СПАСИБО медикам!

«За время работы в инфекционном госпитале защитный костюм стал моей второй кожей». Врач-кардиолог Диана Карачаева рассказала «СА» о своей мечте, об удивительных клинических случаях, «интерлейкиновом шторме» и его смертельной опасности для человека.
Сутки через сутки
Мы встретились с Дианой после работы. Ее смена длилась сутки. Она села подальше от меня.
— Выработала привычку общаться со всеми на расстоянии. Сегодня это наша реальность, и с ней можно жить, — говорит она.
Фото Дианы Карачаевой, как жителя города, внесшего значительный вклад в развитие муниципалитета, висит на Доске почета в столице Адыгеи. Она — врач-кардиолог пульмонологического отделения инфекционного госпиталя Майкопской городской клинической больницы, где лечат тяжелых больных ковидом. Сюда поступают инфицированные пациенты с хроническими заболеваниями и патологиями.
На шестом этаже, где работает Диана, полная загрузка. Здесь лежат порядка 60 человек и дежурят два доктора. В течение смены они несколько раз заходят в красную зону — на обязательные утренний и вечерний обходы. В остальное время — по необходимости: если кому-то стало плохо или поступил тяжелый больной. Один обход может длиться от трех до пяти часов. В «перерывах» между «походами» в зону заражения занимаются документацией, в режиме онлайн консультируются с федеральными центрами и общаются с родственниками больных…
— Многие пациенты в силу тяжести заболевания не в состоянии разговаривать по телефону. А ведь у всех есть родные и близкие, которые переживают. Поэтому на каждом этаже больницы появились телефоны, на звонки отвечает дежурный врач. Кроме того, в госпитале существует горячая линия, куда звонят из районных больниц, поликлиник и службы скорой помощи со всей республики. За этим номером также закреплен доктор, который координирует всех поступающих пациентов и обрабатывает за сутки по 300-400 звонков, — рассказывает Диана.
В госпитале медики работают сутки через сутки.
Коварный вирус
По словам врача, коронавирус вызывает в организме выраженные фиброзные изменения в органах, воспалительный процесс в сосудах и способствует появлению в них тромбов.
— Многие заблуждаются, считая, что это обычный грипп. Главное коварство коронавируса — в непредсказуемости: невозможно спрогнозировать, как себя поведет болезнь. Особенно тяжело переносят COVID-19 люди с хроническими заболеваниями — сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца, гипертензией. У таких пациентов изначально поражена сосудистая стенка, в связи с этим обостряется воспалительный процесс. И на фоне коронавируса может развиться, например, инфаркт, — поясняет врач.
Кроме того, увеличилось число тяжелых случаев. Если раньше человек мог болеть неделю, прежде чем поступить в больницу с массивным поражением легких, то сегодня течение болезни ускорилось. Диана считает, что это связано с ростом заболеваемости пожилых людей, находящихся в группе риска.
Несмотря на это, в больнице регулярно происходят клинические случаи, которые сложно назвать как-то по-другому, кроме как медицинское чудо.
— Поступил мужчина с сахарным диабетом и ампутированными нижними конечностями. Коронавирус спровоцировал инфаркт, отказали почки. Благодаря своевременной реанимации и адекватному лечению пациента выходили, и он отправился домой. Порой случаи настолько тяжелые и безнадежные, что, когда человек выздоравливает, даже не верится, что у нас все получилось! — говорит Диана.
Отреагировать экстренно
Серьезное осложнение от нового коронавируса — «интерлейкиновый шторм». Это гиперответ организма на вирус. Иммунитет настолько активируется, что начинает убивать здоровые клетки легких. При этом если в течение 12 часов не предпринять меры, происходит тотальное поражение легочной ткани.
— Чтобы остановить «интерлейкиновый шторм», необходимо сразу ввести дорогостоящий иммунобиологический препарат. Только за последнюю смену мы сделали пять таких инъекций. Хочется поблагодарить руководство республики и Министерства здравоохранения Адыгеи. Они проводят колоссальную работу для того, чтобы эти препараты были у нас в свободном доступе. Так, по словам коллег из других регионов, происходит далеко не везде, — делает акцент Диана.
Ситуация каждого пациента, поступающего в больницу, разбирается на консилиуме, в который входят главный врач и его заместители. При малейших признаках «шторма», о котором могут свидетельствовать высокая температура тела, лихорадка, даже незначительное снижение насыщения крови кислородом, человеку сразу же вводят иммунобиологический препарат.
Помнит по кардиограмме
Не только лечение, но и благоприятная обстановка, по мнению Дианы, помогают людям быстрее восстанавливаться. Если кто-то зашел в палату энергичным шагом и бодрым голосом сказал готовиться к обходу — пациенты знают, что пришла Диана Астемировна.
— Порой физическое состояние стабильное, а эмоционально человек подавлен. Он в новой обстановке, среди незнакомых людей. Многим страшно и одиноко. Человек может расплакаться, и я не могу оставить его в таком состоянии. Успокою, накормлю, подам воды, — рассказывает доктор. — Лежит много пожилых людей. Например, дедушка попал в больницу, а его бабушка осталась дома. Он переживает: как она без него справляется? Все это трогает до глубины души…
За восемь лет врачебной практики она помнит каждого пациента. И если не узнает в лицо или по фамилии, то всегда вспомнит человека по его кардиограмме.
