрелы, перекрещенных между собой в знак единства и прекращения войны, — три древнейших адыгских княжеских рода. И зеленое полотнище, символизирующее жизнь, вечность и черкесские леса. Флаг Адыгеи — образ малой родины, который носит в душе каждый адыг, где бы он ни был.

Знамя адыгов — исторический флаг адыгов первой трети XIX века. Он был придуман как символ независимой Черкесии в Кавказской войне (к этому стремились британские колонизаторы) резидентом Великобритании Дэвидом Урквартом в 1836 году. Сейчас полотно является национальным флагом всех черкесов — кабардинцев, адыгов, черкесов, шапсугов и адыгской (черкесской) диаспоры.

Официально праздник адыгского флага появился в 2013 году, когда депутаты Госсовета-Хасэ Адыгеи приняли изменения в закон о праздничных днях и памятных датах республики, добавив в список дат День Государственного флага Республики Адыгея. Однако этот день и до принятия решения несколько лет неофициально отмечался в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии по инициативе адыгских общественных организаций и движений как День черкесского флага. Традиционно 25 апреля активисты организовывали автопробеги, акции, выезд всадников с национальными флагами.

Государственная символика Адыгеи была утверждена вместе со статусом республики. Закон Республики Адыгея «О Государственном флаге Республики Адыгея», принятый 24 марта 1992 года, регламентировал утверждение Государственного флага Республики Адыгея.

Возвращение реликвий

В Национальном музее республики хранятся два уникальных флага с непростой, но интересной историей. Это шапсугское и натухаевское знамена ХIХ века.

Сотрудники музея много лет изучают эти реликвии, по крупицам собирают немногие сведения, относящиеся к их истории и судьбе. Однако некоторые детали прошлого до сих пор остаются неизвестными. Немудрено, ведь флаги насчитывают около двухсот лет, а первые сведения о них относятся к годам Кавказской войны. Боевые знамена шапсугов и натухайцев были захвачены русскими войсками в качестве трофея 26 мая 1840 года при отбитии штурма черкесов на Абинское укрепление.

— Проследить судьбу флагов более детально можно только начиная с 1865 года. Тогда в Тифлисе открылся военно-исторический музей, где натухаевское и шапсугское знамена хранились до конца первой четверти XX века наряду с другим адыгским историческим и этнографическим материалом, — рассказывает заведующая отделом новой истории Национального музея республики Мариет Кудай.

Фото Национальный музей РА. Шапсугское знамя
Фото Национальный музей РА. Шапсугское знамя

В 1925 году по инициативе Общества изучения Адыгейской автономной области в Краснодаре открылся Адыгейский областной музей. Первый его директор Ибрагим Асланбекович Наврузов занялся формированием фондов, он обращался в музеи Советского Союза, в органы государственной власти с просьбой о передаче экспонатов по истории адыгов.

Благодаря ходатайству Ибрагима Наврузова через Адыг­облисполком и Адыгоблоно перед Главнаукой Наркомпроса Грузии и Обществом истории и этнографии Грузии в октябре 1925 года от Центроархива Грузии натухаевское знамя ХIХ века поступило в музей. Об этом свидетельствует запись, сделанная самим Наврузовым в Общей инвентарной книге Адыгейского областного музея.

Интерес представляет и история возвращения шапсугского флага. В 1922 году после образования автономной области старейшины аулов Панахес, Псейтук, Афипсип и Хаштук обратились к секретарю обл­исполкома Шахан-Гирею Хакурате с просьбой разыскать знамя предков. Он сообщил о просьбе земляков политическим деятелям Серго Орджоникидзе и Анастасу Микояну. И вот в 1926 году было получено долгожданное письмо из Тбилиси о том, что знамя найдено. За реликвией в Тбилиси отправились Асланбек Бжассо и Мет Тухтух. Флаг был привезен в Краснодар. В сопровождении двухсот всадников оно было доставлено в облисполком.

Возвращение шапсугского знамени на родину отмечалось в Адыгее как большое торжество. В ауле Афипсип под руководством Хакурате устроили большое празднество, которое было запечатлено на фото и на видео. Эти документальные свидетельства сохранены в подтверждение исторического события.

В 1927 году флаги были зарисованы известным художником И.В.Коваленко. Эти эскизы вместе с фотографией сейчас хранятся в фондах музея.

