Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур ЛаутеншлегерФото Артур Лаутеншлегер

Наша героиня — мама двоих детей с РАС — расстройством аутистического спектра. Анжелика Шадже не только на личном опыте знает, что такое детский аутизм, но и ведет общественную работу в этом направлении.

— Для родителей особенных детей есть два сценария развития их жизни. Они стоят перед выбором — полностью уйти в свою проблему, отгородиться, спрятаться от внешнего мира, жалеть себя и постоянно задаваться вопросом: «За что это мне?» или же постараться принять ситуацию и жить дальше. Мы с супругом выбрали второй вариант. У нас хорошая, дружная семья и самые прекрасные на свете дети! — поделилась с «СА» Анжелика Шадже.

Ребенок в спектре

Семейная жизнь Анжелики складывалась на зависть многим: молодая, красивая, юрист по образованию, вышла замуж за перспективного специалиста в банковской сфере и уехала с супругом в Москву. Через год в молодой семье уже ожидалось пополнение.

— Мы приняли решение, что в этот период жизни мне следует быть ближе к моим родителям, и я приехала в Майкоп, — вспоминает Анжелика. — Наш Юра родился совершенно здоровым, крупным ребенком, и нашей радости не было предела! Первые три месяца я с ребенком провела у своих родителей, а затем мы уехали в Москву. Первый год он рос как все дети, нормально развивался, был улыбчивым, активным ребенком.

Ближе к двум годам сына Анжелика стала замечать, что с Юрой что-то не так. Он перестал смотреть ей в глаза, не откликался на свое имя, стал замкнутым. Если играл с игрушками, то своеобразно — он их выстраивал в шеренгу. Своими сомнениями девушка поделилась с подругами, у кого были дети примерно такого же возраста, как Юра. Еще ее смущало, что сын не разговаривал, только произносил какие-то звуки…

— Мне это все показалось ненормальным. На все вопросы, что не так с моим сыном, врачи-педиатры в один голос отвечали, что каждый ребенок развивается по-своему. Кто-то в два года уже чуть ли не читать умеет, а кому-то нужно чуть больше времени для развития. «Что вы переживаете, ребенок ведь еще маленький, со временем израстется…», — говорили мне, — рассказывает Анжелика.

С Юрой они прошли множество столичных врачей — от педиатров до неврологов, и никто из них не увидел ничего необычного в здоровье ребенка. Но Анжелика интуитивно чувствовала, что с сыном не все так радужно, как уверяют врачи. Когда Юре исполнилось два с половиной года, она отправилась с ним на обследование в Центр лечебной диагностики, затем — в институт имени Бехтерева в Санкт-Петербурге. И только после глубокого обследования ребенку был поставлен — причем под вопросом — диагноз «расстройство аутистического спектра».

 Для нас это было настоящим шоком, — призналась Анжелика. — Диагноз сына изменил всю жизнь нашей семьи. Первые пару месяцев мы не знали, что делать, как жить дальше, ведь нам практически не к кому было идти за советом. При воспитании ребенка с аутизмом возникает масса вопросов, которых нет у родителей здоровых детей: а слышит ли он меня, понимает ли, какими словами пользоваться, чтобы установить с ребенком контакт, и словами ли? Родителям особенных детей приходится учиться различным методам, которые помогут им в общении с детьми, в их обучении и социализации. Мы по крупицам выискивали нужную информацию из различных источников. Таких детей часто называют «ребенок в спектре», и самое главное, что может им помочь адаптироваться в этом мире, — это любовь со стороны близких и родных, это самое главное лекарство от всех недугов.

В 2015 году в Адыгее была учреждена общественная организация родителей детей с РАС «Особенные дети Адыгеи». Анжелика Шадже стояла у истоков ее создания, она — председатель Совета организации. Также Анжелика является одним из учредителей Инклюзивного центра «Вместе со всеми».

РАС на РАС не приходится

Когда Юре исполнилось пять лет, в их семье случилось пополнение — родилась Дина.

