Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: zran-sm all.ruФото: zran-sm all.ru

«СА» публикует материал кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника АРИГИ им.Т.М.Керашева Ольги Кускаровой.

Этапы становления

Ликвидация неграмотности и повышение уровня грамотности населения являются важнейшими показателями роста культуры и духовного потенциала каждого народа. С первых же дней большевистской революции борьба с неграмотностью рассматривалась как важнейшая политическая задача, без решения которой маловероятен успех общественных преобразований. 19 июня 1920 года в СССР была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, ставшая основным координатором ликбеза среди советских граждан.

Борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР внешкольного отдела под руководством Н.Крупской (с 1920 года — Главполитпросвет), одной из главных задач которого была организация ликвидации неграмотности в стране.

Она разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919) все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Ликвидация неграмотности и повышение уровня грамотности населения являются важнейшими показателями роста культуры и духовного потенциала каждого народа

Процесс ликвидации неграмотности на Северном Кавказе имел особенности и осложнялся отсутствием национальной письменности у ряда народов. Без поднятия грамотности, просвещения широких масс трудящихся Адыгеи, как и других народов Северного Кавказа, немыслимо было дальнейшее развитие экономики и культуры. В целом решение проблем культуры сопровождалось значительными трудностями. В первую очередь не хватало учителей, школ, учебников, письменных принадлежностей. Система образования в дореволюционный период получила слабое развитие на территориях, вошедших в состав Адыгеи. В начале ­1920-х годов здесь отсутствовала не только высшая школа, но и среднеспециализированные и профессионально-технические учебные заведения. Самым незначительным было и число начальных школ, в которых занималось всего 5 тысяч учащихся (не более 10% всех детей школьного возраста). Минимальным было и число педагогов. Согласно советской официальной статистике, в Адыгейской автономной области в 1922 году вообще не было учителей. Это объясняется отсутствием в указанный период профессиональных педагогических кадров. Но в то же время в области были учителя церковно-приходских и примечетских школ, число которых также было незначительным. В такой ситуации на первый план выдвигалась работа по ликвидации безграмотности  и существенному расширению школьной системы. Для решения этой комплексной задачи требовалось в разы увеличить число учебных заведений, учащихся и учителей. В течение 1920–1930-х годов эта задача была в значительной степени выполнена: число школ выросло в 3 раза, а учеников — в 8 раз.

При этом в Адыгее появилось обширное профессио­нальное сообщество педагогов (специалистов со средним специальным и высшим образованием).

Культурный подъем

Успешное завершение коллективизации явилось переломным моментом огромного хозяйственно-культурного подъема трудящихся масс Адыгеи. Этот подъем активности, рост политической сознательности явился важнейшим условием, обеспечившим успехи адыгейского культштурма, первого
адыгейского культпохода, вызвавшего всеобщий интерес. За него ААО получила знамя первенства в центре и в Северо-Кавказском крае.

Процесс ликвидации неграмотности на Северном Кавказе имел особенности и осложнялся отсутствием национальной письменности у ряда народов. Без поднятия грамотности, просвещения широких масс трудящихся Адыгеи, как и других народов Северного Кавказа, немыслимо было дальнейшее развитие экономики и культуры

Таким образом, в Адыгее в те годы энергично разворачивалось культурное строительство. Все учебные заведения были объединены под единым руководством в Адыгейский учебный городок. Возглавила его К.Батурина. В 1931 и 1932 годах в Адыгее прошли культпоходы, в задачу которых входила ликвидация неграмотности среди всего взрослого населения.

Среди тех, кто стоял у истоков всех важнейших начинаний в области экономического и культурного строительства в Адыгее, нужно выделить имя Шахан-Гирея Умаровича Хакурате. Он всю свою жизнь стремился вывести Адыгею на самые передовые рубежи в экономическом и социальном развитии не только на Северном Кавказе, но и в СССР. Первое профессиональное учебное заведение — педагогический техникум, открытый весной 1925 года, — было его детищем.

В 1930-1931 годах в Адыгее был осуществлен первый культпоход. Главным его организатором был Шахан-Гирей Хакурате. К этому времени укрепилась национальная письменность на латинской графической основе, были изданы буквари для взрослых на родном языке. Первые учебники были подготовлены Д.Ашхамафом и Н.Яковлевым. За несколько месяцев до начала культ­похода была проведена большая работа по учету неграмотных, по подготовке кадров — ликвидаторов-культармейцев, которые должны были учить взрослых грамоте. Однако этих мер было недостаточно, и Адыгейский облисполком решил мобилизовать для участия в культпоходе 565 человек — преподавателей и учащихся Адыгейского учебного городка. Ядро этого отряда составляли учащиеся педтехникума и свыше 20 учителей. К тому времени здесь обу­чалось около 400 человек. Кроме того, при техникуме действовали ежегодные учительские курсы по подготовке учителей родного языка. Вся эта армия и была брошена на ликвидацию неграмотности в Адыгее.

В день 13-й годовщины Октября на всех районных, аульских, сельских митингах был дан старт первой культ­эстафете с финишем 21 января 1931 года в День памяти В.И.Ленина. На 1 ноября 1930-го из учтенных 18480 неграмотных и 4500 мало­грамотных было охвачено 13154 неграмотных и 3085 малограмотных. Комсомол области, узнав о недостаточных темпах ликбезпохода, по примеру комсомольцев Баумановского района Москвы создал штабы культэстафеты в области, каждом районе и во всех населенных пунктах, взял на «буксир» и осуществлял жесткий конт­роль за всеми организациями, проводившими ликвидацию неграмотности.

Где растут кадры?

