Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Элины КараевойФото Элины Караевой

Случилось долгожданное событие. Культурная жизнь Адыгеи нынешней осенью вышла за рамки республики и шагнула в большой мир искусства большой России. Опера композитора Аслана Нехая «Раскаты далекого грома» по одноименному роману Исхака Машбаша прозвучала на разных сценических площадках страны. Автор написал ее в 1980-х, в 2011-м был представлен сценический вариант, в прошлом — концертный. И вот в нынешнем году благодаря государственной поддержке опера отправилась в большое турне по городам России.

— Я этого ждал 30 лет, и невозможно выразить те чувства, которые меня переполняют. Написать оперу и не слышать ее в исполнении, не иметь возможности донести до зрителя, может быть, главное твое произведение для любого композитора неприятно. А для меня лично это было даже трагично, потому как я очень хотел сообщить миру, что культура адыгов богата не только фольклором, народными мелодиями, национальными традициями, в ней еще представлено высокое академическое искусство, — делится своими впечатлениями и не скрывает радость и удовлетворение от большой проделанной работы Аслан Нехай.

Проект-победитель

— На соискание гранта Правительства России мы подавали три проекта. Один из которых — «Показ первой национальной оперы А.К.Нехая «Раскаты далекого грома» в концертном исполнении в городах России» — вошел в число победителей. И это уже был успех, если учесть, что всего для реализации творческих проектов в 2019 году Министерством культуры России было рассмотрено 200 заявок, а поддержки удостоились 15. Главная цель проекта — укрепление межнациональных и межкультурных связей, популяризация творчества композиторов Адыгеи, — рассказал генеральный директор Государственной филармонии Адыгеи Мухамед Кулов.

Полученный грант составил 10 миллионов рублей. Филармония с учетом мнений композитора, вокалистов, музыкантов определила список городов, в которых пройдет показ. Выбор оказался в пользу тех, у кого есть образовательные учреждения культуры и искусства.

На ростовской сцене

Масштабный проект начался с Ростова-на-Дону — ценителя классической музыки. В городе находится одна из лучших консерваторий России, которая выпустила плеяду профессиональных музыкантов с мировым именем. Окончил ее и Каплан Сташ — дирижер симфонического оркестра республики, кому выпала честь дирижировать оперу «Раскаты далекого грома» в концертном исполнении. На сцене Ростовской государственной филармонии, в которой прошел показ, ему уже приходилось выступать. После окончания консерватории он здесь играл в местном оркестре.

— В филармонии Ростова я работал 3 года, так что в зале будут мои знакомые, педагоги, коллеги. Испытываю волнение и вместе с этим гордость, что представляю адыгскую классическую музыку. Считаю, что опера Аслана Касимовича достойна большого признания. Уверен, что во время нашего гастрольного турне наш коллектив сможет это продемонстрировать и зрители оценят это мощное и сильное произведение, — рассказал перед выступлением дирижер Государственного симфонического оркестра Госфилармонии Адыгеи Каплан Сташ.

Проект объединил в большой музыкальный коллектив 80 артистов. Это весь симфонический оркестр Адыгеи, хор ансамбля «Исламей», приглашенные солисты-вокалисты. Для участия в показе тенор Тимур Гуазов оставил на время основную работу. Солист Государственной филармонии Кабардино-Балкарской Республики исполняет главную роль крестьянина Хагура, восставшего против крепостного права князей-уорков.

— Скажу честно, для меня лестно, что я являюсь единственным исполнителем главной партии. Спасибо композитору, который в меня поверил и пригласил. Принимал участие еще в первой сценической постановке в 2011 году. И сейчас с удовольствием участвую в концертном исполнении. Эти два варианта отличаются, конечно. В первом случае ты можешь показывать действо, выступаешь еще и как актер, и такая игра на сцене помогает тебе лучше представить образ твоего героя. Но тогда не было живого оркестра, который сейчас есть в концертной версии оперы. И, конечно, живой звук придает естественность мелодике, — отмечает заслуженный артист Адыгеи и Кабардино-Балкарии Тимур Гуазов.

Знаковое произведение

Об особенностях мелодики, звучании симфонического оркестра одним единым организмом, профессионализме хора ан­самб­ля «Исламей», сильных голосах вокалистов в течение проекта неустанно будут говорить зрители. Каждый зал, в котором прозвучала опера, слушал и внимал, затаив дыхание, оценил национальный музыкальный звук, познал историю, повествующую о судьбе адыгского народа. При поиске сюжета оперы Аслан Нехай остановил свой выбор на романе Исхака Машбаша «Бзиюкская битва», рассказывающем о сражении крестьян-тфокотлей против установления над ними крепостного права дворянами-уорками. Почти у всех действующих лиц были яркие монологи, которые давали благодатную почву для арий. В диалогах был материал для вокальных ансамблей и оперных сцен. Делясь впечатлениями после концерта, музыковеды не раз скажут о яркой мелодике, правильной вокальной линии и грамотной драматургии, в которой автор умело переплетает сцены войны и мира. С одной стороны, показана трагедия народа, когда братья по крови противостоят друг другу, с другой — опера повествует о красивой истории любви и показывает народную традицию празднования свадьбы в ауле.

