Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур ЛаутеншлегерФото Артур Лаутеншлегер

Сегодня — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 33 года назад, 15 февраля 1989-го, последняя колонна ограниченного контингента советских войск в Афганистане вернулась на Родину. В преддверии даты «СА» встретилась с участниками боевых действий в Афганистане Борисом Солониным и Юрием Гучетлем.

Служить Отечеству

Кавалер ордена Красной Звезды и медали «За отвагу» подполковник Борис Владимирович Солонин — из семьи кадрового военного.

— Примером любви к Отечеству, верности воинскому долгу для меня всегда был мой отец. С раннего возраста мечтал во всем походить на него, поэтому и профессию для себя выбрал такую — служить Родине, — рассказывает Борис Владимирович.

Он окончил Благовещенское высшее танковое командное училище. Первым местом офицерской службы стал Забайкальский военный округ, затем были годы службы в Центральной группе войск. В 1981 году он был назначен начальником штаба танкового батальона в городе Симферополе. А в 1985 году его направили в командировку на два года в Демократическую Республику Афганистан для дальнейшего прохождения воинской службы.

— Из Одессы наша группа военных прилетела в Ташкент, оттуда — в Кабул. Взлет и посадка самолетов там своеобразная — резкая и по спирали. Аэродром окружен горами, откуда его постоянно обстреливали мятежники. Этот день я хорошо запомнил: мы вышли из самолета и словно попали в парилку — плюс пятьдесят градусов, большая влажность, дышать практически нечем… Правда, потом к этому климату привыкаешь, — говорит Борис Солонин.

Из Кабула военные прибыли в Джелалабад, где стояли их 66-я отдельная мотострелковая бригада и воинская часть 93992.

— Это был настоящий автономный город со своей электростанцией, хлебопекарней, медсанчастью, клубом, оркестром, банно-прачечным комбинатом, магазинами. Меня назначили начальником штаба танкового батальона. Участвовал во всех военных операциях, в том числе в сопровождении автомобильных колонн. Афганская война — это тяжелая страница в истории нашей страны, — рассказывает Борис Солонин.

Черные горы

Боевое крещение он получил на Сиахкохе, или в Черных горах. Колонна боевой техники бригады двигалась по горной дороге, когда вдруг на нее напал неприятель, обстреляв сверху.
Опасность при движении колонн представляли как обстрелы со стороны душманов, так и мины. Они были пластиковыми, миноискатели их не находили, а еще они могли взорваться в любой момент — под первым, четвертым или шестым танком, БМП. Поэтому экипаж танка обычно сидел на броне, чтобы при взрыве не погибнуть. Внутри находился только механик-водитель.

— Мы шли колонной, и вдруг — взрыв: идущая впереди БМП вспыхивает, гибнут семеро наших ребят. Сверху с гор шел массированный обстрел. Это буквально секунды — как в кино: ты не успеваешь ничего толком понять. И я даже не услышал, скорее почувствовал, как в миллиметре от моей головы пролетела пуля. Ощущение не из приятных. Это война, и никто, к сожалению, не застрахован от таких моментов. А ведь я мог повернуть голову в этот момент или наклониться. Потом уже, осознав происшедшее, решил, что у меня все-таки сильный ангел-хранитель, который спас от неминуемой гибели, — вспоминает собеседник «СА».

Их танк спустя несколько минут тоже подорвался на мине, Борис Солонин, как и все ребята, получил контузию.

— Мы открыли ответный огонь по неприятелю, но их уже и след простыл. Для колонны главное было не остановиться, продолжить движение. Обычно в таких ситуациях мы по рации вызывали подкрепление — вертолеты и санавиацию. За эту операцию я в числе других был награжден медалью «За отвагу». Орден Красной Звезды получил за участие в ряде операций по зачистке от моджахедов — на участке границы Афганистана и Пакистана, — говорит Борис Владимирович.

Он вспоминает, что в письмах домой жене и детям писал, что обстановка в Афганистане спокойная, что у них проходят учения, что часто приезжают артисты. А уже вернувшись, он почти полгода не мог спать — ему снилась та война, Черные горы…

— Среди тех, кто прошел Афган, — десятки тысяч настоящих героев. Их подвиги сродни подвигам наших дедов и прадедов, воевавших в Великой Отечественной войне. Мы, кто прошел Афган, так же прикрывали собой товарищей, до последнего снаряда, патрона сражались с противником, рискуя собственной жизнью, выносили из огня боевых друзей. Я поддерживаю тесную связь со своими однополчанами, мы созваниваемся, обмениваемся новостями. А 15 февраля, в день вывода наших войск из Афганистана, мы обычно вспоминаем тех, кто геройски погиб, выполняя свой воинский долг, — сказал Борис Солонин.

