Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Нацмузея РАФото: архив Нацмузея РА

«СА» публикует материал старшего научного сотрудника отдела этнологии и народного искусства АРИГИ им.Т.М.Керашева А.Бузарова об общественно-политической и административно-организаторской работе видного общественного деятеля и просветителя адыгов Сефербия Сиюхова в период автономизации кубанских адыгов.

С верой в лучшее

«Какие бы катастрофы в мире ни произошли, какое бы зло в нем временно ни восторжествовало, какой бы стихийный ураган ни пронесся над нашими головами, мы всегда должны найти в себе достаточно сил и мужества верить, что придет прекрасная заря свободы человеческой личности и человеческого общества, что настанет в конце концов время, когда человек для человека не будет врагом, а будет братом. Имея путеводною звездою эту мысль, надо работать не покладая рук всем и каждому во имя процветания родины…» Это гражданская позиция видного общественного деятеля и просветителя адыгов Сефербия Сиюхова, высказанная им в бесконечно далеком от нас 1916 году.

В литературе этот яркий образец публицистики Сиюхова нередко приводится в качестве доказательства его мировоззренческого перехода от просветительского идеализма к революционной идеологии. Такая трактовка небезупречна, так как цитата рассматривается вне общего контекста публикации. Но одно очевидно — она, несомненно, носила в определенном смысле пророческий (провидческий) характер. Уже очень скоро С.Сиюхов, равно как и некоторые его современники из числа немногочисленных демократически настроенных адыгских интеллигентов, окажется непосредственным очевидцем и свидетелем «стихийного урагана» масштабных и судьбоносных для соотечественников социально-политических событий. И более того — в их эпицентре…

Активное вовлечение С.Сиюхова в общественно-политические процессы в Адыгее и на Кубани относится к периоду после февраля 1917-го. Революционные события в столице России и приход к власти новых политических сил оказались достаточно неожиданными для черкесской интеллигенции, местных общественных деятелей, в том числе и для Сиюхова. Но растерянность первых дней и недель после февральских событий в Петрограде сменяется вскоре значительной общественно-политической активизацией, выразившейся в созыве и проведении целого ряда собраний черкесской общественности и общенациональных съездов. Кубанские горцы в лице своих лидеров приветствовали новый режим, декларировавший свою приверженность общедемократическим ценностям, в том числе равноправию национально-религиозных меньшинств, населяющих бывшую империю. Многие представители адыгской интеллигенции пребывали в ожидании грядущих перемен в судьбе своего народа и предоставления ему национально-культурной автономии.

С.Сиюхов являлся одним из организаторов Хакуринохабльского съезда кубанских горцев в августе 1917 года, выполняя обязанности секретаря. В его личном архиве сохранился очерк об этом историческом событии, написанный в 1937 году к его 20-летию. Материал имеет серьезную ценность, так как принадлежит непосредственному участнику события, и его воспоминания существенно дополняют крайне скупую документальную информацию по этой теме. Сиюхов свидетельствовал о крайней сложности и противоречивости общественно-политической ситуации, сложившейся в начале послереволюционного периода в Адыгее и на Кубани, о расстановке сил внутри адыгского общества и острых спорах среди представителей его элиты о выборе политической ориентации в условиях все более назревающего в крае хаоса и нестабильности.

Активное вовлечение С.Сиюхова в общественно-политические процессы в Адыгее и на Кубани относится к периоду после февраля 1917-го. Революционные события в столице России и приход к власти новых политических сил оказались достаточно неожиданными для черкесской интеллигенции, местных общественных деятелей, в том числе и для Сиюхова

Съезд примет решение об участии делегатов от горцев в работе местных законодательных и исполнительных органов власти Кубани. В начале 1918 года С.Сиюхов — один из признанных к тому времени неформальных лидеров черкесского населения — был делегирован горцами в Кубанскую законодательную раду.

Во время Гражданской войны С.Сиюхов вместе с группой единомышленников (А.Бжассо, И.Цей, М.Гатагогу, К.-Г.Шехов и др.) выступал за нейтралитет и неучастие горцев в братоубийственной бойне, отчетливо понимая, какими трагическими последствиями грозит это малочисленным кубанским адыгам, оказавшимся в силу своего географического положения между противоборствующими сторонами ожесточенного военно-политического конфликта.

