Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Адам АчмизФото: Адам Ачмиз

Люблю такие места, как старый центр Краснодара. Тут все дышит культурой и историей. Одно из старинных зданий — музей имени Ф.А.Коваленко, рядом с которым расположены памятник Репину и кафе, где я люблю пить кофе, когда бываю в кубанской столице. Я называю этот процесс «кофе с Репиным». Конечно, витрины заведения не выходят на него. Но сам факт, что он тут, рядом (за толстой кирпичной кладкой через одно здание), почему-то делает процесс моего кофепития особенным. Изучая архитектуру этого квартала, обнаружил очень интересную, занимательную историю.

Меценаты

В начале XX века в Екатеринодаре появилось Черкесское благотворительное общество, которое функционировало с большими перерывами вплоть до революции. Первое заседание правления состоялось 11 мая 1912 года. Тогда основными целями организации обозначили «доставление средств к улучшению материального, нравственного и физического состояния мусульман и содействие школьному образованию горцев Кубанской области».

Среди активных деятелей общества были известные адыгские меценаты Лю Трахов, князь Атажук Капланов, Султан Забит-Гирей, Алибей Улагай, Султан Довлет-Гирей, Христофор Богарсуков и др. Председателем общества выступал известный меценат и благотворитель Батырбек Шарданов. С этими именами связано много эпизодов в истории, которые влияли и на культурный облик самого города, и на настроение в обществе в целом.

Черкесское благотворительное общество в Екатеринодаре широко поддерживало неимущих и пострадавших в результате стихийных бедствий горцев.

Христофор Богарсуков и Батырбек Шарданов являлись членами многих попечительских и благотворительных советов и обществ в городе. Богарсуков много лет был директором «Кубанского областного попечительного о тюрьмах комитета», а Шарданов входил в его попечительский совет. Подавая пример другим видным зажиточным людям города, они не только не получали никакой зарплаты, но и сами ежегодно вносили довольно крупные суммы на осуществление благотворительной деятельности.

Профессиональная карьера Батырбека Шарданова складывалась вполне успешно. В 1897 году его назначили начальником 15-й дистанции пути от Тихорецкой до станции Екатеринодар.

Шарданов размахнулся нешуточно: перестроил Екатеринодарский вокзал, воздвиг два виадука на подъездных путях, проложил железнодорожные ветки Екатеринодар — Ставрополь и Екатеринодар — Туапсе.

Он был акционером «Майкопского трубопроводного и транспортного общества», в 1907 году был назначен руководителем строительства нефтепровода Ширванская — Екатеринодар: на Кубани начали промышленно добывать нефть.

После революции Батырбек Шарданов покинул Россию. Остались выстроенные им дороги, нефтепровод и… дом. Особняк, возведенный по его собственному проекту в 1905 году на углу улиц Красной и Графской, высоко ценили современники Шарданова.

Фото: Адам Ачмиз
Фото: Адам Ачмиз

Особняк Шарданова

Свой особняк меценат построил по собственному дизайну и проекту из кирпича, используя разнообразные архитектурные приемы. Это ризалиты, пилястры, карнизы, прямоугольные и арочные оконные проемы. На фронтоне надпись на арабском языке сообщала имя владельца: «Батыр-Бек Мурза Шарданов». Внутреннее убранство также отражает вкус и богатую фантазию владельца. Здание, прекрасно вписавшееся в историческую застройку Екатеринодара, стало одним из лучших памятников архитектуры.

Черкесский дворянин прожил в своем роскошном доме лишь полтора года. В 1907 году он сдал верхний жилой этаж под собрание картин, подаренное городу коллекционером Федором Коваленко.

Краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко находится сегодня как раз в здании по улице Красной. А особняк по-прежнему носит имя «Дом Б.Б.Шарданова».

Екатеринодар и Репин

Возвращаясь к своему ритуалу «кофе с Репиным», хочу сказать, что Екатеринодар сыграл в жизни художника немалую роль. Именно тут Репин создавал наброски к знаменитой работе «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». Образы героев картины художник находил именно на Кубани, ведь здесь обосновались потомки казаков из Запорожской Сечи.

Фото: Адам Ачмиз
Фото: Адам Ачмиз

Благодаря Репину открылось Кубанское художественное училище, а приятельские отношения с Федором Коваленко способствовали созданию первой картинной галереи в городе, в которой множество картин появились при непосредственном участии Ильи Ефимовича.

Возможно, мастер-художник не пересекался с Батырбеком Шардановым, однако разные судьбы этих людей оказались объединены в границах одного архитектурного творения, органично сочетавшего в себе романтизм с элементами эклектики и национальные мотивы, которые внесли восточный акцент в декор всего здания.

Вот так, решив поверхностно изучить историю строительства здания, я смог культурно обогатиться. И чем больше я погружался в историю, тем больше хотелось сходить в этот музей. Мимо здания я проходил чуть ли не каждый день, а зашел впервые. С возрастом понимаешь, что старинные дома, мимо которых мы идем, и улицы, по которым шагаем, могут хранить в себе много тайн и загадок. Кто знает, где еще мы можем встретить не менее захватывающую историю…

Адам АЧМИЗ

22.04.2022 в 10:13
Возрастная категория материалов: 16+