Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Алла ЗагуменноваФото Алла Загуменнова

…Наш вуз, как и все академические институты Москвы, перевели на удаленную работу, и я отправилась в Майкоп. Люблю путешествовать поездом, и, как обычно, отправилась с Казанского вокзала. Казанский вокзал — один из старейших вокзалов Москвы — задумывался как «ворота на Восток». Знаменитая башня Казанского вокзала, стилизованная под башню Сююмбике Казанского кремля, часы со знаками зодиака, потолки бизнес-зала ожидания и скульптура Сююмбике — вот то немногое, на что надо не полениться и обратить внимание, если вы путешествуете через Казанский вокзал. 

На вокзале бросилось в глаза вот что: весь персонал — охранники, продавцы прессы и кафе — в масках. Людей в кафе было гораздо меньше, чем обычно, некоторые вообще пустовали. Возможно, сказались рекомендации избегать мест общепита? Много маленьких детей, дошкольников, судя по всему, вывозят на поездах из Москвы. 

Поездка до Краснодара прошла быстро и удачно. Размеренный стук колес у меня все еще вызывает детские воспоминания и дает ощущение защищенности и комфорта. И вот я наконец в Майкопе. 

Беспечность, подумала я сразу же, как только поговорила с людьми и вышла на следующее утро в магазин. Конечно, первый вопрос — это вопрос о Москве и коронавирусе. Большая часть людей, к сожалению, не воспринимает ситуацию всерьез. Одни считают, что никакой особой опасности коронавирус не несет, вокруг проблемы искусственно создан ажиотаж, и ежедневная смертность от ОРВИ, туберкулеза и других болезней не меньше, чем от «короны». Самые продвинутые с удовольствием расскажут о теориях заговора и коронавирусе, которого нет, но есть апробация технологий манипуляции большими группами людей.

Другие считают, что проблема, конечно, есть, но Майкоп — город небольшой, вдали от крупных транспортных узлов, здесь нет миграционного потока, и поэтому к нам эта зараза не придет. У большинства опасные иллюзии, что Майкоп — это некий изолированный остров, некий Город Солнца, где априори ничего не может случиться. «Мы же в вакууме», — сказала мне одна из собеседниц.

Конечно, Майкоп — не город семи морей и девяти вокзалов, миграция населения невелика, но… 

Во-первых, в городе много иностранных студентов — на сайте АГУ говорится, что в вузе учатся более 2000 студентов, аспирантов, стажеров из 35 стран мира. Ожидается приток студентов из больших городов России в связи с тем, что многие вузы перешли на удаленную работу. Во-вторых, все-таки появился сегмент майкопчан и вообще жителей Адыгеи, которые отличаются мобильностью — они ездят за границу на конференции, они связаны с европейскими странами бизнес-проектами, да и вообще могут позволить себе выходные в Риме или Стамбуле. Сомневаюсь, чтобы кто-то из них отменил свои деловые и развлекательные поездки за границу, запланированные еще до того, как Европа стала закрытой. То есть говорить, что мы в вакууме, — это упрощение. 

Я хотела бы видеть жителей своего города более сознательными. Паника еще никому не помогала, но проявить разумность нелишне. Что это значит в условиях небольшого города? Хотя бы перестать дышать в спину друг другу, стоя у банкоматов, отойти на какое-то расстояние. Надеть маску там, где много людей, — на рынке, в супермаркетах (многие врачи считают, что маска на пару часов уместна там, где много людей, и она защищает именно органы дыхания). Перестать бесцельно шататься по городу большими группами. 

И, конечно, отнестись серьезнее к тому, что рекомендуют врачи — часто мыть руки, особенно после прикосновений к различным поверхностям в общественных местах, избегать многолюдных мест. В супермаркетах надевайте одноразовые перчатки, прежде чем коснетесь ручек корзин. Все это и так известно: официальной информации в Адыгее о профилактике коронавируса более чем достаточно. 

Если вас уже перевели на удаленную работу, это не значит, что вы срочно должны смотаться в Мегу или ИКЕА в Краснодар, чтобы купить то, до чего никак не доходили руки. Самые крутые образовательные ресурсы сейчас открыли бесплатный доступ к своим лекциям, книгам, фильмам. Вам найдется чем заняться дома в окружении самых близких людей. 

Наконец, о чем не говорил только ленивый: важно ограничить общение с пенсионерами и так далее. Майкоп, как известно, город пенсионеров: по данным на 2019 год, среди 140539 горожан 39 тыс. — пенсионеры. Отнеситесь серьезно к указанию мэра Москвы Собянина об ОБЯЗАННОСТИ для людей старше 65 лет перейти на домашний режим с 26 марта по 14 апреля. Это происходит не где-то «в вашей Москве», это происходит с нами всеми здесь и сейчас. 

И еще. Последнее в этом списке, но не последнее по значимости. А как быть с нашими кавказскими свадьбами и похоронами, где отсчет гостей или соболезнующих начинается от 300 человек? В городе, как известно, в один день проходит несколько свадеб, и часто одни и те же люди курсируют от праздника к празднику. 

И на свадьбах, и на похоронах присутствует много людей из группы риска, то есть пожилых, и некоторые, если они старейшины рода, принимают соболезнования несколько дней. Самые невинные носовые платочки в руках соболезнующих женщин, которыми они касаются друг друга, могут натворить много бед. Я уже не говорю о том, что в течение дня мужчины стоят на улице, принимая соболезнования от сотен людей, приезжающих из других регионов, через рукопожатия и ритуальные объятия! 

Вспомним, что адыги в прошлом имели колоссальный опыт борьбы с эпидемиями и вовремя применяли практики изоляции и разумных ограничений. Неслучайно знаменитый ученый Барасбий Бгажноков назвал акъыл — разумность — базовой категорией адыгской культуры. 

Я жду на эту тему авторитетного заявления нашего муфтията, старейшин, врачей. Опыт Армении, когда женщина сбежала из карантина в Милане, потому что спешила на свадьбу племянника, должен всех научить. Женщина попала на свадьбу, но в итоге половина ее гостей лежит с коронавирусом. 

Нужно быть разумными и принимать взвешенные решения в этот непростой период. 

Будем здоровы и будем бдительны!

25.03.2020 в 10:22
Возрастная категория материалов: 16+