— Это знаковое произведение, в нем очень много разно­образной и хорошей музыки, я бы хотел поздравить автора, замечательного композитора, я его давно знаю. Мне кажется, в опере присутствуют такая энергетика и такой молодой задор, как будто она написана молодым человеком, молодым композитором, — поделился впечатлениями музыковед из Ростова-на-Дону Анатолий Цукер.

Написать оперу и не слышать ее в исполнении, не иметь возможности донести до зрителя главное твое произведение для любого композитора неприятно. А для меня лично это было даже трагично, потому как я очень хотел сообщить миру, что культура адыгов богата не только фольклором, народными мелодиями, национальными традициями, в ней еще представлено высокое академическое искусство.

— Вы непросто должны гордиться, это рождение чуда, превосходная музыка, слышны правильно расставленные интонации, музыкальная партитура выразительная, фактура самого оркестра стильная, солисты прекрасные, ансамбль работает с такой отдачей, что ты понимаешь каждое слово. Это был настоящий праздник великолепной классической музыки. Я поздравляю Республику Адыгея с таким значимым событием, — говорит художественный руководитель оркестра русских народных инструментов «Дон» Крикор Хурдоян.

Фото Элины Караевой
Фото Элины Караевой

Вслед за Ростовом были Элиста, Астрахань, Волгоград. И везде аншлаг и нескрываемый восторг зрительного зала. 16 октября состоялась главная гастроль. Оперу показали в Москве, в концертном зале Союза композиторов России. От имени руководства республики московского зрителя приветствовала заместитель полномочного представителя главы Республики Адыгея при президенте Российской Федерации Фатима Романова. Она отметила, что участники концерта, легендарный «Исламей» и симфонический оркестр, — одни из ведущих профессиональных творческих коллективов Адыгеи. Фатима Романова рассказала о высоком уровне представленного ими проекта. В свою очередь, мастеров искусств Адыгеи приветствовал ответственный секретарь Союза композиторов России Павел Левадный. По его словам, регионы сегодня мало внимания уделяют развитию композиторского искусства. А тут Адыгея мало того что ставит национальную оперу, еще и выигрывает правительственный грант и проводит большую работу по популяризации произведений своих композиторов.

Майкоп — Казань

Побывав в городах Кавказа, выступив в Москве, большой творческий коллектив отправился по самому длинному марш­руту Майкоп — Казань. 1800 километров стоили того, чтобы их проехать и показать искусство Республики Адыгея в городе, который вошел в культурное наследие ЮНЕСКО. Здесь есть свой кремль и даже свой эрмитаж. Одна площадь Свободы Казани как целый культурно-просветительский центр. На одном периметре расположены консерватория, театр оперы и балета, большой концертный зал. Культурная жизнь Казани богата разнообразием музыкальных форумов. Ежегодно здесь проводятся Международные фестивали оперы им.Шаляпина, балета им.Нуриева, классической музыки им.Рахманинова. И, конечно, здесь должны были увидеть первую национальную оперу Адыгеи. В концертном органном зале им.Салиха Сайдашева, в котором прошел показ, звучала разная музыка. Классическая, симфоническая, русская, татарская. И вот там услышали академическую музыку адыгов.

С приветственным словом к артистам из Адыгеи и их слушателям обратился заместитель министра культуры Республики Татарстан Ленар Хакимзянов. По его мнению, жителям Казани повезло в том, что их город вошел в число 10 концертных площадок, включенных в гастрольное турне оперы Аслана Нехая. Он отметил, что они с удовольствием познакомятся с искусством адыгского народа.

Казанский зритель был внимателен, знал, что после арий уместны аплодисменты, а после хоровых партий лучше затаить дыхание. Артисты, в свою очередь, чувствовали понимающего зрителя, слышали чистоту своего голоса и музыкального звука. Большой концертный зал Татарстана имеет потрясающую акустику.

В зале были и давние поклонники ансамбля «Исламей». Коллектив два раза, в 2006-м и 2012-м, выступал в Набережных Челнах. Жители города проехали 400 километров, чтобы увидеть любимых артистов.

— Мы знаем «Исламей» как народный ансамбль, знаем Аслана Касимовича как композитора национальных песен, а сегодня мы по-новому их открыли. Они продемонстрировали мастерство академического вокала. Поздравляем наших друзей, великолепных артистов, с успехом такого большого проекта, — говорит житель г.Набережные Челны Рафис Уразгильдинов.

Финальный аккорд

Дорога была длинная, встреча короткая. Но богатая духовно, как и сама Казань. Опера блеснула яркой звездой на музыкальном небосклоне столицы Татарстана и отправилась дальше. «Раскаты…» еще звучали в Геленджике, Ставрополе, Черкесске, Нальчике. Финальный аккорд был поставлен в братской Кабардино-Балкарии. Можно сказать, что это был самый ответственный концерт. И на то есть ряд причин. Во-первых, он был заключительным, во-вторых, на представление приехал сам композитор, а еще здесь есть свои национальные оперы, и артисты знали, что зритель обязательно проведет аналогию.

