Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур ЛаутеншлегерФото: Артур Лаутеншлегер

Он учился в медицинском вузе, но после третьего курса ушел и поступил в студию драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. И сегодня его имя хорошо известно в театральном мире. Актер Национального театра РА имени И.С.Цея, заслуженный артист России, народный артист Адыгеи, заслуженный артист Абхазии, Кабардино-Балкарии и Кубани, лауреат Государственной премии РА в области искусства Заурбий Зехов 15 мая отмечает 75-летний юбилей.

Заурбий Зехов с детства вместе с другими аульскими мальчишками затаив дыхание смотрел кинофильмы в сельском клубе. Это было тяжелое послевоенное время, когда кинематограф был чуть ли не единственной возможностью прикоснуться к прекрасному, отвлечься хотя бы на пару часов от тягот.

— К тому времени наша семья уже переехала из аула Кошехабль в Кабардино-Балкарию. Я отчетливо помню, как и дети и взрослые спешили на очередной киносеанс. Мы с друзьями раз по десять, а то и больше смотрели фильм «Чапаев» и всякий раз искренне переживали за комдива и надеялись, что он останется жив… С самого первого кадра, где на экране мчится конница и впереди — Чапаев, казалось, что вся реальная жизнь вокруг нас замирала — таков был ошеломляющий эффект от искусства кинематографа. Мы, конечно же, понимали, что это кино, что на экране не настоящий Чапаев, но все это было так захватывающе, — вспоминает Заурбий Зехов.

Удивительное чувство восторга и любви к искусству он сохраняет до сих пор.

Кинематограф

Казалось, сама судьба дарила Заурбию Зехову возможность претворить в жизнь свою любовь к искусству. Уже будучи студентом Нальчикского медицинского училища, он в числе еще троих будущих медиков был приглашен на кинопробы. В 1965 году Станислав Ростоцкий приступил к экранизации фильма «Герой нашего времени» по одноименному роману Михаила Лермонтова. Для съемок в массовку набирали ребят из числа студентов высших и средних учебных заведений Нальчика. Среди счастливчиков, прошедших кинопробы, оказался и Заурбий Зехов. Съемки фильма проходили в Москве, на киностудии имени Горького.

Фото: кадр из фильма Шагди
Фото: кадр из фильма Шагди

— Что это было для нас, молодых ребят из Нальчика, и особенно для меня, влюбленного в мир искусства, сложно даже представить. Мы словно оказались в ожившей чудесным образом сказке. Во время съемок я познакомился с профессиональными актерами Кабардинского театра, наблюдал за работой выдающегося актера кино Владимира Ивашова — он в этом фильме играл Печорина, — рассказал Заурбий Зехов.

По его словам, ему было интересно все: как работают гримеры, костюмеры, осветители…

 Может, именно тогда зародилась моя мечта — посвятить свою жизнь искусству. Так что мое «боевое крещение» в кинематографе состоялось на съемках фильма «Герой нашего времени», — говорит юбиляр.

А спустя ровно сорок лет Заурбия Зехова пригласили на съемки части «Бэла» в восьмисерийный фильм «Герой нашего времени» на роль князя.

Крутой поворот

Именно эта детская мечта — приобщиться к миру искусства — и стала путеводной звездой для студента третьего курса медицинского института Заурбия Зехова, когда он вдруг решил круто изменить свою жизнь и стать артистом. Это решение тогда мало кто понял. Его усиленно отговаривали и друзья, и преподаватели мединститута. Но он был непреклонен. Заурбий Зехов, забрав документы из медицинского института, поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Преподаватели вуза сразу же увидели в своем новом студенте актерский талант. Он выделялся и своей статью, и серьезным отношением к учебе и будущей профессии. Именно для Заурбия Зехова был подобран выпускной спектакль «Дон Кихот», и с блистательно сыгранной им роли Рыцаря печального образа начался его творческий путь в театре.

Фото: Аркадий Кирнос
Фото: Аркадий Кирнос

Может быть, медицина и потеряла в лице Заурбия Зехова одного из своих лучших врачей, но то, что Национальный театр имени И.С.Цея и весь мир искусства Адыгеи и России в целом приобрел талантливого актера, артиста кино, режиссера, общественного деятеля, — общепризнанный факт.

После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Заурбий Зехов вот уже сорок шесть лет является актером Нацтеатра.

За это время на сцене он создал более двухсот образов в спектаклях по пьесам русской и мировой классики, современной и национальной драматургии. В составе труппы театра Заурбий Зехов выступал на сценических площадках не только Адыгеи, но и Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Волгоградской и Ростовской областей, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, Абхазии, Чечни, а также в Москве, Санкт-Петербурге, в Турции.

