Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Татьяна ДубовикФото Татьяна Дубовик

В детском саду №62 «Радуга» г.Майкопа на протяжении трех лет реализуется проект по финансовой грамотности «Бизнесмен с пеленок». Воспитатель логопедической группы Анжела Бегельдиева сама разрабатывает обучающие материалы и в игровой форме учит детей грамотно распоряжаться деньгами. «СА» побывала на одном из занятий воспитанников детского сада.

Как рассказала заведующая детсадом Марина Устова, учреждение является первой стажерской площадкой по формированию финансовой грамотности детей.

— Сегодня эта тема очень актуальна. Ведь если сформировать у ребенка навыки пользования деньгами, то во взрослой жизни ему будет проще распоряжаться ими. Обучение проходит в формате игры, и начинаем мы со знакомства с самыми элементарными понятиями из мира финансов, — отметила Марина Устова.

Распоряжаться с умом

В просторной комнате за столами сидят дети. Они внимательно слушают воспитателя Анжелу Алексеевну. Позади них на полке с игрушками стоит зеленый «банкомат», а напротив — стеллаж, напоминающий магазинный: с коробками от конфет и печенья, а также флаконами из-под бытовой химии.

— Все деньги, которые зарабатывают родители, называются доходы, — говорит воспитательница и обсуждает с ребятами существующие денежные знаки — монеты и бумажные купюры.

— А это что такое? — спрашивает Анжела Алексеевна и демонстрирует банковскую карточку. Дети наперебой дают правильные ответы.

— Для чего мы пользуемся карточкой?

— Еду покупаем, — отвечают дети.

— Где наш банкомат? Что я с карточкой должна сделать? Покажите, — просит воспитатель. Дети подходят к «банкомату» и вставляют карту в приемник.

Следующая тема — семейный бюджет. О том, как правильно распоряжаться деньгами, воспитателю помогает «рассказывать» плюшевая Мартышка.

— Уже второй день за нами наблюдает Мартышка. — Анжела Алексеевна берет большую плюшевую обезьяну с дивана. — Она совсем не умеет пользоваться кошельком. Отказывается складывать туда монетки. Однажды копейка обиделась на нее и ушла. Пришла Мартышка за конфетами, а в кошельке пусто.

Дети с интересом слушают историю Мартышки.

— А без денег вам продадут конфеты в магазине? — спрашивает Анжела Алексеевна. Дети хором отвечают: «Нет».

И что нужно сделать?

— Зарабатывать много денег, — отвечает один из ребят.

— Может, и не так уж много, но пользоваться деньгами нужно с умом, — отвечает воспитательница.

Необходимое и желаемое

Анжела Алексеевна раздает всем ребятам кошельки с бумажными монетами и на практике показывает, как разумно совершать покупки.

— Давайте поможем нашим старым знакомым Нуф-Нуфу и Ниф-Нифу сделать покупки. Кошельки у вас есть, поэтому идем в магазин и приобретаем то, что им пригодится в хозяйстве. Но прежде чем отправиться за покупками, вы должны помнить, что есть необходимые предметы и есть желаемые, — говорит воспитательница.

Дети с наставницей повторяют, что входит в категорию необходимых в быту вещей, и отправляются в «магазин». Первый «покупатель» берет собаку, лошадь, курицу, иголку и шапку.

— Собаку и лошадь можно считать важными и нужными покупками? — спрашивает Анжела Алексеевна. — Можно без них прожить? А без шапки проживем?

Рассуждая, малыши приходят к выводу, что лошадь и собака — это желаемые приобретения, а вот шапка точно пригодится, тем более что сейчас уже осень.

Следующий «покупатель» оказался самым хозяйственным. Он взял кружку, зубную щетку и пасту, сковородку и хлеб. И опять с помощью вопросов воспитателя дети, рассуждая, делают выводы о необходимости тех или иных приобретений в быту.

Фото Татьяна Дубовик
Фото Татьяна Дубовик

Начало начал

После занятия дети отправляются играть, а мы беседуем с Анжелой Алексеевной.

— Тема детской финансовой грамотности в республике новая. Нет материалов, на которые можно было бы опереться при создании проекта. Поэтому многое пришлось разработать самой. Например, я сама сделала интерактивную игру на ноутбуке. И во время самоизоляции такой формат сильно помог продвинуться в обучении. Мы продолжали занятия по видео­связи. Да и родители видят пользу от уроков, — рассказывает Анжела Бегельдиева.

Она признается, что в развитии этого проекта важную роль играют не только она с детьми, но и родители.

— Когда проект только запускался, на встрече с родителями моей прошлой группы я рассказала о нем и провела анкетирование. Тем самым выявила степень финграмотности и узнала, как часто родители говорят с детьми о деньгах. Выяснилось, что мало кто общается с детьми на эту тему, — рассказывает воспитательница.

И добавляет, что первая группа занималась около полутора лет — к выпуску из детского сада дети уже знали о многом из мира финансов.

— Мы не только изучали тему денег, но и готовили красочные концерты и сценки, одеваясь, например, в разные формы банкнот. А ребята из этой группы только в самом начале пути — прошло лишь три урока. У них еще все впереди, — говорит Анжела Алексеевна.

За деньги не купишь

Воспитателем Анжела Алексеевна работает два года. До этого много лет она трудилась в республиканской детской библиотеке.

— На выбор профессии повлияли мои бывшие учителя и воспитатели. Они многому научили, сформировали мировоззрение, а главное — наполнили любовью к людям. Теперь я сама делюсь теплом с детьми, — рассказывает воспитательница.

Несмотря на небольшой срок работы в детском саду, Анжела Бегельдиева, по словам заведующей детским садом, уже стала «своей» в коллективе.

— Анжела Алексеевна — очень грамотный, трудолюбивый и энергичный воспитатель. Она не только фонтанирует идеями, но и, самое главное, воплощает их в жизнь, — поделилась Марина Устова.

По словам Анжелы Бегельдиевой, наблюдая за детьми больше двадцати лет, она выявила для себя единственно правильный способ подружиться с ребенком — быть заинтересованным в нем.

— Нужно любить детей и жить их интересами. Конечно, я могу дать задание, и дети сами будут играть. Но для меня такой подход является странным. Считаю, что играть вместе с ними и вносить в каждую игру элементы развития куда лучше. Да и сами дети в таком случае больше проявляют фантазию и учатся доверять миру, — говорит наставница.

Благодаря высокой степени вовлеченности воспитателей дети также учатся быстро разрешать возникающие конфликтные ситуации.

— В основном у нас не могут поделить игрушку. И тогда мы, через примеры из сказок, объясняем, что нужно делиться и дружить. Дети, выросшие в таком сплоченном коллективе, быстрее адаптируются в школе, — отмечает Анжела Бегельдиева.

И даже при обучении детей финансовой грамотности, по ее мнению, одной из важных составляющих является морально-нравственное воспитание.

— Важно донести до детей, что нужно честным путем получать деньги, а не украсть, например; что можно не только купить что-то, но и помочь ближнему, — говорит Анжела Алексеевна.

27.09.2021 в 09:38