Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Министерство культуры РАФото Министерство культуры РА

Весна — время студенческих показов: актерское отделение Адыгейского республиканского колледжа искусств им.У.Х.Тхабисимова представило итог трехлетнего обучения — спектакль «Хусен Андрухаев. Считайте меня живым!» по пьесе К.Жанэ и А.Ломоносова. Думается, можно говорить об этой работе как о событии театрального сезона, несмотря на то, что это учебный спектакль.

 Студенческий спектакль

Когда я училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), каждый выпускной спектакль театральной общественностью Ленинграда, профессиональными театрами воспринимался как серьезное событие. К нам в учебный театр приходил весь цвет искусства. Но и события того стоили. На мою театроведческую юность пришлись знаменитые, ставшие легендарными «Братья и сестры» Федора Абрамова (актерский курс А.Кацмана и Л.Додина).

В ЛГИТМиКе в тот период обучались национальные актерские студии, завершение учебы которых становилось настоящим событием для региона, который представляли студенты. Учебные спектакли, привозимые выпускниками как итог обучения в институте, входили в репертуар профессиональных театров и жили самостоятельной жизнью многие сезоны. Так было со спектаклем «Дон Кихот» по инсценировке Е.Шварца, с которым вернулась в Майкоп ленинградская студия. Так было с постановкой «Люди и мыши» по повести Дж.Стейнбека даргинской студии, выпускники которой создали свой театр в Дагестане. Такая же судьба была у спектаклей «Слуга двух господ» Гольдони и «Коварство и любовь» Шиллера, которыми отчиталась в Грозном чечено-ингушская студия.

Об этом думалось перед началом преддипломного спектакля «Хусен Андрухаев. Считайте меня живым!» 3-го курса актерского отделения АРКИ. Режиссер спектакля — заслуженный работник культуры РА, заведующая отделением «Актерское искусство» Сарра Ачмиз, сценограф — заслуженный художник РА Рамазан Сиюхов, хореограф — Галина Коновалова, художник по костюмам — заслуженный работник культуры РА Ольга Плетнева.

Студенческие спектакли всегда имеют особый привкус молодого бесстрашного, задорного творчества, отличаются открытой исполнительской манерой. Вряд ли потом, в своей взрослой профессиональной жизни, сегодняшние студенты смогут сохранить эту свободу самовыражения, раскованность и дерзкий дух эксперимента. Вот и в этом спектакле будущие артисты показали зрителям много ярких, решенных через этюдный способ существования актерских находок, легких пластических решений, психологических проникновений в образы, точных переходов от батальных сцен к картинам мирной жизни и наоборот.

Материал, выбранный к постановке, и для профессионального коллектива русской труппы Адыгейского театра им.А.С.Пушкина, в котором в 1975 году поставили пьесу, был непростым. Что уж говорить про студенческую работу!

Пьеса эта «густонаселенная», всего в ней 41 действующее лицо. Их играют 27 студентов, многие исполняют по нескольку ролей. Постановщик спектакля С.Х.Ачмиз выделила тему подвига молодого человека в годы войны. Это потребовало, с одной стороны, обобщения образа главного героя (на фронте погибло много молодых талантливых людей), с другой — укрупнило личность поэта, защитника Родины, настоящего героя, адыга, сложившего свою голову за родную землю.

В 2019 и 2020 годах соответственно прошли юбилеи по случаю столетия Киримизе Жанэ и Хусена Андрухаева. Оба были поэтами, друзьями, близкими по духу людьми. Они в одно время учились в педтехникуме в Краснодаре, бывали друг у друга в гостях — в ауле Афипсип у Киримизе и в ауле Хакуринохабль у Хусена. К.Жанэ храбро воевал на фронте, был тяжело ранен, вернулся в Адыгею и долгие годы служил руководителем радиокомитета, писал стихи, прозу. Повесть и пьесу создал в честь своего друга-героя.

