История одного поиска. 3 декабря – День Неизвестного Солдата

В этом году благодаря инициативе Совета ветеранов Адыгеи и Регионального отделения Российского военно-исторического общества в РА была увековечена память о Николае Суязове — разведчике 379-го полка 20-й горнострелковой дивизии, оборонявшей Белореченский перевал в августе 1942 года. История поиска сведений о разведчике уходит в 1973 год, когда комсомольцы МДФ «Дружба» создали патриотический клуб «Искатель». Его целью был поиск фронтовиков — участников обороны Северного Кавказа и горных перевалов Адыгеи. О том, как были найдены сведения о герое, — в материале альпиниста, путешественника, ныне секретаря Регионального отделения Российского военно-исторического общества в РА Ивана Бормотова, возглавлявшего в то время клуб.
В 1973 году мы, молодые комсомольцы МДФ «Дружба» из патриотического клуба «Искатель», развернули поиск фронтовиков — участников обороны Белореченского перевала. Собрали много фронтового материала и воспоминаний воинов, которые сражались за гору Фишт и не пропустили фашистов к Белореченскому перевалу.
Нас очень заинтересовала безымянная могила под большой пихтой у тропы, идущей к Белореченскому перевалу. Мы стали искать непосредственных участников тех событий.
На наш запрос ответил командир взвода разведчиков 379-го полка Георгий Тюрин, участвовавший в боях за Фишт:
«Служил я в 379-м полку 20-й горнострелковой дивизии командиром взвода разведки. Там, на Белореченском перевале, первым встретил врага. При выполнении боевого задания погибли три моих разведчика. Среди них Николай Суязов. Они храбро сражались с немцами и не пропустили врага к перевалу. Было это недалеко от горы Фишт. Там мы их и похоронили. Было бы хорошо, чтобы вы разыскали их могилы, хотя сделать это не так легко. Советом в этом деле вам может помочь мой боевой друг по 379-му полку Иосиф Лукич Бондаренко, работает он у вас на «Дружбе» мастером, а проживает в Майкопе по улице Кольцова, 174».
Мы разыскали Иосифа Лукича. Им оказался мастер нашего 11-го фанерного цеха. Сколько лет я работал с ним бок о бок, но не знал, что фронтовик Бондаренко воевал в наших горах под Фиштом. Встретился с Иосифом Лукичом, передал ему привет от фронтового друга.
Вот что рассказал мне разведчик. Было это в конце августа 1942 года. Тогда, выполняя боевой приказ, он в составе разведгруппы по тропе, идущей с Белореченского перевала к истоку реки Белой, спустился к широкой поляне с холодным и чистым ручьем (теперь на этой поляне расположен туристский приют «Фишт». — Прим. авт.).
У ручья разведчики услышали немецкую речь и сквозь кустарник заметили, как рота немецких солдат разместилась на отдых на поляне. Командир разведгруппы принял решение дать бой фашистам.
— По приказу командира мы прицельно открыли огонь по врагу. Пятеро фашистов остались лежать на поляне. Горные егеря, опомнившись от нашего огня, пошли в атаку и начали прижимать нас к скалам, — рассказывал Иосиф Бондаренко.
По его словам, наши бойцы, отстреливаясь, отходили вверх по тропе. В перестрелке погибли их товарищи Николай Суязов и Яков Мельников. Смертельно раненного Суязова, сколько хватило сил, они несли на себе по горной тропе, идущей к перевалу. Немцы стали преследовать разведчиков и обходить справа и слева.
— Нас выручил взвод минометчиков, который на небольшом расстоянии следовал за нами. Метким огнем они отсекли наступающих егерей и дали возможность нам уйти. Мы, опасаясь повторной атаки и преследования егерей, быстро поднимались по тропе к перевалу. Погибшего Суязова решили оставить и похоронить возле тропы в буково-пихтовом лесу. Наспех вырыв неглубокую могилку, сделав затес на пихте, обложили тело камнями и дерном, — вспоминал Иосиф Бондаренко.
Вот так мы узнали, кто захоронен в безымянной могиле под пихтой возле тропы, идущей на Белореченский перевал. Место боя с фашистской разведкой было на поляне у ручья, впадающего в реку Белую, теперь там располагается туристский приют «Фишт».
Фотографию погибшего разведчика Николая Суязова нам выслал Георгий Алексеевич Тюрин.