Министр культуры Кабардино-Балкарской Республики Мухадин Кумахов поздравил большой творческий коллектив с успехом и вручил приветственный адрес главы республики Казбека Кокова композитору Аслану Нехаю. Было отмечено, что опера «Раскаты далекого грома» является ярким подтверждением служения родному народу и что автор внес большой вклад в развитие академического искусства адыгов. С приветственными словами в адрес артистов из братской Адыгеи также выступили дирижер симфонического оркестра Кабардино-Балкарии Петр Темирканов, художественный руководитель национального театра Руслан Фиров, композитор, классик адыгской музыки и давний друг Аслана Нехая Джабраил Хаупа. Имена известные, их мнение значимо в мире музыки, культуры и искусства.

— То, что Аслану Нехаю удалось, пока еще никому из его соратников не удавалось. Он смог вывести нашу академическую музыку на совершенно новый уровень. Первый не тот, кто написал, а тот, кто так достойно прозвучал. Это произведение можно показывать не только в России, его надо показывать на мировых сценах, — выразил свое мнение композитор, заслуженный деятель искусств России Джабраил Хаупа.

Фото Элины Караевой
Фото Элины Караевой

Эксперты признались, что показ оперы в Нальчике стал одним из значимых событий в культурной жизни республики. Весь зрительный зал был в предвкушении и ожидании. В музыкальном театре республики, где прошла премьера, не раз выступал «Исламей», здесь проходил и сольный концерт симфонического оркестра. Но даже такого искушенного зрителя наши именитые артисты смогли удивить. Как и везде, Нальчик аплодировал и не скрывал свой восторг.

— Чувствуется грузинская композиторская школа, удивительно, насколько точно выстроена опера. Здесь звучат замечательные сольные арии, представлены выразительные партии дуэтов и квартета, великолепный хор с мощным вокалом, яркая симфоническая музыка. Композитор использует и традиции адыгской народной музыки. А сама тема оперы затрагивает глубину души. Спасибо за этот удивительный вечер классической музыки. Это высокое искусство. У нас тоже есть замечательные оперы, но, к сожалению, они пока еще так понятно, затрагивая наши сердца, не прозвучали, — считает музыковед, член Союза композиторов Кабардино-Балкарской Республики Юлия Карданова.

Звездный час

Проехав тысячи километров, выступив перед многотысячной аудиторией, получив массу положительных отзывов, большой творческий коллектив тоже был счастлив и испытал чувство гордости от значимости выполненной миссии.

— Скажу честно, где-то даже сожалею, что все закончилось. Это был удивительный проект, случившийся в творческой жизни нашего ансамбля. Эти непрекращающиеся по пять минут овации мы никогда не забудем. Не забудем слезы, радость, умиление, восторг зрителей. И самое главное, мы очень рады, что смогли осуществить мечту нашего художественного руководителя. И мы благодарим в первую очередь Аслана Касимовича за то, что он творит и пишет такую музыку, способную вызывать столько эмоций, — говорит заслуженная артистка России, исполнительница партии княгини Дарихат Шеретлуко Сусанна Хуако.

Это рождение чуда, превосходная музыка, слышны правильно расставленные интонации, музыкальная партитура выразительная, фактура самого оркестра стильная, солисты прекрасные, ансамбль работает с такой отдачей, что ты понимаешь каждое слово. Состоялся настоящий праздник великолепной классической музыки.

«Раскаты далекого грома» дождались своего звездного часа. Это победа большого творческого коллектива — Государственной филармонии Республики Адыгея, Государственного симфонического оркестра, Государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи. И, конечно, в первую очередь это заслуга автора произведения — народного артиста России, обладателя Государственных премий России и Адыгеи, премии Шостаковича, художественного руководителя ансамбля «Исламей», композитора Аслана Касимовича Нехая.

— Я хочу поблагодарить всех участников проекта — организаторов, артистов «Исламея», приглашенных вокалистов, музыкантов симфонического оркестра. Это было нелегко и физически, и морально. Но коллектив великолепно справился с задачей. Хочу поблагодарить и руководство республики. В течение всего гастрольного турне глава Адыгеи Мурат Кумпилов интересовался тем, как проходили концерты, как встречали наш коллектив. Его внимание для нас очень ценно. Останавливаться на достигнутом мы не будем. Есть идея постановки третьего варианта оперы — это театрализованная постановка с приглашением оперных певцов. Чтобы была профессиональная сценография с декорациями, костюмами и чтобы звучал живой оркестр. Творчески мы на такое способны, будем думать о материально-технической стороне, — сказал автор оперы «Раскаты далекого грома» Аслан Нехай.

Проект завершен. «Раскаты…» прозвучали громом по стране, громко сообщили о достоянии Республики Адыгея и оставили самые яркие впечатления. Адыгский народ богат своим фольклором, национальными песнями, танцами. И эти традиции веками мы бережно сохраняем и развиваем. А сегодня о нас узнали как о народе, который имеет высокую академическую культуру, достойную представления в мире музыкального искусства.

19.11.2019 в 17:39