— Каждый врач способен окружить своих пациентов заботой и создать положительную атмосферу. Уверена, что это играет немаловажную роль в процессе выздоровления, — говорит Диана.
Рекомендации
— Несмотря на то, что коронавируса все очень боятся, у него ранимая оболочка, которая легко разрушается любыми антисептическими средствами. Поэтому главной привычкой должно стать тщательное очищение рук. Многие скептически настроены в отношении масок, но как раз они защищают дыхательные пути от попадания инфекции, если вы склонны часто трогать лицо, — отмечает врач.
Она настоятельно советует привиться от гриппа и пневмококка.
— Если вдруг произойдет заражение гриппом и COVID-19 одновременно, то высока вероятность осложнений. А в некоторых случаях может понадобиться трансплантация легких, — объясняет доктор.
Она рекомендует также воздержаться от посещения массовых мероприятий. Врач уверена, что ситуация с коронавирусом положительно разрешится, нужно лишь набраться терпения.
— Часто слышу возмущение людей, почему нет такой шумихи вокруг статистики смертности, к примеру, от сердечно-сосудистых заболеваний, ведь она высока! Просто все забыли, что еще каких-то 150 лет назад из-за бушующих инфекций — холеры, оспы, испанки — люди не доживали до возраста, когда может случиться инфаркт, — делится она.
Драйв от работы
Несмотря на интенсивный график, усталость после смены, Диана рассказывает о работе с большим энтузиазмом. Для нее медицина — больше чем профессия, скорее образ жизни.
— Я с детства отличалась гипертрофированным чувством любви к людям, поэтому даже не обсуждалось — буду врачом, — рассказывает она. — Училась в Ставропольской медакадемии. Долго не могла определиться со специальностью — реаниматолог, эндокринолог или кардиолог. Считаю, что сделала правильный выбор.
По словам Дианы, после вуза она вышла замуж и переехала из Черкесска в Майкоп. В 2012 году устроилась на работу в отделение инфарктов Майкопской городской больницы. Ее профессиональный путь начался с палаты интенсивной терапии, где Диана научилась оказывать экстренную медпомощь.
— В свой первый рабочий день была единственным доктором в смене. Без предварительного ознакомления сразу осталась один на один с тяжелыми больными. И считаю, что справилась. Не подвела своих учителей и тогда заведовавшего отделением Сергея Германовича Безукладникова, взявшего меня на работу, — рассказывает врач.
Когда весной этого года стало окончательно ясно, что на базе горбольницы развернут госпиталь, предстояла большая организационная работа.
— В нашей больнице сплоченный коллектив. Во многом поспособствовал адекватному включению персонала в работу госпиталя коллега — заведующий отделением реанимации и анестезиологии Рустем Асланович Вакажев. Он грамотно разъяснил, что наступила точка невозврата: коронавирус есть, и нужно научиться с ним жить и работать. Мы начали изучать информацию, смотреть лекции и читать научные статьи, — вспоминает врач.
Энергию и силы Диана черпает в самой работе, получает удовольствие от процесса, особенно когда приходится действовать в экстренных условиях.
— Пара выходных — и я уже скучаю по этому драйву. Когда работа любима, то вырабатываются адреналин и эндорфины. Да, раз в месяц бывает упадок сил, но достаточно шести часов сна, и ты снова в строю, — говорит она. — В первые месяцы, помню, снимаешь защитный костюм, а из него выливается вода, мучает жажда, ломит тело. После смены сутки спала от усталости. Сейчас, несмотря на то, что работы прибавилось, такой ритм дается намного легче, а костюм словно стал моей второй кожей. Через личный опыт пришла к выводу, что человек привыкает ко всему!
Сын, муж, родители
Диана называет себя «заядлым дежурантом», до пандемии она часто оставалась на сутки. С собой на дежурства нередко брала сына. Сейчас это невозможно, поэтому мама с ребенком видятся реже.
— Супруг поддерживает и уважает мой выбор. Сыну всего шесть лет, но он тоже с пониманием относится ко всему. Считает: когда люди нуждаются в помощи, кто же будет их лечить, если не мама?! Вот только переживает, можно ли где-то говорить, что я работаю в госпитале. Ведь люди разные. Расстраивает, что многие недооценивают труд врачей, работающих с ковидными пациентами! А кто-то даже считает, что медики придумывают болезнь, — сетует Диана.
Ее родители живут в Черкесске, с ними в этом году она виделась лишь один раз. Не хочет подвергать их риску. Говорит, что, прежде чем приехать в гости, сдавала анализы. О том, что может заразиться сама, старается не думать. Да и организм молодой, крепкий, без вредных привычек. Больше волнуется за близких.
Все, о чем сегодня мечтает доктор, — поскорее сменить защитный костюм на белый халат и работать как раньше, до пандемии.