Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна ДубовикФото: Татьяна Дубовик

Юрий Махмудович Сташ — художник-модельер, заслуженный работник культуры РА, обладатель Государственной премии Адыгеи в области искусства, лауреат премии республиканской общественной организации «Лига мира», победитель Международного конкурса «Этно-ЭРАТО-2008», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную, удивительную по красоте и самобытности выставочную коллекцию «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру», насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства.

Эту коллекцию можно смело назвать олицетворением идей, проповедуемых Организацией Объединенных Наций. В основе художественной философии мастера лежит уверенность в том, что именно культура призвана отлаживать механизмы, помогающие человечеству в любых условиях и при наличии любых проблем регулировать межнациональные отношения, сохраняя при этом единство и взаимное уважение народов.

К 90-летию Юрия Сташа Северокавказский филиал Государственного музея народов Востока выпустил прекрасно оформленный альбом — каталог работ-шедевров мастера. Первый тираж этого альбома был раскуплен за несколько дней. Поклонники творчества Юрия Сташа предложили отправить несколько экземпляров этого издания в ЮНЕСКО. И он прислушался к их совету. Прошло не так много времени, и Юрий Сташ получил ответ из этой международной организации: «Дорогой мистер Юрий Сташ! От имени Генерального директора я хотел бы поблагодарить вас за предоставленное культурное разнообразие, существующее как в вашей стране, так и по всему миру. Такое наследие, как ваше, имеет силу объединять людей и преодолевать границы. И по этой причине охранять его — одна из главных задач ЮНЕСКО. Искренне ваш, Рикардо де Гемраес Пинто».

Юрий Сташ никогда не останавливается в своем творчестве, все время находится в процессе создания очередного шедевра. В настоящее время он завершает работу над небольшими по размеру панно. Их будет ровно сто. В узоре этих панно используется адыгский орнамент. Композиция посвящена 100-летию государственности Адыгеи.

Родом из детства

Юрий Махмудович родился 28 сентября 1931 года в ауле Габукай Адыгейской автономной области Краснодарского края. Его родители попали под колесо репрессий: отца и мать выслали на жительство в Сибирь, в Кемеровскую область, где глава семьи Махмуд Хапитович Сташ вынужден был работать шахтером. Счастливым детство будущего Мастера не назовешь: в юные годы он познал, что такое бедность и голод, лишения и страдания. Но Юрий Махмудович не ожесточился, рядом с ним были внимательные и душевно щедрые люди, которые сумели привить ему любовь к родине, научили на чужбине беречь и хранить традиции своего народа.

С раннего детства он, любознательный мальчик, присматривался к движению иголки в руках своей мамы и бабушки. Мать Гашахурай Исмаиловна была швея и рукодельница, она обшивала в трудное время не только свою семью, но и семьи соседей. Эти детские воспоминания — как упорно трудится его мама при свете керосиновой лампы, как ловко ложатся на ткань стежки — Юрий Сташ сохранит в своем сердце как самые теплые и родные.

— Я очень благодарен своей матери, которая с детства учила меня усматривать смысл жизни не в праздности, а в борении, преодолении трудностей, в упорстве, надежде на лучшее. Да, как свидетельствует сама жизнь, трудности тоже воспитывают, закаляют характер, делают ум пытливее, а человека — сильнее, — убежден Юрий Сташ.

Когда ограничения на проживание семьи Сташ были сняты, они переехали в Грузию. Поселились в поселке Цаленджиха, где бок о бок проживали представители разных национальностей: русские, немцы, адыги, грузины, евреи, армяне. И все жили мирно, работали на чайной фабрике, дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Вот эту дружбу — межнациональное братство — и впитал в себя, будучи ребенком, а затем и подростком, Юрий Сташ.

Швейному делу он начал обучаться в Абхазии, в городе Очамчира — семья Сташ там жила более двадцати лет. Семнадцатилетним юношей в 1948 году Юрий устроился учеником в швейную мастерскую.

