Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна ДубовикФото: Татьяна Дубовик

Вот уже много лет режиссер и театральный педагог Ольга Мекерова служит музе театра — Мельпомене. О пути к профессии режиссера, детском театре, злободневных постановках и планах на будущее — в материале «СА».

«Приходите завтра!»

Первая роль Ольги — это лисичка в детсадовской постановке. Ее костюмчик отличался особым шиком и красотой: мама Ольги, профессиональная швея, всегда подходила к шитью как к творческому процессу.

— Я была очень активной девочкой — и в начальной школе, и в выпускных классах ставила спектакли, организовывала литературные вечера, делала стенгазету. Но поступать решила в Читинский медицинский институт и… завалила экзамен по химии! — призналась Ольга Мекерова.

Когда девушка не увидела своей фамилии в списках поступивших, она сдержалась, не расплакалась. Идя по улицам северного города, вдруг услышала звуки баяна и гитары. Ради интереса заглянула за угол — абитуриенты Читинского колледжа культуры и искусств готовились к вступительным экзаменам. Ольга вытерла слезы и приняла молниеносное решение: «Буду поступать сюда!»

— «Когда экзамены?» — спросила я. «Приходите завтра!» — ответили мне. На экзамене я рассказала все стихи, что знала, показала этюд, даже спела. И вот экзаменаторы объявляют результаты, и я — студентка театрального отделения! С тех пор мое сердце навсегда отдано Мельпомене, — поделилась Ольга.

В театре драмы города Читы, где проходила практику студентка, на нее обратили внимание и пригласили в актерскую труппу. Но семейные обстоятельства — она вышла замуж за военного — на время выдернули подающую надежды актрису из театральной жизни.

— Мой «красный» с отличием диплом колледжа сыграл свою роль. Уже очень скоро я стала студенткой института искусств города Улан-Удэ, поступив сразу на второй курс, а после окончания учебы стала дипломированным режиссером и преподавателем-театралом, — говорит Ольга Мекерова.

Военно-театральный инструктор

В Доме офицеров военного гарнизона Ольга работала военно-массовым инструктором, организовывала досуг семей военнослужащих. Ставила спектакли с детьми, с солдатами-срочниками, молодыми офицерами. Если с детьми это были сказки «Репка», «Теремок», то с бойцами она стремилась делать спектакли на военную тематику — о Великой Отечественной войне.

— У молодых солдат горели глаза, когда со сцены они рассказывали о подвигах своих сверстников тех военных лет. Они стремились осознать чувства парней 40-х ХХ века, понять, за что отдавали жизни их деды и прадеды, — вспоминает Ольга.

В творческой копилке ее наград — множество грамот и благодарностей от командования воинских частей и соединений, дислоцированных на территории Бурятии, Карачаево-Черкесии.

Театральный педагог

После переезда в Адыгею Ольгу Мекерову — дипломированного режиссера и педагога — пригласили на работу в школу искусств поселка Тульского.

— Если в гарнизонных домах офицеров я работала больше по наитию, по вдохновению, стремясь к результату — успешному спектаклю, удавшейся военно-патриотической постановке, то в стенах образовательного учреждения я стала работать иначе. Ведь это прежде всего образовательный процесс, главное даже не результат, а обучение, воспитание. Итоговый спектакль — это не просто красивое действие на сцене, а демонстрация того, чему я как педагог смогла обучить своих учеников, — говорит режиссер.

В начале работы в театральной студии «Зазеркалье» маленьких учеников-актеров было всего восемь, а сегодня — спустя 8 лет — в стенах Тульского дома культуры целых четыре класса юных театралов под руководством Ольги Мекеровой. С ребятами работают настоящие профессионалы: сценическую речь им преподает заслуженная артистка Адыгеи Мелеачет Зехова, сценические движения ставит актер Заурбий Зехов, Марина Шекультирова и Фаина Щетинина учат детей азам хореографии, Наринэ Ильченко — искусству вокала.

— Я буквально умоляла руководство о новых преподавателях — детям интересно все, им это нужно, они хотят учиться искусству. Я очень рада, что мы, педагоги театрального отделения, работаем в одной связке, вместе, рядом, помогаем и поддерживаем друг друга. Мы вовлекаем детей в процесс творчества, заражая своей энергией и их, и друг друга. Наши дети получают не узконаправленную подготовку, а разносторонние навыки и умения: хореография, вокал, слово, сценический бой, даже фехтование — все это они могут и умеют, — рассказала Ольга Мекерова.

