Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Фото: Владимир Андреев © URA.RUФото: Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Полтора месяца назад в России случилась цифровая миграция из зарубежных соцсетей Facebook и Instagram (запрещены в РФ) в отечественные – «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджер Telegram. Аудитория в них распределилась по-разному. О том, где предпочитают общаться и вести бизнес россияне, рассказал первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин. Самое главное из его интервью информационному агентству URA.RU даем для читателей «СА».

Кто потерял больше?

По словам эксперта, больше всего уход из российского медиапространства сказался на сети Instagram (запрещена в РФ). Если Facebook (запрещен в РФ) потерял не более 5% от общего объема аудитории, то контент Insatagram (запрещен в РФ) в марте потерял от 40% до 60% в охватах. Люди продолжают заходить в соцсеть через VPN, но проводят в нем мало времени. VPN нужно постоянно отключать, чтобы пользоваться другими сайтами – это неудобно.

Блогеры, инфлюенсеры, представители власти мигрировали в отечественные соцсети. За авторами ушла и их аудитория. По данным Brand Analуtics, уже на конец апреля 56% пользователей снизили активность в Instagram (запрещен в РФ). А количество публикаций в запрещенной соцсети снизилось на 31%, – рассказал Кирилл Истомин.

Прирост ВК и Telegram

«ВКонтакте» благодаря позиции «вне политики» выиграл на фоне блокировки соцсетей экстремистской компании «Meta» (запрещена в РФ). Прирост аудитории – более четырех миллионов пользователей в день. Доля активных авторов увеличилась на 22%. Перед ВК стоит задача изменить позиционирование под новую целевую аудиторию.

Если в Instagram (запрещен в РФ) люди заходят, чтобы посмотреть фото и видео, то в ВК — чтобы переписываться. Потребление контента на втором месте. Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям и отражающие их интересы, – пояснил Кирилл Истомин.

Прирост аудитории произошел и у «Одноклассников». Старые аккаунты, которыми давно никто не пользовался, снова ожили. Количество восстановленных старых аккаунтов выросло на треть, темп новых регистраций — в полтора раза.

Telegram тоже «вырос». За март аудитория российских телеграм-каналов увеличилась суммарно на 40 миллионов подписчиков. Раньше в «телеге» была экспертная политическая аудитория, теперь набор тематик расширился: лайфстайл и тематические и новостные блоги. По словам Кирилла Истомина, это уже не мессенджер, а полноценная соцсеть с комментариями и реакциями. Эксперт считает, что в будущем Telegram будет меняться. Например, появится алгометрическая единая лента каналов, которые вы чаще всего смотрите.

Изменятся для бизнеса

Ажиотаж вокруг блокировки Instagram (запрещен в РФ) в основном был связан с ведением бизнеса. Для одних – эта соцсеть была основным источником доходов (продажи товаров и услуг), для других – главным способом продвижения бизнеса (например, с помощью таргетированной рекламы, удобных форматов общения с клиентами, блогеров). Сегодня отечественным соцсетям нужно перестроиться под потребности аудитории.

Я думаю, это значимое направление развития российских соцсетей. И уверен, разработчики, например ВК, этим будут заниматься. А блогерам мы рекомендуем открывать публичные страницы во «ВКонтакте», – сказал Кирилл Истомин.

Конкуренты отечественных соцсетей

Конкурентом отечественных соцсетей на сегодня остается TikTok. Он не запрещен в России, но наши пользователи с марта не могут загружать в свои аакаунты видео и проводить прямые эфиры. Запрет на размещение контента связан с новым с законом о фейках, который вышел в РФ 1 апреля.

При этом TikTok не рискнул уходить из России. Несмотря на то, что фактически нового российского контента там нет, аудитория TikTok в апреле не падала. Уверен, что соцсеть снимет запрет на размещение контента после доработки своих алгоритмов под требования законодательства РФ, и после этого соцсеть начнет забирать в себя уходящую из Instagram (запрещен в РФ) аудиторию, которая хочет потреблять визуальный контент, — пояснил эксперт АНО «Диалог Регионы».

Есть ли отечественная замена YouTube, который уже несколько месяцев обещают заблокировать в России? Платформу может заменить видеохостинг с такой же качественной поисковой системой.

На ум приходит «Яндекс.Видео», где качественно настроена навигация. Также возможной альтернативой видится «ВКонтакте» — если сможет модернизировать поиск видео. У Rutube пока низкая аудитория, но сервис значительно вырос в качестве — это надо признать. На текущий момент полноценная замена Youtube отсутствует и, пока он доступен, скорее, не появится. Но если блокировка случится — свято место пусто не бывает, – отметил Кирилл Истомин.

07.05.2022 в 12:04