— Любопытно, что в мае 1926 года Шапсугский районный исполнительный комитет ходатайствовал о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ему ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Но ходатайство не удовлетворили, — говорит Мариет Кудай.

Казалось бы, наступило время славы знамен. Они могли занять достойное место в экспозициях. Однако отсутствие у музея достаточных площадей, частые переезды, а позже и перевод в Майкоп в 1936 году, репрессия в отношении Ибрагима Наврузова, Великая Отечественная война стали объективными факторами того, что флаги практически не выставлялись.

В послевоенные годы усилилась цензура в отношении музеев. В 1951 году специальная комиссия в составе представителей партийных, государственных органов, а также сотрудников музея признала шапсугское и натухаевское знамена, а также другие исторические материалы подлежащими изъятию как «идеологически невыдержанные и устаревшие».

— Специальным актом от 14 июня 1952 года эти материалы были переданы в областной архив. Однако знамена не были переданы в архив, а были спрятаны. Их сохранила у себя дома сотрудница музея, в то время заведующая фондами Любовь Лебеденко. Это была удивительно преданная своему делу женщина. В ее трудовой книжке была только одна запись — о принятии на работу в музей, где она и проработала почти всю жизнь. Только спустя годы, в 1965 году, когда исчезла угроза изъятия, она вернула знамена в музей, — рассказывает Мариет Кудай.

Начало перестройки ознаменовало новый период в истории страны. Исчезли многие запреты и цензура. Появилась возможность открыто выставлять исторические знамена, и они неоднократно экспонировались на выставках Национального музея РА. А исследователи получили к ним доступ.

Фото Национальный музей РА. Натухаевское знамя
Фото Национальный музей РА. Натухаевское знамя

Арабская вязь и цвет родной земли

Историки не раз обращались к флагам с целью изучения малейших деталей, пытались объяснить символику цвета и формы. Натухаевское знамя из чесучовой ткани имеет традиционную форму прямоугольника в длину более 1,4 метра и в ширину почти метр. На полотне вертикально расположены красная, белая и синяя полосы.

— Надо хорошо представлять то время — начало первой половины XIX века. Профессио­нальные знания о геральдике вряд ли были широко распространены в обществе. Мы можем только предположить, что за основу натухаевского знамени был взят французский триколор, который попал к черкесам во время Отечественной войны 1812 года как трофей, ведь известно, что адыги участвовали в этой войне, — предполагает Мариет Кудай.

Гораздо больший интерес представляет нашивка прямоугольной формы из черного хлопчатобумажного сатина, сделанная в середине флага на белой полосе. По углам прямо­угольника золотыми нитями вышиты четыре цветка с шестью лепестками. В центре — арабской вязью сделана надпись «Мухаммед». На белой полосе полотнища имеется еще надпись на арабском языке «Тамык Эль Хадж Бакий». По другой интерпретации — «Тимык Хатзх Цыку — Хадж». Предположительно, это означает имя человека, совершившего хадж. Не исключено, что с этим знаменем вышеупомянутый черкес совершал паломничество в Мекку.

Совсем другой шапсугский флаг. Его коричневое полотно с двумя «языками» (форма ласточкиного хвоста) шириной 60 см и длиной 158 см было сшито из четырех кусков разных материй.

По предположениям, флаг шили из доступных материалов, но старались подобрать ткань той расцветки, которая бы имела символическое значение. Возможно, коричневый цвет символизировал окружающий ландшафт, а именно горы. Тканевая вставка красного цвета была пришита специально и тоже должна была нести особый смысл. Символическое значение цвета у каждого народа особое, связанное с историей, традициями, ландшафтом, особенностями национального менталитета. В геральдике красный цвет чаще всего обозначает цвет родной земли, символизирует любовь, отвагу, мужество и кровь, пролитую за свое Отечество, и т.д.

Кстати, в 1990-е годы шапсугский флаг был отреставрирован специалистами в Москве.

И натухаевское, и шапсугское знамена находятся в хранилище музея, где соблюдается специальный температурно-влажностный режим. Их извлекают для экспозиций нечасто, чтобы сохранить для потомков в лучшем виде. И все же, уверены сотрудники музея, об этих исторических экспонатах люди должны знать.

В ближайшее время увидеть уникальные экспонаты можно будет на выставке «Оплаканная земля», которую сотрудники Национального музея республики планируют приурочить к 21 мая — Дню памяти и скорби по жертвам Кавказской войны.

25.04.2019 в 09:57