Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур ЛаутеншлегерФото: Артур Лаутеншлегер

Фронтовик Валентина Дмитриевна Синюгина, которая в январе отметила свое 98-летие, является участницей штурма Кенигсберга и взятия Берлина. О том, как страшное слово «война» разделило мир на до и после, она рассказала «СА».
Юность Валентины Дмитриевны пришлась на годы военного лихолетья. Им, выпускникам школы, 21 июня 1941 года вручили аттестаты, а 22 июня грянула война…

Я хорошо запомнила этот день… Село Горловка, Рязанская область. Небо было черным от туч, вдруг разыгралась непогода. Весть о начале войны тут же облетела все село, лица взрослых посуровели, был слышен женский плач… Вся молодежь вскоре была направлена под Тулу на оборонительные работы: копали траншеи, противотанковые рвы. Помню и норму — пять погонных метров траншеи в день. Это было тяжело даже для ребят, что уж говорить о нас, девчонках! От усталости падали тут же, на кучу земли, чтобы хоть минутку подремать и отдохнуть, — вспоминает Валентина Дмитриевна.

Весной 1942 года она записалась добровольцем в 9-е управление военно-полевого строительства. Те же окопы, траншеи рыли уже вблизи линии фронта. Были случаи, когда вражеские снаряды долетали до них, гибли люди. Так случилось и с ее подругой — ей снарядом оторвало ноги…

Не раз мне было страшно и невыносимо больно, были и моменты отчаяния, когда казалось, что весь этот ужас уже никогда не кончится. Но мы отчетливо понимали: чтобы победить врага всем миром, надо стремиться победить каждому в отдельности! — говорит ветеран.

Как признается Валентина Дмитриевна, труднее всего было выдержать первые дни, недели, месяцы на фронте, когда чувства и ощущения у девчонок-бойцов оставались прежними, из мирной жизни, а реальность шла в другом измерении — человеческие страдания и смерть, поле боя, усыпанное трупами, месиво из человеческих тел…

У меня был красивый почерк, что стало поводом для назначения меня в штаб 13-й противотанковой артиллерийской бригады делопроизводителем. Подписывать наградные листы было приятно, а вот заполнять извещения о гибели бойцов — морально тяжело. Помню, пишу: «Ваш сын пал смертью храбрых», а у самой слезы на глазах. Явственно представляла, что где-нибудь на Вологодчине или в Подмосковье будут рыдать его мать, жена, сестра, получив похоронку, — признается Валентина Синюгина.

В составе 13-й артбригады она дошла от Эльбы до Берлина, где и встретила День Победы. Вместе со всеми расписалась на стене Рейхстага. У ветерана сохранилась фотография, сделанная в мае 1945 года. На ней — здание Рейхстага и то место, под балконом, где бойцы оставили свои росписи. Валентина Дмитриевна с фронтовыми подругами даже зашла внутрь: там было все разрушено, валялись какие-то документы на немецком языке. Один такой документ и крошечный кусочек бетона из развалин Рейхстага она взяла на память и хранит до сих пор.

В семейном архиве Синюгиных есть и красноармейская книжка Валентины Дмитриевны, в которой последняя запись — приказ об увольнении из войсковой части (сделана 26.06.1945 года) и фотографии военных лет. Встречу с супругом Петром Васильевичем, с которым прожили 64 года, Валентина Дмитриевна считает судьбоносной. Окончив после войны Одесский институт метеорологии, она собиралась уезжать на практику в Балтийск, но ее задержали какие-то дела. И в это же время друзья познакомили ее с молодым офицером-фронтовиком, выпускником артиллерийского военного училища Петром Синюгиным. Он так скромно себя вел, был так немногословен, обходителен, что сразу же понравился ей. Уже через месяц они сыграли свадьбу. После этого началась непростая офицерская жизнь.

На новом месте службы супруга, в Молдавии, пришлось жить в землянке! Что ж, нам, фронтовикам, было не привыкать. Несмотря на бытовые трудности, все мы, семьи офицеров, жили дружно, — уверяет Валентина Дмитриевна.

В Майкоп Синюгины переехали в 1960 году. Вырастили дочь Татьяну. Петр Васильевич — почетный гражданин города Майкопа, ветеран Великой Отечественной войны. Он ушел из жизни в 2015 году.
Дочь с семьей живет в Псковской области и много раз приглашала маму переехать к ним. Но ветеран не соглашается.

— Здесь, в Майкопе, прошла практически вся моя жизнь, куда же я уеду из родных мест! Здесь все мне близко и знакомо, здесь моя родина — куда я без нее… Очень люблю май: под окнами дома, в котором живу (а это центр города), все деревья уже зеленые, цветут каштаны — как и много лет назад, когда я только приехала в этот ставший для меня родным город, — говорит Валентина Синюгина.

И добавляет, что из окна 9 мая она будет смотреть шествие Бессмертного полка. Это зрелище — бесконечный людской поток и плывущие над головами баннеры с фотографиями близких, родных, кто героически сражался с фашистами, кто победил фашизм, — вызывает у ветерана массу воспоминаний о войне и слезы о фронтовых друзьях, отдавших жизнь за самое святое — за свое Отечество.

Валерия ИВАНОВА.

09.05.2022 в 08:35
Возрастная категория материалов: 16+