Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Зрительный зал Госфилармонии республики. Гаснет свет, поднимается занавес. За инструменты усаживаются музыканты. На сцену выходит дирижер. Стройная женщина в вечернем черном платье со скрипкой встает, и следом за ней поднимается коллектив оркестра. Дирижер пожимает ей руку. Это Ольга Мамикьян — «первая скрипка» и концертмейстер Государственного симфонического оркестра республики.

Первая скрипка

Слово «концертмейстер» произошло от двух слов — «концерт» и «мастер». Мастер концерта — вот истинное определение и призвание Ольги Мамикьян.

Ольга окончила Ростовскую государственную консерваторию им.Рахманинова по классу скрипки в 1993 году. И с тех пор работает в Государственном симфоническом оркестре Госфилармонии республики. Последние 13 лет — в качестве концертмейстера оркестра.

Роль концертмейстера не видна зрителям, но от его работы, не менее чем от работы дирижера, зависит слаженное выступление всего оркестра.

— Чтобы все сыграли одинаково, важно выставить аппликатуру (способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах. — Прим. ред.). От нее исходят все струнные группы, под них подстраиваются остальные. Слежу за настройкой оркестра. Все музыканты должны играть в одном тоне. В нашем оркестре два дирижера, и у каждого свое «ля». Я, как «первая скрипка», настраиваю свой инструмент на нужное «ля», а за мной и остальные музыканты, — рассказывает Ольга Мамикьян.

Своих постоянных слушателей артисты оркестра знают в лицо. Но даже если не все места в зрительном зале заняты, музыканты настраиваются на работу и отдаются музыке целиком. Играть хорошо нужно даже для нескольких человек, хотя при аншлаге, признается Ольга, выступать приятнее и торжественнее.

В среде музыкантов распространена шутка, что эта профессия — оплачиваемое хобби. Но любить музыку мало. Как спортсмен поддерживает физическую форму, так и музыканту для поддержания мышц в тонусе нужно постоянно играть. Ольга Мамикьян не расстается со скрипкой и дома.

— Это ведь огромный труд. Чтобы добиться хорошего качества исполнения, нужно «пахать» с младых ногтей — не только играть на инструменте, но и развивать душу и ум. Я преподавала многим ученикам, и хочу сказать, что даже самые способные и та­лантливые не могли достичь сколько-нибудь значимого успеха, если ленились и не посвящали себя музыке, — говорит скрипачка.

Оркестр и семья

На вопрос, довольна ли сама музыкант своей артистической судьбой, Ольга отвечает утвердительно.

— В юности мечтала играть в оркестре знаменитого Мариинского театра, и, возможно, если бы вовремя поставила себе эту цель, работала бы сейчас в этом коллективе. Но тогда совершенно по-другому сложилась бы моя судьба. И не было бы у меня той семьи и детей, которые есть сейчас, — говорит Ольга.

Несколько лет назад скрипачка впервые побывала в Мариинке, насладилась игрой прославленного оркестра, но в то же время не могла не отметить, как поздно завершается работа этих артистов, и подумала о том, что их дома ждут семьи. Как говорится, у любой медали две стороны. Сейчас Ольга Мамикьян счастлива, что в Майкопе может все совмещать — и любимую работу, и семью.

Да и вне коллектива Государственного симфонического оркестра республики концертмейстер и «первая скрипка» себя уже не представляет. Именно коллег она считает своими самыми строгими судьями, но в то же время самыми доброжелательными. Сейчас Ольга Мамикьян готовится к юбилейному сольному концерту, который станет своеобразным творческим отчетом за прошедшие годы.

— Общеизвестна фраза — «В начале было Слово». Но мне порой кажется, что в начале был звук, потому что звуком можно все передать. А словами нет, ведь все мы говорим на разных языках, а музыка понятна каждому, — говорит скрипачка.

07.03.2020 в 13:17