Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна ДубовикФото: Татьяна Дубовик

Сколько в Адыгее бригад скорой помощи? Чем экстренный вызов отличается от неотложного? Что самое сложное в работе сотрудников скорой? Это и многое другое в преддверии даты узнала «СА», побывав на Адыгейской республиканской станции скорой медицинской помощи.
Единая служба

Еще два года назад в Адыгее в районах при каждой ЦРБ были собственные бригады скорой помощи. Сегодня это единая централизованная служба, которая принимает все экстренные и неотложные вызовы. В нее вошли службы экстренного реагирования, скорая помощь и санитарная авиация. Управление всеми бригадами скорой медпомощи по республике ведет одна служба. Все автомобили оснащены системой ГЛОНАСС­ и видны в режиме онлайн, также подключены система контроля топлива и система контроля зажигания.

Централизация хороша тем, что в случае нехватки бригад диспетчерская служба привлекает бригады из других районов, выбирая ту, у которой наименьшее время доезда до адреса. Например, если машина из Понежукая уехала на госпитализацию в Майкоп, то она будет отсутствовать 3-4 часа. И в этом случае мы можем привлечь машину из Адыгейска, Габукая, даже из Яблоновки. Диспетчер видит время доезда каждой свободной бригады и понимает, что эта вернется через 4 часа, а та будет на месте уже через 30 минут, значит, есть смысл ее задействовать. Ранее это было невозможно, — рассказал главврач Адыгейской республиканской станции скорой медицинской помощи и Центра медицины катастроф Ахмед Сиюхов.

Помимо этого произошла синхронизация со службами чрезвычайных ситуаций.

Фото: Татьяна Дубовик
Фото: Татьяна Дубовик

Республиканскую станцию скорой медпомощи и Центра
медицины катастроф возглавляет Ахмед Сиюхов

У нас есть центр медицины ка­тастроф — структура, которая взаимодействует с МВД, МЧС, ФСБ и при возникновении чрезвычайных ситуаций должна максимально эффективно участвовать в их ликвидации. С учетом объединения всех структур скорой медпомощи мы можем задействовать все силы и средства нашей службы, — добавил Ахмед Сиюхов.

Сегодня в республиканской службе скорой медицинской помощи 51 бригада, включая 2 бригады санавиации и бригаду центра медицины катастроф. 19 бригад обслуживают Майкоп, 6 — Майкопский район.

Шовгеновская подстанция охватывает 4 района: Шовгеновский, Гиагинский, Красногвардейский и Кошехабльский, за которыми закреплены 11 бригад, дислоцирующиеся в различных населенных пунктах. Яблоновская подстанция обслуживает Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы — всего 13 бригад. Логистическая схема построена таким образом, чтобы минимизировать время доезда до определенных населенных пунктов.

Время ожидания

По регламенту доезд на экстренные вызовы составляет 20 минут, на неотложные — до 2 часов.

— К экстренным относятся ДТП, любой случай в общественном месте, инсульты, инфаркты, травмы, вызовы к детям, к беременным и другие случаи, в которых дорога каждая минута. Неотложные — это вызовы по типу «болит голова», несбиваемая температура, повышенное давление. А вот пониженное давление относится уже к экстренным вызовам, поскольку на фоне гипотонии может произойти смерть, — объяснил главврач.

При нескольких равнозначных по срочности вызовах бригада в первую очередь едет туда, куда ближе всего добираться. Также в приоритете вызовы к детям, беременным и лицам 65+ с сопутствующими заболеваниями.
03 или 112?

Как рассказали на станции скорой медпомощи, большой разницы, куда звонить, нет. Но отличия между этими службами все-таки есть.

— Все наши диспетчеры — квалифицированные медработники, которые долгое время сами отработали в бригадах, а теперь по состоянию здоровья либо по возрасту перешли в диспетчерскую службу. Во время приема вызова они внимательно собирают анамнез, определяют сопутствующие заболевания и степень экстренности ситуации. На 112 же работают обычные люди, которые принимают и перенаправляют вызовы в профильные ведомства. По времени обработки звонок на 03 и на 112 ничем не отличается — как только в 112 приняли вызов, мы сразу же видим его в своей программе, задержек не бывает, — разъяснил Ахмед Сиюхов.