Власть Советов

С первых дней установления советской власти на Кубани С.Сиюхов включается в активную работу по советскому строительству. Он деятельно сотрудничает с Военно-революционным комитетом, а в Комиссариате по горским делам выполняет ответственные поручения по подготовке и изданию общественно-политической и учебной литературы на родном языке.

8 апреля 1920 года Сиюхов принимает участие в заседании представителей горских народов Кубанской области и Черноморской губернии по выборам и распределению должностных лиц Мусульманской секции отдела управления Кубчерревкома. Здесь же единогласно избирается заведующим Инструкторско-информационной подсекцией Мусульманской секции. Именно с этого времени ведет свой отсчет его организационно-административная работа в раннесоветский период. С.Сиюхов являлся одним из организаторов созыва и проведения I и II съездов трудовых горцев Кубани и Черноморья по созданию Горской секции, а затем Горского исполкома. 9 марта 1921-го облисполком утвердит состав Горского исполкома Кубани и Черноморья с центром в г.Екатеринодаре. Сиюхов возглавит его в качестве председателя.

На советской работе Сефербий Хацуцевич зарекомендует себя принципиальным и глубоко знающим порученное дело, творчески и масштабно мыслящим деятелем. Он неоднократно избирался делегатом съездов Советов всех уровней и их рабочих президиумов, возглавлял в разные периоды подсекции, секции и отделы исполкомов. 12 декабря 1921 года на первом пленуме вновь образованного Горского окружного исполкома Кубани и Черноморья он вместе с Ш.-Г.Хакурате, М.Гатагогу, С.Заемой и К.Мишуриевым вошел в состав президиума. Находясь на этой и других ответственных должностях, Сиюхов внес существенный личный вклад в постановку вопроса о национально-территориальном самоопределении кубанских адыгов и его практическую реализацию (июль-август 1922 г.).

На советской работе Сефербий Хацуцевич зарекомендует себя принципиальным и глубоко знающим порученное дело, творчески и масштабно мыслящим деятелем. Он неоднократно избирался делегатом съездов Советов всех уровней и их рабочих президиумов

Убежденный и последовательный сторонник этой идеи (к слову, неоднократно продекларированной в отношении всех национальных меньшинств Советской России декретами и другими установлениями нового политического режима), в 20-е годы Сиюхов горячо и настойчиво отстаивал ее, где бы он ни находился: на трибунах и в кулуарах различных съездов, в кабинетах кубанских чиновников и партийных функционеров, в печати. Его перу принадлежит и ряд официальных документов, датированных 1921 годом («Кубано-Черноморскому Исполкому» и другие содержательные и аргументированные докладные записки), несомненно способствовавших в конечном итоге положительному разрешению вопроса об автономии адыгского населения Кубани. Здесь нельзя не упомянуть и «Меморандум» С.Сиюхова, врученный Густаву Клингеру — ответственному работнику коллегии Наркомнаца и деятелю Коминтерна, прибывшему в Краснодар летом 1922 года с целью рассмотрения вопросов, касающихся административно-территориального обустройства кубанских адыгов.

После создания А(Ч)АО Сефербий Хацуцевич избирается членом президиума Адыгейского облисполкома, исполняет обязанности заместителя председателя. Согласно сохранившимся стенограммам, он нередко проводил заседания обл­исполкома. С.Сиюхов — один из организаторов и руководителей нескольких окружных и областных съездов трудящихся-горцев Кубани и молодой адыгейской автономии.

Одним из наиболее значительных событий для Советской Адыгеи явился I съезд Советов Адыгейской (Черкесской) автономной области, состоявшийся 7-10 декабря 1922 года в а.Хакуринохабль. Во многих отношениях этот высокий областной форум станет знаменательной вехой и в личной судьбе Сефербия Сиюхова, в оценке его деятельности как общественного и государственного деятеля Адыгеи и Кубани. Находясь к тому времени во главе народного образования автономной области, он вновь будет избран в рабочий президиум съезда и с успехом проведет его в качестве председателя. Участники съезда доверят председателю облисполкома Ш.-Г.Хакурате, члену облисполкома С.Сиюхову и некоторым их авторитетным единомышленникам по советскому строительству представлять Адыгею на X Всероссийском съезде Советов. Он пройдет в декабре 1922 года в Москве. А 30 декабря члены адыгейской делегации в полном составе примут участие в работе I съезда Советов СССР, при этом Шахан-Гирей Хакурате, Сефербий Сиюхов, Степан Заема и Салех Цей — в качестве делегатов «с правом решающего голоса».