«Зазеркалье»

Конечно, не все выпускники театральной студии «Зазеркалье» решают связать свою жизнь со сценой. Но есть среди них и те, кем Ольга Мекерова по праву гордится.

— Две мои ученицы — Анна Дубинина и Анастасия Калинина — учатся в Москве в институте имени Ушакова на отделении «Искусство театра». Анастасия Черкасова в этом году оканчивает Краснодарский колледж культуры. А Никита Егоров, совсем недавно блестяще выступив на конкурсе чтецов, получил право поступления без экзаменов в колледж искусств. Даниил Чернов и Анна Косогорова — выпускники 2022 года Адыгейского республиканского колледжа искусств имени Умара Тхабисимова. Горжусь своими воспитанниками, счастлива, что я смогла «заразить» их театром, — делится Ольга.

Все постановки театральной студии «Зазеркалье» — авторские. Ольга Мекерова сама пишет пьесы, зачастую используя самые разные источники вдохновения. Результат творческих поисков — первые места на театральных фестивалях.

 В новогодней сказке «Снежная королева» на сцену выходили 50 юных театралов «Зазеркалья». «Новая чума ХХI века» — постановка, рассказывающая о болезнях человечества с XIV до XXI столетия. Это и чума, и грипп, и оспа, и ковид, — перечисляет Ольга Мекерова.

Для подростковой аудитории «Зазеркалье» играет спектакль «Ритмы города» — истории ребят, которых захватывают в свой плен различные проблемы: одиночество, алкоголь, наркомания, суицид. Истории были реальными — Ольга взяла их из дневников реальных подростков.

Спектакль сложный, актуальный и, мне кажется, очень нужный. Проблем у подростков много, и о них не надо молчать. Может, хоть один из них после спектакля сможет найти в себе силы и избавиться от вредной привычки, найдет себя в жизни, — надеется Ольга.

Юные актеры «Зазеркалья» должны не просто играть, а вживаться в образ — это педагогическое кредо их наставницы.

Наследники Победы

В спектакле «Фотографии военных лет» ее ученики «оживляли» черно-белые снимки фронтового альбома.

— Поверьте, дети чувствуют, переживают описываемые события искренне, до слез, — рассказывает Ольга.

Уже второй год она режиссер военно-патриотического клуба «Наследие Победы», общественного объединения людей из Адыгеи и Краснодарского края, чья цель — сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны.

 Благодаря энтузиастам — моему супругу Андрею Мекерову из поселка Тульского, ценителю военной истории Сергею Танкову из станицы Ярославской, множеству других патриотов мы смогли провести военные реконструкции. Форма времен войны, оружие тех роковых сороковых позволили нам перенести в ту эпоху своих зрителей, — делится Ольга.

В июне прошлого года в окрестностях станицы Ярославской Мостовского района был реконструирован настоящий бой: полицаи и фашисты жгли деревню, разведчики брали языка, комиссар поднимал бойцов в атаку.

— Надо было видеть глаза детей. Для них мы словно сходили со страниц того фронтового фотоальбома. Я знаю, что мальчишка, который увидел такой бой своими глазами, будет делать все, чтобы быть похожим на своего прадеда, знать, что настоящий супергерой — это не персонаж комиксов, а его родной человек! — говорит Ольга Мекерова.

В этом году она написала сценарий на основе биографий участников Великой Отечественной войны — уроженцев этих мест.

— Приехали зрители со всего юга России, взрослые и дети, наследники той Великой Победы. Работать над постановкой военной реконструкции и легко и сложно. Ее участники — не дети, а взрослые люди: у них есть мотивация, есть желание не просто сыграть роль, а прожить эту историю. Наши зрители плачут, а слезы зрителя — это подлинная оценка работы и актера и режиссера, — уверена Ольга Мекерова.

Совсем недавно в Центре культуры Майкопского района она возглавила народный театр. В планах режиссера Мекеровой постановки серьезных, взрослых спектаклей.

А всем поклонникам театрального искусства (и играющим на сцене, и аплодирующим в зале) она желает только одного — искренности.

— Как бы хорошо ни играл актер, если в его игре нет правды, ему никто не поверит, а персонаж будет смотреться тускло и неинтересно. А если пропускает свой образ через себя — ему уже не нужно играть, ему нужно просто жить, ведь спектакль — это такая же жизнь, просто сыгранная на сцене, — считает режиссер.

Марта ЕЛЕНСКАЯ.

23.06.2022 в 09:47