Однако в службе 112 работает больше операторов, поэтому в пиковые моменты дозвониться к ним будет проще.

В диспетчерской

Каждый из нас хотя бы раз вызывал скорую помощь, но мало кто знает, как принимают наши вызовы на том конце провода. Отвечают на звонки семь операторов. Их поступает 450-500 в сутки. Во время всплеска заболеваемости COVID-19 число звонков доходило до 850 — таких цифр не было никогда за всю историю республики. Это колоссальная нагрузка как на диспетчеров, так и на сами бригады, которые совершали выездов вдвое больше нормы. Но сегодня все спокойно, станция работает в обычном режиме.

Фото: Татьяна Дубовик
Фото: Татьяна Дубовик

Диспетчер видит время доезда
каждой свободной бригады.

Скорая помощь Республики Адыгея. Здравствуйте! Говорите адрес. Где вы живете? Хутор Гавердовский. Так, улица Набережная, дом какой? Фамилия, имя, отчество больного. Сколько лет? А куда укусил? Так, пока скорая будет ехать, выпейте, пожалуйста, таблеточку супрастина и приложите холод на место укуса. Да, все правильно вы сделали. Ожидайте, к вам скоро подъедут, — принимает вызов фельдшер Галина Замятина.

Он помечается как неотложный, а значит, у бригады есть 2 часа, чтобы приехать к пациенту. Теперь он отправляется на подстанцию к диспетчеру-эвакуатору, которая видит перечень всех вызовов и решает, куда в первую очередь направить бригаду.

Вызовов много, одно­временно всех обслужить мы не можем, поэтому в приоритете экстренные, они у нас красным цветом горят. По этой причине мы и задаем так много вопросов, когда нам звонят. Стараемся максимально хорошо понять, что происходит с пациентом на том конце провода, — рассказала фельдшер по приему вызовов Галина Замятина.

Для «лишних» вопросов есть и другая причина — поняв ситуацию, диспетчер может заранее, сориентировать бригаду.

— То есть, пока они едут на вызов, по пути могут продумать алгоритм работы. Это помогает настроиться, не растеряться в нужный момент и быстро отработать вызов. Так мне помогал мой диспетчер, когда я сама работала на линии, и точно так же я теперь помогаю своей бригаде. Поэтому мы задаем дополнительные вопросы, хотя люди нервничают и не понимают, зачем нам это надо, — пояснила Галина Замятина.

В этот момент с номера 112 поступил экстренный вызов — женщина без сознания на Гузерипльской трассе. Галина перезвонила для уточнения анамнеза и выяснила, что пациентка в сознании, у нее приступ аритмии, головокружение и чувство, что она вот-вот лишится сознания.

— А теперь представьте, в каком нервном состоянии летела бы к ней бригада, думая, что она и правда без сознания! Когда поступает экстренный вызов, бригада находится в жутком напряжении — никогда не знаешь, успеешь ли спасти человека. Сейчас они едут к ней без лишнего волнения, — рассказала фельдшер по приему вызовов.

Постоянные «пациенты»

Есть категория людей, которые звонят в скорую помощь по самым незначительным поводам. В сутки таких вызовов бывает около пяти.

Чаще всего мы их всех хорошо знаем по имени, знаем, что ничего там не произошло, чтобы скорую вызывать, но отказать им не можем. И это не только бабушки так звонят. Есть молодой парень, который вызывает скорую по 2-3 раза в сутки. При этом он категорически отказывается от транспортировки в лечебное учреждение. Как правило, эти люди одиноки и остро нуждаются во внимании. А ту помощь, которую у нас просят, они в состоянии и сами себе оказать, — рассказал Ахмед Сиюхов.

Скорая приезжает на все вызовы, даже по несерьезным на первый взгляд поводам. Это объясняется тем, что обычный человек без медобразования не может адекватно оценить свое состояние, а весь анамнез по телефону не соберешь. Кроме того, некоторые пациенты склонны преуменьшать тяжесть своего состояния.

Сначала может показаться, что ничего страшного не происходит, а в действительности пациент нуждается в госпитализации. Чаще всего это касается детей, у них состояние здоровья может измениться очень стремительно: сейчас ребенок здоров и бодр, а через час ему нужна экстренная помощь, — объяснил Ахмед Сиюхов.