 Я тщательно готовилась к этому событию, прошла всевозможные тесты, консультации врачей. Медики в один голос заверяли меня, что шанс рождения еще одного ребенка с расстройством аутистического спектра в семье практически равен нулю, — рассказала Анжелика. — К тому времени мы уже переехали в Майкоп. И беременность, и роды прошли спокойно. Дина радовала нас своим здоровьем, веселым нравом, общительностью. Мы были счастливы! К двум годам она была прекрасно развита. Но я стала замечать, что, разговаривая, она стала повторять одни и те же слова, путать их, например, меня она вдруг называла не мама, а птичка. Появилось так называемое «рядкование» игрушек…

Когда наблюдений Анжелики, свидетельствующих об отклонениях в поведении дочери, скопилось немало, она пошла к врачам. После обследований был вынесен вердикт — у Дины расстройство аутистического спектра, но в иной, чем у Юры, форме. РАСы имеют очень расплывчатые понятия и охватывают широчайший диапазон симп­томов, с различной степенью тяжести. Они могут быть без нарушения интеллектуального развития или же с нарушением, с нарушением речи или без, могут быть с нарушением поведения, с невротическими выражениями, например, с эпилепсией, и так далее.

Аутизм — это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Малыш живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

 Часто маленькие аутисты, как наш Юра, чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков, — рассказывает Анжелика. — Ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуках музыки мобильного телефона. У Юры есть свои музыкальные предпочтения, мы даже записали его любимую музыку на диктофон, чтобы он слушал, когда захочет.

По словам Анжелики, маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, всячески сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, ребенок-аутист пресекает все попытки близких его успокоить, приласкать, обнять. Что уж говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить ребенка-аутиста тоже проблема. Он настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

 С Диной попроще, она не так категорична в еде, как Юра, — рассказала Анжелика. — Юра до пяти лет совершенно не ел никакие фрукты и овощи — ни в каком виде! Все новое в еде им тут же отвергалось. Приходилось исхитряться, выкладывать на его тарелке фигурки из овощей или рисовать смешные рожицы из перетертых бананов, ягод. В то же время он мог совершенно спокойно сгрызть сырую луковицу. В пятилетнем возрасте сын впервые съел свежий огурец, и ему очень понравилось. С тех пор огурцы и другие овощи всегда присутствуют в его рационе. Да, с такими детьми все очень сложно, но это не значит, что невозможно. Есть одно универсальное средство — любовь. Порой одна любящая мама способна сделать для своего ребенка то, что не под силу консилиуму продвинутых специалистов в науке и медицине.

Исцеление любовью

— Когда пришла пора отдавать Юру в школу, мы решили определить его в республиканскую школу-интернат для слабослышащих и слепых детей, — рассказала Анжелика. — Спасибо директору школы-интерната, он пошел нам навстречу, и Юра стал посещать занятия.

Юра и еще один ребенок-аутист стали первооткрывателями. До этого такие особенные дети не проходили обучение в этой школе. Затем пришло еще несколько детей с РАС, и для них был открыт специальный класс. В настоящее время в Центре развития инклюзивного образования на базе школы-интерната уже открыты четыре класса! Юра учится в четвертом классе, Дина — в первом.

 Если первые дни учебы мне приходилось сидеть на занятиях рядом с Юрой, то теперь он с удовольствием на них ходит. Юра у нас невербальный ребенок, с ним общение проходит посредством специальных карточек ПЕКС — это система альтернативной коммуникации. В школе — это карточки, а дома вместо карточек используется планшет. Дина разговаривает, она и читает, и считает, и любит петь, играет в игрушки и постоянно пытается вовлечь в свои игры брата, — делится Анжелика.

По ее словам, Юра очень спортивный мальчик. Он ходит в бассейн и очень хорошо плавает. Бабушка научила его кататься на коньках, и роликовых, и обычных. А дедушка посадил на велосипед. Для детей с РАС освоить езду на велосипеде — это большой прогресс. Юра с дедушкой часто совершают марш-бросок от дома до горпарка и обратно на велосипедах.

— Когда родился Юра, мне на глаза попались такие слова известного польского педагога и писателя Януша Корчака об аутистах: «Это такие же люди, но с иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств, и мы их еще не знаем…» Так и есть, дети с РАС — большая загадка для нас, которую нам и предстоит разгадать. Ребенок-аутист — это ученый, мудрец, который спрятался в другое измерение и ждет, пока общая эволюция поднимется до его уровня, — я в этом уверена, — говорит Анжелика Шадже.

Валерия Ломешина.

02.04.2022 в 09:29