Война мне снится до сих пор. Василий Емельянович Бердников

Ветеран Василий Емельянович Бердников хорошо помнит свои фронтовые будни. Своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне он поделился с «СА».
Три года назад Василий Бердников переехал в Ханскую к сыну. Чтобы встретиться с фронтовиком, мы подъехали к небольшому дому на окраине станицы, где проживает Василий Емельянович, но не застали его.
— Так отец вышел на прогулку, а здесь, сами видите, раздолье, можно шагать до самого горизонта, что он ежедневно и делает, — с улыбкой объяснил отсутствие ветерана его сын Владимир. — Отец любит многочасовые пешие прогулки, любит рыбалку, а еще одно из его любимых занятий — чтение газет. И память у него, несмотря на столь солидный возраст, прекрасная, особенно в том, что касается военной поры.
В Ханской фронтовика хорошо знают и станичники, и в местном Совете ветеранов, и молодежь — школьники, учащиеся колледжа. Ветеран охотно делится с ними воспоминаниями о своем довоенном детстве и о фронтовой юности.
— Я родился и вырос в деревне Пески Курганской области, это за Уралом, — говорит Василий Емельянович, вернувшийся с прогулки. — Семья наша была дружная, крестьянская, с правильными устоями, воспитанием детей. Когда грянула война, мне исполнилось шестнадцать лет. Но ни меня, ни моих друзей-одногодок это не остановило: мы пошли в военкомат с просьбой о призыве на фронт. Уж как мы с ребятами уговаривали сотрудников военкомата — не передать словами, но они были непреклонны: «Ждите своего призыва!»
Василий Емельянович признается, что война снится ему до сих пор. Он отчетливо помнит каждый день на фронте, каждого погибшего в бою или умершего от ран фронтового товарища. Потому что такое не забывается
В 1943 году Василия направили на учебу в Урюпинское пехотное училище. Вскоре оно было расформировано. Курсанты продолжили обучение в 56-м учебном противотанковом полку 8-й учебной бригады. Затем — в военном полевом учебном лагере в Кировской области.
— Какая там учеба! Мы рвались на фронт! В июле 1944 года нас направили в Бобруйск. Город только что освободили наши войска. Практически все дома были разрушены. Еще кое-где тлели сараи, иные постройки. Нашей задачей было очистить город от фашистов и их приспешников, и мы обходили улицу за улицей, спускались в каждый подвал, — рассказывает Василий Емельянович.
Он хорошо помнит, как в составе 1189-го стрелкового Выборгского полка 3-го Белорусского фронта он был поднят по тревоге, и бойцы выдвинулись по направлению к границе с Прибалтикой. Им предстояло пешком преодолеть более 250 километров вдоль линии фронта. Передвигаться нужно было исключительно ночью, чтобы не быть обнаруженными неприятелем.
На одном из участков дороги их колонну — а она растянулась почти на километр — все же засекли и обстреляли фашисты. Спрятаться от пуль на открытой местности было негде.
Среди солдат были и убитые, и раненые, но остальным темп шага приказано было не менять. Так их колонна добралась до города Мариямполе, что в Литве, а затем взяла курс на Германию.
В мельчайших подробностях помнит ветеран и январские события 1945 года.
— Началась наступательная операция наших войск. Более двух часов шла артподготовка. С нашей стороны велся огонь из всех видов оружия. Стоял сплошной гул от залпов орудий. Когда все стихло, в небо взвилась черная ракета — сигнал о наступлении, и наши войска пошли в атаку. Фашисты все предусмотрели: заминировали поле перед своими окопами. Мы его преодолели, но были встречены шквальным огнем противника. На этом участке фронта мы вели бои несколько дней, — вспоминает Василий Емельянович.
16 января 1945 года был получен приказ о массированном наступлении на позиции врага. В этот же день в ходе боя Василий Бердников получил ранение. Сослуживцы перевязали его и оставили вместе с другими ранеными чуть в стороне, в ложбинке, а сами пошли дальше в наступление.
— Уже когда стемнело, за нами приехали подводы и повезли в тыл, в медсанбат. Вначале я проходил лечение в полевом госпитале, затем в Каунасе. Ранение было серьезным и требовало долгого лечения, так что и День Победы 9 мая 1945 года я встретил там же, в больничной палате, — рассказывает ветеран.
После выписки из госпиталя Василия Бердникова направили для дальнейшего прохождения воинской службы в Восточную Пруссию, затем в Саратовское танковое училище. Но при оформлении документов не учли, что из-за высокого роста он не сможет стать танкистом. Тогда его направили служить в батальон караульной службы по сопровождению военных грузов на железной дороге, где он и прослужил до сентября 1953 года. Уволился с военной службы, женился и уехал с супругой в Челябинск.
— Я устроился на работу слесарем на завод имени Серго Орджоникидзе. Проработал там до самого выхода на пенсию — 37 лет. Когда ушла из жизни супруга, некоторое время жил один, пока сил хватало вести домашнее хозяйство. А заскучав, переехал к сыну в Ханскую, — говорит Василий Бердников.
Ветеран встречается с молодежью, рассказывает им о войне, о том, какой ценой завоевана свобода и независимость. Василий Емельянович признается, что война снится ему до сих пор. Он отчетливо помнит каждый день на фронте, каждого погибшего в бою или умершего от ран фронтового товарища. Потому что такое не забывается.
Валерия ЛОМЕШИНА