На дежурстве

В 7.50, в момент переключения программы на новый день, начинается новая смена. К этому времени все бригады должны быть готовы к выезду, то есть осмотреть машины, сумки, медикаменты, оборудование и полностью переодеться. Если предыдущая смена задерживается, то рабочий день начинается сразу по их возвращении — цикл работы непрерывный.

В перерыве между вызовами нам удалось пообщаться с фельдшером станции скорой медицинской помощи Юрием Герасименко.

Пока нет вызовов, мы можем немного отдохнуть, попить чаю, заполнить документы. Вот сейчас я с вами разговариваю, а у меня две карточки не сданы еще, — улыбается Юрий Герасименко.

В спокойные периоды бригады могут пообедать на станции. Здесь для этого оборудована столовая комната, есть холодильники, микроволновые печи и чайники. Но в дни, когда число вызовов превышает норму, есть приходится буквально на колесах, а об отдыхе можно и вовсе забыть.

— Во время пандемии мы работали на износ, по 30 вызовов за сутки было, людей не хватало. И в это время к нам пришла молодежь, замечательные ребята и девчонки. Сейчас они заканчивают учебу и по выходным берут смены, нарабатывают опыт. Я думаю, что из таких вот людей получатся хорошие врачи, — поделился Юрий Иванович.

Бригады в службе скорой медпомощи многопрофильные. Фельдшеры способны провести диагностику и оказать первичную помощь в самых разных областях: педиатрии, терапии, травматологии, гинекологии и других. Более глубокое и точное лечение уже назначат узкие специалисты.

— Опыт приобретается со временем. Я много лет отработал на скорой помощи, и сейчас у меня все доведено до автоматизма. Когда голова еще только соображает, руки уже делают, — рассказал фельдшер.

Четырнадцатая бригада

В это время по громкой связи прозвучало: «Седьмая, ДТП!»

— Где-то случилось ДТП, бригада уже идет к машине, сейчас поедут. Это не мы, наша бригада четырнадцатая. У эвакуатора по городу стоит микрофон, с которого по громкой связи идет сообщение по всей территории скорой помощи — как в самом здании, так и на улице. Где бы мы ни были в этот момент, мы слышим его и идем к машине. От объявления до выезда проходит не более 4 минут, — объяснил Юрий Герасименко.

Для фельдшеров работа на скорой — это не работа, а сама жизнь. Здесь остаются самые сильные и выносливые, потому что выдержать этот темп, жесткие условия сможет далеко не каждый.

— Жарко, холодно, дождь, снег, грязь, иногда без еды, сутки на ногах. Это тяжело. С 19 лет у меня такой экстремальный режим жизни. Начинал работу в 1981 году на скорой, потом пошел в армию, был в Афганистане, после вернулся на скорую. Сейчас мне уже 59, и я не представляю свою жизнь по-другому, — поделился Юрий Иванович.

Однако тяжелое в работе фельдшера не условия работы, а вызовы, которые заставляют нервничать.

Порой бывает так, что человек сильно сгущает краски. Мы летим к нему на пределе, нервничаем, торопимся, рискуем своей жизнью, а там всего-навсего порезанный палец. А сообщение было, будто погибает он. На фоне адреналина, который бьет ключом, через сумасшедшее напряжение мы получаем сильный эмоциональный стресс, — рассказал Юрий Герасименко.

Второй и, пожалуй, самый тяжелый момент в работе — потеря человека.

— Хотя и говорят, что мы привыкаем ко всему, но это не так. Это всегда тяжело, всегда сильный стресс, который выливается в нервные срывы, седые волосы, бессонные ночи, когда лежишь и вспоминаешь, перевариваешь. Мы научились не показывать свои переживания, отвлекаться, снимать напряжение жестким медицинским юмором, разговорами с коллегами. Но все равно пропускаем каждый случай через себя, потому что всегда выкладываемся по максимуму, и когда теряем человека, то возникает огромная неудовлетворенность от работы, — поделился фельдшер.

«Четырнадцатая!» — прервал наш разговор вызов по громкой связи. Юрий Иванович спешно попрощался с нами и быстрым шагом отправился на вызов. До конца его смены оставался 21 час.

Екатерина ДМИТРИЕВА.

28.04.2022 в 10:08