Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Архив Екатерины МонисовойФото: Архив Екатерины Монисовой

Она родилась в Казани, а все свое детство и юность провела в Майкопе, где окончила музыкальную школу и училище. Ее золотое сопрано признано одним из красивейших, а география ее выступлений охватывает лучшие сценические площадки России и зарубежья. Сегодня Екатерина Монисова — заслуженная артистка Республики Хакасия, выпускница Казанской государственной консерватории и Российской академии музыки им.Гнесиных, обладатель Гран-при Международного форума вокалистов в Италии, член Международного союза музыкальных деятелей. О своем пути в искусство, о том, как исполнилась ее мечта стать оперной певицей и что значит для нее Адыгея, она рассказала в интервью «СА».

— Екатерина, когда вы поняли, что ваше место на сцене?

— С раннего детства я уже была артисткой! И всегда искала своих зрителей: стоя с мамой в очереди или дожидаясь транспорт на остановке, я всюду, причем без капли стеснения, выступала — пела, танцевала… Взрослые улыбались, аплодировали мне, называли маленькой артисткой. По всей видимости, у меня были красивый голос и музыкальный слух. Мамина подруга, работавшая преподавателем, тоже отмечала мои
данные.

— Было решено отдать меня в музыкальную школу (сейчас это Адыгейская республиканская школа им.К.Тлецерука), чему я была очень рада! Я попала к замечательному педагогу Ирине Шамильевне Шу. Увлечение музыкой к тому времени было уже осознанным. Поэтому после окончания школы поступила в училище искусств в Майкопе (сейчас Адыгейский республиканский колледж искусств им.У.Тхабисимова. — Прим. ред.) на дирижерско-хоровое отделение. И здесь мне повезло с педагогом Светланой Ивановной Глинской. Годы учебы в училище в Майкопе можно смело назвать временем моего становления в мире музыки и искусства.

Человек без природных данных не может петь сольно. Это колоссальный труд, причем всю жизнь. Это постоянное совершенствование голоса, каждодневные тренировки, репетиции.

— А как же певческий талант?

— Во время моей учебы в училище он уже проявлялся, но робко… Кстати, первым мой голос — сопрано — отметил композитор, певец, педагог, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея Вячеслав Магомедович Анзароков. В то время он преподавал в училище искусств. Для выступления на его концерте в ауле Кошехабль он из всего хора выбрал четырех студенток, и меня в том числе. Помню, мы разучивали песни на адыгейском языке. Еще на репетиции Вячеслав Анзароков отметил, что у меня от природы очень красивый высокий голос, и посоветовал мне этот дар развивать и дальше. Но в то время специальность дирижера хорового пения мне казалась более надежной, востребованной, чем профессия певицы. Хотя в своих юношеских мечтах я видела себя и артисткой, и певицей. Почему-то считалось, что без поддержки со стороны пробиться на большую сцену нереально, поэтому предпочтение было отдано именно хоровому дирижированию. После училища поступила и успешно окончила Казанскую государственную консерваторию по классу «Дирижирование академическим хором». А ведь мой голос так и просился наружу! Кстати, при сдаче экзамена в консерватории я одновременно и дирижировала хором, и тут же поворачивалась и сольно исполняла куплет песни. Члены экзаменационной комиссии были приятно удивлены и самим этим фактом, и моим сольным выступлением. Уже окончив консерваторию и работая по специальности, а в то время я уже была замужем, работала в Абакане, в Институте искусств Хакасского государственного университета, вдруг осознала, что мне не хватает творческой реализации и что я хочу петь. И сама судьба словно услышала мое желание — меня вскоре стали приглашать выступать сольно, с хором и с симфоническим оркестром Хакасской республиканской филармонии. Я дебютировала на театральной сцене в роли Адель в оперетте «Летучая мышь».

Фото: архив Екатерины Монисовой
Фото: архив Екатерины Монисовой

— Петь — это дар или каж­додневный труд?

— Изначально это должен быть дар. Человек без природных данных не может петь сольно. Но в дальнейшем это колоссальный труд, причем всю жизнь. Это постоянное совершенствование голоса, каждодневные тренировки, репетиции, учеба. Уже взрослым человеком — в двадцать девять лет! — я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных сразу на 2 курс на факультет «Вокальное искусство» и получила квалификацию «оперный певец». Учась в академии, я осознала, что мой путь в искусстве — это сольные выступления.

— В вашем нынешнем репертуаре как оперные арии, так и камерная вокальная музыка, от барокко до джаза. К чему больше лежит душа Екатерины Монисовой?