Х.Андрухаев, защищая высоту близ украинского села Дьяково, погиб со словами: «Русские не сдаются». Его легендарная снайперская винтовка (№КЕ-1729), из которой было уничтожено около 1000 врагов и которой присвоено имя адыга младшего политрука Хусена Борежевича Андрухаева, в настоящее время находится в Москве в Центральном музее Вооруженных сил. Хусену Андрухаеву за беспримерное мужество посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это культовая личность нашей истории. Сегодня с подростками ставить такой материал сложно. Открытая плакатность текста, почти лишенного психологизма, героизация главного персонажа, идеологический напор, лозунговый текст — стилистика, принятая в прошлом, сегодня воспринимается совершенно иначе, чем в послевоенные годы и в годы так называемого застоя. Особенности драматургического конфликта, реальные исторические личности — тогда контекст давал мало возможностей для обобщения, условных решений. Еще живы были люди, знавшие Хусена Андрухаева лично. И это накладывало особую ответственность.

Близкая история

Сегодня необходимо было найти такое решение, которое сделало бы историю близкой и понятной и молодым исполнителям, и зрителям. Педагог-режиссер Сарра Ачмиз поставила двухактный спектакль, состоящий из 5 картин, с антрактом, современным постановочным решением. Текст звучит без купюр, его актуализация для современного зрителя происходит за счет яркой, игровой формы.

Постановочный ход напоминает киномонтаж, легко разыгрывается студентами и воспринимается зрителями. Такое решение позволяет, с одной стороны, сохранить цельность постановки через сборку картин, с другой — держать напряжение действия. Молодые исполнители проводят своих героев через пьесу, то возвращаясь в предвоенные годы, то погружаясь в военные картины. Метод монтажа главенствует и ведет за собой другие особенности решения, например приближение главного героя к зрителям через особый свет, так называемые крупные планы.

П.Верещак в роли Хусена Андрухаева часто выходит на авансцену. В моменты наивысшего напряжения или воспоминаний образ главного героя существует несколько обособленно: световая пушка выхватывает из темноты хрупкую фигуру актера, зрители видят его лицо с горящими глазами в луче света, он читает стихи.

В спектакле есть несколько уровней: первый — довоенная жизнь героя. Второй — боевые сцены и его гибель. Уровень его родных, товарищей, сослуживцев также важен. Создается общая картина жизни, в которой каждый способен совершить поступок. Поэтому выпукло предстают и герой, и предатель, и враг, и мирный житель. Это не умаляет значимости главного действующего лица — напротив, точные характеристики создают еще больше возможностей для раскрытия его личности. И в военных, и в сценах мирной жизни постановщики стремятся создать настоящие психологические типы — характеры со своими особенностями, содержанием, глубиной, наполнением. Это способствует созданию человеческого и исторического фона, на котором взрастает и становится героем поэт и воин Хусен Андрухаев.

Актеры

Образ главного героя тонко раскрывает П.Верещак. В его исполнении мало героического пафоса. До войны Хусен был простым адыгским парнем. Отличался он только большей серьезностью, поэтичностью, наблюдательностью. Писал стихи, был хорошим сыном, другом — жил жизнью вполне обычного человека. Хусен Андрухаев в спектакле — личность не застывшая. Ему веришь. Вся тонкая фигура актера, его юное упрямство, обаяние и мудрость создают убедительный образ. Он, конечно, несомненная и главная удача спектакля.

Хорошую работу сделала О.Хорошман в роли Тани Хмелько. В таком сложном спектакле студентка показала способность работать в большом материале. Интересный актерский дуэт составили Р.Хутова и С.Щипанов в ролях родителей Х.Андрухаева — Кутас и Борежа. Вместе с Е.Молчановой в роли соседки Нуриет они разыгрывают целую жанровую сценку из аульской жизни, окрашенную мягким юмором. И действуют уже как трио. Здесь перед будущими актерами ставится сложная задача — создать образы возрастного плана с нанесением сложного грима, ношением костюмов со специальными толщинками и т.д. К.Ошкукова в роли молодого старшины Николая Ильина выполнила задачу создания мужского образа. Студентке недостает чисто физических данных, но она нашла для себя многие приспособления, в том числе и портретный грим с усиками, для создания убедительного образа. Ансамблевый ряд создают А.Басенцян, Г.Костандян, А.Гукетлев, Д.Чернов, Р.Несмеянов, С.Щипанов в ролях воинов боевого состава. Здесь большое значение имеет умение актеров существовать в массовых сценах, создавать точные мизансцены, разные пластические рисунки, действовать, не ломая общего темпоритма.