Срочная служба

Фото Артур Лаутеншлегер
Фото Артур Лаутеншлегер

После окончания в 1985 году средней школы №2 аула Ассоколай Юрий Гучетль поступил в Майкопский сельскохозяйственный техникум. Был призван на срочную воинскую службу. Прошел учебу в школе сержантов в Азербайджане и отправился в город Хорог, на одну из погранзастав в Таджикистан. Отлично зарекомендовал себя, и в сентябре 1987 года его направили для дальнейшей службы в Афганистан.

— Мы в то время уже имели представление об этой службе, поэтому я решил своим родным — родителям, брату и сестрам — ничего не говорить, чтобы их не тревожить. Сказал только своему лучшему другу Байзету Кату, но с условием, что он никому об этом не расскажет. И он сдержал свое слово. Из нашего аула в Афганистане служили ребята старше меня, и они нам, мальчишкам, рассказывали о той войне, — вспоминает Юрий Аскерович.

В маневренной группе

Среди ребят, кто призывался на воинскую службу из Майкопа и с кем он вместе прошел учебу в школе сержантов и отправился в Афганистан, был Виктор Чупилко. Он стал в дальнейшем близким другом Юрия.

— Нас уже в Афганистане вместе с Виктором определили в воинскую часть 2022, в маневренную группу. Место ее дислокации было недалеко от горного кишлака Флен, что в провинции Бадахшан, — делится своими воспоминаниями Юрий Гучетль.

Первое, что его поразило, — это удивительная красота тех мест: кишлак окружали величественные заснеженные горные вершины. Они жили не в казармах, а в полуподвальном помещении наподобие блиндажа, что тоже удивляло.

— Преимущество каменных стен я сумел оценить уже спустя три дня после прибытия — ночью наша база была подвергнута массированному обстрелу. Мы приняли бой, были и раненые среди наших ребят. Бой шел до рассвета, к этому времени нам на помощь пришла наша авиация — вертолеты, — рассказывает Юрий Гучетль.

Маневренная группа (МГ) — это тактическое подразделение особого назначения пограничных войск. Эти группы не были многочисленными, но малое количество бойцов компенсировалось их усиленной подготовкой, отменными физическими данными, умением быстро принимать решения в экстренных ситуациях. Самым страшным наказанием для бойцов МГ был их перевод в другие воинские части.

— Мы в ходе операций высаживались с вертолета на особо сложных горных участках, чтобы блокировать душманские банды, штурмовать их позиции и помогать нашим подразделениям в особо критических ситуациях, — говорит Юрий Гучетль.
И добавляет, что было и такое: высаживались с борта вертолета и сразу же вступали в бой.

Возвращение домой

Родители не знали, где проходит службу Юрий. Они считали, что это погранзастава в Таджикистане.

— Когда мне присылали посылки, все ребята группы уже ждали этого момента, ведь там обязательно был копченый адыгейский сыр! А еще мама заботливо присылала мне вязаные носки, перчатки. И эти вещи пахли родным домом, — делится Юрий Аскерович.

В мае 1988 года, отслужив положенный срок, он вернулся домой, причем вместе со своим другом Виктором — пригласил его в Адыгею в гости. И только тогда признался родителям, что был в Афганистане. Мама, узнав об этом, расплакалась, а отец крепко обнял его и пожал руку.
Спустя три года после возвращения Юрий переехал в Майкоп и выбрал для себя самую мирную из профессий — более тридцати лет он работает бригадиром на заводе строительных материалов и конструкций.

Валерия Ломешина.

Справка

Афганская война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие свыше 525 тысяч солдат и офицеров Советской армии, 95 тысяч военнослужащих и сотрудников пограничных войск КГБ и органов государственной безопасности, внутренних войск МВД и милиции. Прошли через боевые действия в Афганистане свыше 21 тысячи гражданских служащих. Погибли 15052 человека, 53753 — получили ранения, 417 — пропали без вести. В боевых действиях в Афганистане принимали участие 880 солдат и офицеров из Адыгеи, 23 из них геройски погибли, выполняя воинский долг. Их имена увековечены на «Аллее солдатской славы» на мемориале «Родник «Солдатский».

15.02.2022 в 10:44
Возрастная категория материалов: 16+