— Сложно сказать — я с огромным удовольствием исполняю как оперные партии, так и камерную, вокально-симфоническую музыку, и на этом поприще уже завоевала признание. В 2010 году я стала обладательницей Гран-при Международного форума вокалистов в Италии. В этом же году мне было присвоено звание «Заслуженный артист Республики Хакасия». После выступления в проекте «Opera Piccola» на приеме в посольстве нашей страны в США я была приглашена на традиционный Вашингтонский оперный бал. Мы давали концерты в Вашингтоне, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге — в штате Флорида. Это было довольно значимое событие в культурной жизни не только нашей страны, но и всего мира. В 2015 и 2016 годах я представляла Россию на Международном музыкальном фестивале в Праге, выступала в знаменитом концертном зале Smetana Hall с симфоническим оркестром под управлением Леоша Сваровски. В 2017 году в Моравии принимала участие в открытии ХIХ Международного музыкального фестиваля с Моравинским симфоническим оркестром под управлением Себастьяно Ролли. В этом же году меня наградили медалью «Патриот России». В 2018 году я получила благодарность от чрезвычайного и полномочного посла РФ в Чешской Республике. В 2019 году возглавила региональную общественную организацию «Землячество Хакасии», с этого же года являюсь членом Международного союза музыкальных деятелей.

На протяжении последних лет я представляла сольные программы в Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома Союзов, Большом зале Московской консерватории, в Московской и Санкт-Петербургской академической филармонии, в Эрмитажном театре.

— В основном оперы исполняются на итальянском языке. Вы говорите на нем или учите только партию?

— Опера поется на многих языках: немецком, французском, итальянском, английском, чешском… А сегодня практически все поется на языке оригинала. В работе над текстами оперных партий язык выучивается, и, находясь в Италии, Испании или Франции, я не чувствовала языкового барьера, могла общаться на этих языках. До пандемии коронавируса я часто гастролировала в Италии, Португалии, Чехии, США. К сожалению, сегодняшняя действительность такова, что нам, артистам, пришлось отказаться от некоторых международных проектов, в том числе этнокультурного проекта «Сибирь — Европа». Аналог проектов было решено перевести в российский формат.

— Что делать, если голос устал, а через пару часов выступление?

— Человеческий голос — самый совершенный музыкальный, причем живой, инструмент. По своему страстному накалу, по силе влияния на слушателя с голосом не может сравниться ни один инструмент. На концертах Шаляпина, Карузо поклонники их таланта теряли сознание — это хорошо известный всем факт. Каким бы ни был природный дар — голос, он требует совершенствования. Да, для певца важно удачное строение горла и голосовых связок, это необходимо для формирования сильного звука, тембра, большого диапазона. Важна и каждодневная тренировка — настройка этого музыкального инструмента. Когда правильно поставлено дыхание, голос не устает. Показательно в этом плане пение итальянцев — они поют как разговаривают. Обычно солист не всегда четко слышит свой голос, мы слышим его уже в преломлении ощущения своего голоса. У каждого солиста есть свой концертмейстер, или так называемое «ухо», это как тренер для спортсмена. Я уже долгое время работаю с концертмейстером Мариной Кравец, она профессор академии, слушает меня, так сказать, со стороны и дает нужные советы.

— Что для вас Майкоп? Это город, где прошло детство и юность, или что-то большее?

— Место моего рождения — город Казань, но до 19 лет, когда уехала учиться в консерваторию, я жила в Майкопе. Это моя малая родина. Здесь живет моя мама, Наталия Геннадьевна Машинина. Она доцент кафедры автомобильного транспорта МГТУ, проработала в университете практически с его основания и по сей день продолжает трудиться. Ее знают многие выпускники, живущие не только в Майкопе, но и в разных уголках России. В Майкопе живет моя единственная и горячо любимая доченька Вероника. У нее очень сильный характер и огромная любовь к жизни. Она родилась весом чуть больше килограмма, врачи несколько суток боролись за ее жизнь. Вероника — инвалид по слуху, но это не помешало ей успешно окончить 9 классов и стать студенткой политехнического колледжа МГТУ по специальности «Информационные системы и программирование». В этом году она оканчивает 3 курс и мечтает жить и работать в Москве.

Признаюсь, мое сердце — где бы я ни жила, куда бы ни выезжала на гастроли — всегда в Майкопе. Когда я приезжаю сюда, по приглашению всегда с удовольствием выступаю в концертных программах. Вот и недавно, когда мне поступило предложение от Министерства культуры Адыгеи поучаствовать в торжествах по случаю открытия после капремонта Пушкинского народного дома, я с удовольствием его приняла. Мое детство и юность также тесно связаны с Пушкинским народным домом: в детстве, в школьные годы я смотрела здесь театрализованные постановки, спектакли. Для меня было честью выступить перед моими земляками.

Валерия ЛОМЕШИНА

05.04.2022 в 10:01
Возрастная категория материалов: 16+