Весомым был вклад ­Адыгейского педагогического техникума в дело ликвидации неграмотности. В брошюре А.Кастовского «Там, где растут кадры», изданной к 10-летию Адыгейского пед­техникума, отмечается, что студенты «сыграли ведущую роль в зимних и летних культурных походах 1930-1931 годов по превращению колхозной Адыгеи в область сплошной грамотности».

Высоко оценил деятельность культармейцев Адыгейского педтехникума Т.Керашев. В своей статье «Опыт борьбы Адыгеи за сплошную грамотность», опубликованной в журнале «Революция и горец» в ­1932-м, он писал: «Нужно отметить героическую роль, которую сыграла адыгейская партийно-комсомольская учащаяся молодежь в культ­походе. Она проявила величайшую политическую сознательность, беззаветную преданность делу культуры».

Наиболее яркие впечатления о культпоходе оставил бывший студент педтехникума, культармеец М.Аутлев, впоследствии активный участник Великой Отечественной войны, долгие годы возглавлявший Адыгейский научно-исследовательский институт (ныне АРИГИ им.Т.М.Керашева), доктор исторических наук, профессор. Маличу Гайсовичу исполнилось 13 лет, когда он стал культармейцем и вместе со своими товарищами вернулся в аул Хакуринохабль. Юный Малич уже знал русский язык на уровне родного, умел хорошо читать и писать по-адыгейски. Он открыл пункт по ликвидации неграмотности в своем доме в Хакуринохабле, где днем обучал взрослых женщин, а вечером — мужчин. Организованный Маличем ликпункт стал одним из лучших и был отмечен комиссией из Москвы, о нем была напечатана большая статья в центральном печатном органе Нар­компроса.

Организаторы культпохода сделали так, что студенты-культармейцы, участники культпохода, проживали у себя дома и поэтому не получали командировочных. Это позволило сэкономить значительные бюджетные средства, которые расходовались на приобретение букварей, другой литературы, оборудование ликпунктов. Все работали безвозмездно, с полной отдачей сил. По воспоминаниям М.Аутлева, работа была интересной и доставляла много радости. Контингент обучающихся был самый разнообразный: от подростков его лет, не прошедших школы по разным причинам, и до мужчин 50-60 лет.

Среди тех, кто стоял у истоков всех важнейших начинаний в области экономического и культурного строительства в Адыгее, нужно выделить имя Шахан-Гирея Умаровича Хакурате

В своей автобиографической книге «Биография моего современника» М.Аутлев пишет: «Старшие никак не могли понять той простой истины, что каждому нужна грамотность на родном языке. Сам факт появления таких книг (букварей) на родном языке они воспринимали с трудом. Они были с детства убеждены в том, что для адыгов, т.е. для мусульман, есть одна книга — Коран. А Коран — это язык самого Аллаха, Мухамед воспринял его от Бога, и он не может быть написан на адыгейском языке. Книги есть у русских, говорили они. А нам — адыгам, книги на адыгейском языке не нужны. С кем ты будешь, мол, разговаривать и кому будешь читать свою книгу в Темиргоевской».

На родном языке

Для несовершеннолетнего Малича эти вопросы были очень сложными, но он упрямо повторял, что без знания родного языка и своей культуры не познать русской. И все же брешь была пробита. И ее пробил не «педагог», а газета «Адыгъэ псэукI» («Адыгейская жизнь»). По программе культармеец должен был проводить громкие читки газеты. Когда «ученики» слышали, что газета рассказывает о жизни в стране, о событиях на международной арене на адыгейском языке, отношение к нему постепенно изменилось. Ученики убедились, что родной адыгейский язык ни в чем не уступает другим, раз он так доступно, понятно рассказывает о событиях, происходящих в стране и на международной арене.

Следующий шаг

Опыт Адыгеи по ликвидации безграмотности получил всесоюзную известность. Сотни крестьян, и в первую очередь адыгов (черкесов), особенно из числа тех, кто обучался в ликпунктах, пополнили ряды общества «Долой неграмотность», созданного еще в 1923 году. Общество проводило большую разъяснительную работу среди неграмотных и мало­грамотных, организовывало сбор средств на приобретение литературы. 24 февраля 1931 г. президиум центрального Совета общества «Долой неграмотность» вручил Адыгейскому областному Совету переходящее Красное знамя — «как первому и единственному на Северном Кавказе, пришедшему к ленинским дням с отличными результатами в работе по ликбезу». Адыгейская автономная область за эти успехи была награждена кинопередвижкой и денежной премией в размере 5 тыс. рублей. В сентябре 1931 года в Адыгею прибыла киноэкспедиция «Восток-кино» для съемок фильма «Адыгейская лампа», посвященного борьбе трудящихся области за сплошную грамотность. В составе экспедиции был известный кинорежиссер Ю.Райзман. Документально-публицистический фильм, действующими лицами которого были непосредственные участники культпохода, был показан во многих регионах СССР.

Как отмечает Т.Керашев, «на основе успехов первого культпохода, на основе 100% ликвидации неграмотности — теперь Адыгея включилась во второй культпоход за развертывание комбинатов совхозно-колхозного образования и за проведение в жизнь последнего решения ЦК партии о среднем и начальном образовании. Этот величайший опыт совмещения производительного труда колхозных масс с регулярной учебой, ставящей своей задачей подготовку кадров по всем системам колхозной работы, явится такой же важности резким поворотом подъема культурных масс, каким явилось начало коллективизации в деле подъема сельского хозяйства. Проведенная опытная работа показывает, что колхозная масса по достоинству оценивает эту форму учебы, она сама выдвигает встречный план по организации мастерских. Колхозники заявляют: «Вот такая учеба нам нужна была давно».

Ольга Кускарова.

 

03.03.2022 в 13:10
Возрастная категория материалов: 16+