Созидательная работа

Велики и неоценимы заслуги Сефербия Сиюхова в деле национально-культурного строительства в сложный период становления молодой автономии. В 1922-26 годах он одновременно возглавлял областной отдел народного образования, методический совет, редакционно-издательскую и терминологическую комиссии, «Общество изучения А(Ч)АО» (1924-26), Адыгейско-Кабардинскую комиссию по выработке унифицированного общечеркесского алфавита (1925-26), другие официальные структуры и общественные организации. Его любимым детищем было первое научно-краеведческое общество, проводившее целенаправленную работу по изу­чению Адыгеи в естественно-научном и историко-этнографическом отношениях.

Усилиями С.Сиюхова, его коллег и соратников в первой половине 20-х годов в ААО была развернута широкая сеть национальных общеобразовательных школ I ступени; в Краснодаре открылись областная библиотека и Опытно-показательная школа I и II ступени (1923), Адыгейский областной педтехникум (1925); в сельской местности появились первые детские сады, ясли, детские дома. Была налажена система подготовки в вузах страны будущих национальных кадров. Во многом благодаря организаторским способностям, таланту, теоретическим знаниям, удивительной работоспособности и трудолюбию С.Сиюхова в ААО за относительно короткий срок была проделана колоссальная созидательная работа, зримыми итогами которой явились прочное становление системы образования, собственной печати и письменной культуры, зарождение краеведения и гуманитарных наук.

Усилиями С.Сиюхова, его коллег и соратников в первой половине 20-х годов в ААО была развернута широкая сеть национальных общеобразовательных школ I ступени; в Краснодаре открылись областная библиотека и Опытно-показательная школа I и II ступени (1923), Адыгейский областной педтехникум (1925); в сельской местности появились первые детские сады, ясли, детские дома

Находясь на руководящих и административных постах, Сиюхов открыто выступал в печати, на областных и краевых съездах и конференциях с публичной критикой любого рода волюнтаризма и штурмовщины в национальном вопросе. Призывал представителей новой власти к максимально осторожному и научно обоснованному, с учетом национально-региональных особенностей и психологии населения, подходу при проведении социально-культурных преобразований в Адыгее и других северокавказских автономиях. Ратовал за привлечение к этой работе опытных специалистов и передовых представителей духовной интеллигенции. Он последовательно отстаивал идеи единства и консолидации адыгского этноса в условиях его «рассеянного» проживания на Кавказе и вне исторической родины (введение унифицированного черкесского (адыгского) алфавита и письменности; сохранение общего этнического самоназвания). Свидетельства этой гражданской позиции мы находим в его публикациях, официальных отчетах и докладах первой половины 1920-х годов, многие из которых носили программный характер. В наиболее развернутом виде взгляды С.Сиюхова на проблемы национально-культурного строительства на Северном Кавказе были обнародованы им в официальных выступлениях и во время прений на II Краевой конференции по вопросам культуры и просвещения в июне 1925 года. При обсуждении актуальных вопросов культурного развития региона С.Сиюхов проявил себя как крупный и авторитетный деятель общекавказского масштаба. Предложенные им принципиальные и глубоко продуманные положения программы реформ в сфере культуры и просвещения северокавказских народов представляли собой по существу демократическую альтернативу утверждавшейся жесткой большевистской модели национально-культурного строительства. К сожалению, все это и послужит на рубеже 1920-1930-х годов, в обстановке ужесточения политического режима и окончательного утверждения в стране авторитаризма, причиной преследований С.Сиюхова и ареста с последующим осуждением.

14.05.2022 в 10:33
Возрастная категория материалов: 16+