Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Адыгея за последние два десятилетия приняла около двух тясяч этнических адыгов, вернувшихся из сербского края Косово, Сирии, Турции, Израиля, Иордании и других стран Ближнего Востока. Все они переехали на свою историческую родину в разные годы и все обрели в Адыгее дом. Чтобы помочь соотечественникам на первом этапе, в Адыгее был создан Центр адаптации репатриантов. О том, какие преобразования ждут единственное в России учреждение с подобными функциями и с какими трудностями сталкиваются соотечественники, в интервью «СА» рассказал руководитель центра Асхад Гучетль.

— Асхад Туркубиевич, в начале года было заявлено о том, что Адыгея получит федеральные средства на реконструкцию Центра адаптации репатриантов. На какой стадии сейчас процесс?

— Центр адаптации репатриантов был основан в 1998 году для временного проживания прибывших в Адыгею первых соотечественников из Косова в переоборудованном здании бывшего детского сада. Капитального ремонта здесь не было. Естественно, здание находится не в лучшем состоянии. Мы уже сделали проект планировки, пройдена госэкспертиза. Сейчас готовятся документы для согласования на федеральном уровне. Речь идет о выделении около 34 млн. рублей. Руководство республики нас поддерживает, надеемся, что выделение средств будет одобрено.

— Что предусматривает проект?

— Это здание будет полностью реконструировано. Мы планируем заменить все устаревшие коммуникации, обустроить и озеленить двор, установить новый забор. Здесь будет сделана перепланировка под обустройство 14 квартир, где уже с удобствами смогут проживать со­оте­чественники, ожидающие оформления всех документов. Почему это важно? Абсолютно все репатрианты, которые приезжают в Адыгею и начинают оформлять документы, необходимые для возвращения, сталкиваются с одной и той же проблемой — обязанностью где-то зарегистрироваться. По новому законодательству регистрировать можно только там, где человек проживает. Если реконструкция будет проведена, мы получим 14 прекрасных квартир, рассчитанных на разное количество людей — ведь некоторые приезжают сразу семьями. Для нас это единственный выход.

Мы общаемся с зарубежными диас­порами и знаем, что многие соотечественники и сейчас изъявляют желание вернуться на историческую родину. Это показал и недавний визит главы республики в Турцию

— Сейчас поток прибывающих снизился?

— Мы анализировали цифры за 2019 год. За полугодие использовано только около 60 квот, вид на жительство получили 28 человек, еще 24 — оформили гражданство. Да, можно говорить о том, что поток уменьшился. Кто-то приезжал временно, пока в Сирии, например, были военные действия, но таких совсем немного. Какая-то часть уехала, чтобы попытаться продать свое имущество в Сирии, которое им пришлось оставить, убегая от войны. Многие из них планируют вернуться, потому что успели пожить здесь и понять, что Адыгея — это место, где их приняли, поддержали, где можно благополучно жить и строить семьи.

Мы общаемся с зарубежными диас­порами и знаем, что многие соотечественники и сейчас изъявляют желание вернуться на историческую родину. Это показал и недавний визит главы республики Мурата Кумпилова в Турцию. Недавно там прошла конференция, в которой принял участие руководитель профильного республиканского комитета Аскер Шхалахов. И он тоже подтверждает, что есть заинтересованность бизнеса в сотрудничестве с республикой, более того, многие хотят делать это не дистанционно, а живя и развиваясь на исторической родине.

Не так давно Адыгею посещала делегация соотечественников из Иордании. Среди них также есть желающие пере­ехать в Адыгею. Я думаю, не последнюю роль здесь играет то, что сейчас информация о республике есть в открытом доступе. В любой точке мира можно зайти в интернет и прочитать о том, что регион развивается, что здесь появляются все новые возможности.

— Кстати, об информационной составляющей. Вы выпустили памятки для соотечественников. Для чего они?

— Это своеобразное пособие о том, с чего начинать, если ты решил вернуться на историческую родину. В них собрана вся нужная информация — о миграционном законодательстве России, республиканских законах, сведения о программах и мерах поддержки соотечественников, перечни необходимых документов и адреса государственных учреждений. Памятки выпущены на нескольких языках — русском, адыгейском, турецком и арабском. Уверен, что они значительно упростят подготовку всех регистрационных документов и помогут снять многие проблемные вопросы.

— Одна из проблем, с которой сталкивались репатрианты, — незнание русского языка. Раньше работали курсы специально для них. Они продолжают действовать?

— Курсы при республиканской гимназии продолжают действовать. Сегодня их посещают более 80 человек. Работает две группы — для взрослых и для школьников. Смело могу заявить, что проблем с изучением русского языка нет. В частности, потому что сами соотечественники понимают, насколько это важно, например для трудоустройства.

Кстати, о трудоустройстве. Мы активно сотрудничаем с Центром занятости населения, нам предоставляют информацию об имеющихся вакансиях. Многие соотечественники таким образом нашли работу.

— Сколько сейчас репатриантов живет в центре адаптации?

— 44 человека, в основном из Сирии и Турции. И две семьи из Косова, они живут здесь еще с 2001 года. В ауле Мафэхабль, где им раздавали участки, есть два недостроенных дома. В перспективе они переедут в них. Они очень надеются на помощь в строительстве.

— Несколько лет назад в Майкопе начиналось благотворительное строительство гостиницы для репатриантов, ее возводили в память об общественнике, адыге из Турции Илькае Тыже. Гостиница уже принимает соотечественников?

— Да, этот проект реализован. Там два двухэтажных жилых здания. Обу­строено несколько десятков комнат. Для тех, кто приезжает ненадолго — чтобы сдать документы, например, это очень хороший вариант. Они тоже имеют право регистрироваться по месту пребывания на срок действия визы — до 90 дней. Плата за проживание, насколько я знаю, там небольшая — чтобы покрывать затраты на коммунальные услуги. Этот проект реализован на общественных началах репатриантами, которые сами когда-то испытали все трудности возвращения и решили, что должны помогать соотечественникам. И это еще одно подтверждение того, что в Адыгее ждут тех, кто хочет связать свою судьбу с исторической родиной.

01.08.2019 в 12:24