Большинство студентов играют здесь по две-три роли. С.Щипанов в образе Борежа — отца Хусена, командира первой роты Иванова и одного из молодых людей в массовой сцене сразу привлекает внимание зрителей своей сценичностью, обаянием и импровизационностью. Две разнохарактерные роли играет Д.Чернов — труса и приспособленца рядового Копайгору и Алия Хоретлева — друга Хусена Андрухаева. Также в двух образах мы видим А.Гукетлева — в роли пулеметчика Кадыра Кизенбулатова и Анатолия Хазарова, друга Хусена. Актеры в разных сценах, эпизодах стараются чисто и точно выполнить свои задачи. Они существуют в ансамбле и составляют плоть спектакля. Это студентка Клава — И. Тулинова, студентка Поля и врач — В.Дельва.

Особенности постановки

Атмосфера всеобщего взаимодействия и точное выполнение поставленной задачи — главное, что отличает постановку. Студенты исполняют танцевальные сцены, песни, читают стихи, быстро переодеваются, перевоплощаются. Их не путают затемнения, они отлично ориентируются в массовых сценах. Их не смущают резкие перемены картин бытовой мирной и боевой военной жизни.

Декорация спектакля представляет собой вращающийся механизм со вставными баннерами, обозначающими место действия, — такая конструкция требует четких, согласованных действий в моменты затемнений. Она всегда может застопориться, однако механизм работает без перебоев благодаря слаженной работе всех участников спектакля. На протяжении всего действия студенты много раз меняют костюмы. Мирные сцены сменяются военными, это требует молниеносных переодеваний и костюмов-трансформеров. Стилистически они соответствуют эпохе предвоенного и военного времени и выполнены в единой цветовой гамме. Хореографические сцены, танцевальные номера выполнены на хорошем уровне. Студенты пластичны, хорошо и задорно танцуют. Свет работает на общую идею, не только усиливая образ главного героя, но и создавая «портреты» действующих лиц, подчеркивая композиционные рисунки мизансцен. Также удачно применяется грим, особенно возрастной.

Режиссер Сарра Ачмиз представила спектакль-высказывание через творчество молодых исполнителей, рассказав на понятном молодежи языке историю судьбы их ровесника, которого война поставила в трагические обстоятельства.

Через спектакль оживает образ главного героя, наделяемый человечностью, поэтичностью, страданием, любовью, он приближается к зрителям, становится близким и родным. Звучат стихи поэта, в луче света виднеется со сцены белая тонкая фигура юноши, погибшего за мир и жизнь. И это уже не схема, не плакат, не лозунг. Это живой юноша с красивым молодым лицом, доброй улыбкой, с внутренней цельностью и бескомпромиссностью. Это, несомненно, герой, но и обычный человек. Поэт, слагавший стихи и погибший со словами «Русские не сдаются», какой бы национальности ни был, — великий гуманист и настоящий воин. Об этом сегодня говорят молодые со сценических подмостков, это и есть их главное высказывание.

Кстати, о национальном. В спектакле играют ребята — представители разных народов: русские, армяне, адыги, грузины, евреи, казачества… Исполнитель главной роли Хусена Андрухаева не адыг. Тем ответственнее задача, тем сильнее обобщение. Родину любят все. Любовь к родине не имеет национальности.

В главной своей мысли спектакль стал мостиком между поколениями, поводом к серьезному диалогу нынешних юных зрителей с такими же, как они, юными актерами. И, учитывая все достоинства этой творческой работы, ее тематическую направленность, а также преодоление неблагоприятных обстоятельств пандемии, проведение большинства репетиций в режиме онлайн, достижения результата художественной значимости, думаю, спектакль заслуживает особого внимания.

15.07.2021 в 13:21
Возрастная категория материалов: 16+