В репертуаре Заурбия Зехова нет и не было проходных ролей — в каждой отражается вдумчивое, ответственное и профессиональное отношение к материалу, он на сцене создает образы, наполняя их тонким психологизмом, внутренним содержанием, которые естественно вплетаются в сюжетную канву сценического произведения.

Выразительные внешние данные, благородная осанка, изящная пластика движений, природный талант позволяют Заурбию Зехову создавать сложнейшие разнохарактерные роли в любом театральном жанре. Это Иванов, Король Лир, Тартюф в одноименных произведениях Чехова, Шекспира, Мольера, Ихарев в «Игроках» Гоголя, глава рода в дилогии Володина «Ящерица» и «Две стрелы», Леонардо в «Кровавой свадьбе» Лорки, Биболет и Хатхе Мхамет в «Дороге к счастью» и в «Дочери шапсугов» Керашева и многие другие талантливо сыгранные роли. В образах адыгских драматургов дарование артиста раскрывается еще колоритнее, с глубоким знанием народного характера, языка, героического эпоса и фольклора.

Творческие грани

Говоря о творческой работе Заурбия Зехова, нельзя не сказать и о его режиссерском дебюте — постановке драмы Чапая Муратова «Вдовы». В свое время Зехов играл одну из главных ролей в этой пьесе и, что называется, прочувствовал основную тему на себе. Перед постановкой он много времени уделял работе с молодыми исполнительницами главных ролей вдов, рассказывал им о всех тяготах войны. Упорная работа принесла свои плоды: спектакль получился очень гармоничным и запоминающимся.

Талант Заурбия Зехова многогранен, он снимался во многих кинофильмах, в том числе «Гибель Отрара», «Свидетель», «Сумерки надежд», «Черкесия», и других. В 2018 году актер участвовал в съемках фильма «Шагди. Опережающий полет стрелы», посвященного истории одной из древних и известных пород лошадей — кабардинской. Одна из последних его работ в кино — роль дедушки маленькой Айшет в полнометражном художественном фильме по роману Исхака Машбаша «Графиня Аиссе».

С 1988 года Заурбий Зехов является председателем Союза театральных деятелей Адыгеи, с 2011 года и по настоящее время —секретарем Союза театральных деятелей РФ.

На протяжении многих лет он принимает участие в организации и проведении культурных акций в области театрального искусства России. Он выступил одним из инициаторов создания межрегионального театрального фестиваля «Кавказский меловой круг», в рамках которого уже много лет лично проводит мастер-классы, творческие лаборатории и круглые столы.

Насыщенная творческими поисками жизнь Заурбия Зехова всецело посвящена театру и благодарным зрителям.

— Жизненные итоги подводить еще рано, для кавказского мужчины возраст за семьдесят лет — это пора мудрости, — уверен Заурбий Зехов. — Но, оглядываясь назад, я делаю вывод о правильности решения, когда я театр предпочел медицине. Театр для меня — это все, это моя жизнь. И скажу честно: сколько бы раз я ни выходил на сцену, всегда очень волнуюсь. Сцена — это всегда преодоление, всегда волнение, поиск чего-то нового. И, уже стоя на сцене, каждый артист чувствует, как реагирует зритель в зале, захватил ли ты его внимание, следит ли он за игрой актеров. Если да, есть контакт с залом, то тогда уже ничего не страшно, даже не вовремя звонящий мобильный телефон у кого-то из зрителей. Каждый актер подсознательно ориентируется на публику, ловя какие-то биотоки, ищет тех зрителей, кто созвучен с ним. Это наша опора, мы играем для этих зрителей — думающих, сопереживающих, любящих театр. Знаете, театр — он лечит, исцеляет души, я это точно знаю.

И не только души. Коллеги Заурбия Зехова хорошо помнят случай: на гастролях в одном из городов перед самым началом спектакля у Заурбия Зехова вдруг прихватило спину… В спешном порядке нашли врача-мануальщика. Он полчаса колдовал над согнувшимся в три погибели артистом, и — о чудо! — перед самым открытием занавеса Заурбий вдруг выпрямился во весь рост и бодро шагнул на сцену. Этот спектакль он отыграл прекрасно, был даже вызван на бис. А когда огни рампы потухли, он практически без чувств опустился в кресло прямо на сцене. Вот что значит настоящий актер! Конечно же, его исцелили не лекарство и иголки мануального терапевта, а чувство долга перед зрителем.

Сегодня Заурбий Зехов в прекрасной физической форме, он полон творческих сил и планов на будущее. Остается только пожелать благодарных зрителей, которых он долгие годы будет радовать талантливо сыгранными ролями как на театральной сцене, так и в кино.

Валерия ЛОМЕШИНА

 

15.05.2022 в 10:07