— Мне несказанно повезло с учителями, — поделился Юрий Сташ своими воспоминаниями. — Мастерству меня обучали непревзойденные мастера-закройщики Михаил Гершман, Борис Белау и Александр Крупинский. Это были «профессора» не только швейного дела, но и жизненных устоев. Я на всю жизнь запомнил удивительные слова Михаила Гершмана, польско-еврейского мигранта: «Работа должна делать жизнь человека сладкой — спасать от многих зол, в том числе от нужды и скуки…» Мне по долгу службы приходилось общаться с людьми разных национальностей, и я достаточно быстро выучил языки: мингрельский, грузинский. А чтобы разбираться в выкройках журналов мод, привозимых из Варшавы, самостоятельно освоил и польский язык. Я быстро постиг все тонкости швейного дела и вскоре стал мастером-закройщиком, причем довольно известным. Одно время работал преподавателем по конструированию и моделированию одежды в местной железнодорожной школе.

Определившись для себя с выбором будущей профессии, Юрий Сташ поступил в Московский политехнический техникум, где и приобрел довольно редкую по тем временам специальность «конструктор-модельер».

На земле предков

Где бы ни жил, ни учился, ни трудился Юрий Сташ, сердце его было в Адыгее, на родине своих предков, куда он стремился всей душой. Он вернулся в Адыгею в 1967 году, оставив и свою престижную работу, и свой уже устоявшийся быт.

В Майкопе Юрий Махмудович возглавил областную швейную экспериментальную мастерскую, преподавал моделирование и конструирование одежды в Майкопском учебном комбинате и институте усовершенствования учителей. Но душа художника требовала выхода как накопленного опыта, так и творчества. Юрий Сташ изучал книги по истории, археологии Адыгеи, по вечерам подолгу задерживался в мастерской, осваивал тонкости и приемы народных промыслов, пробовал свои силы в изготовлении сувениров с использованием национальной тематики. Эти его изящные изделия, выполненные с неоспоримым мастерством и любовью, стали пользоваться спросом. Вскоре Юрий Сташ выступил с предложением о создании моделей современной европейской одежды с национальными элементами. Эта идея была одобрена и дала стимул для дальнейшего развития творчества Юрия Сташа уже как художника, дизайнера.

Вот так, с малого — с создания предметов декоративно-прикладного искусства — и начиналась авторская коллекция «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру» непревзойденного мастера Юрия Сташа.

Ему было уже за 60, его сверст­ники ушли на заслуженный отдых, а Юрий Сташ только вступил в полосу зрелого творческого расцвета. В 1990-2010 годы раскрылся его дар художника, творца.

Украшением уникальной коллекции Юрия Сташа являются философские костюмы-символы, в которых используются архетипические образы и сюжеты национальной культуры адыгов. В основе построения костюмов-символов — традиционные адыгские платья с рукавами-крыльями, и это необыкновенно поэтическое обращение к прошлому в каждой модели из коллекции мастера несет в себе определенное содержание.

Юрий Сташ научил созданные им творения, будь то костюмы-символы или предметы декоративно-прикладного искусства, «разговаривать» со зрителями. Автор научной работы по истории становления профессионального декоративно-прикладного искусства в Адыгее Надежда Тертышник отнесла костюмы из коллекции Юрия Сташа к числу художественных объектов, изначально создаваемых как уникальные символические предметы-носители «скрытых смыслов», то есть обращенных не только к разуму, но и к области коллективного подсознательного, в которой люди всех без исключения культур и вер едины. Хотя в узоры созданных Юрием Сташем костюмов, панно, пирамид и других художественных предметов нередко вплетены слова на адыгейском, русском и других языках, художник словно беседует со зрителем языком визуальным, и нет языка доходчивее.

Философия жизни

В своем творчестве Юрий Сташ предстает перед нами не только как художник, мастер национального костюма, но и как мудрый мыслитель и гражданин своей страны. Его костюмы, панно, инсталляции несут наглядный, легко воспринимаемый и в то же время глубокий философский посыл. Акцент в его работах поставлен на важнейших проблемах человечества — соотношении национального и общечеловеческого, индивидуального и народного, истории и современности, борьбы и мира, разобщенности и толерантности.

И именно толерантность — основной жизненный принцип, который передает в своих работах художник и который неустанно проповедует. Юрий Сташ призывает людей всего мира — на фоне общечеловеческих ценностей — сохранять индивидуальность каждого народа, так как при исчезновении хотя бы одного звена в цепи потеря для всего человечества будет невосполнимой.

— Хочу, чтобы толерантность стала всемирной религией, — не­устанно повторяет Юрий Сташ во время своих творческих встреч. — Мой девиз — старайтесь творить добро, и оно вернется к вам же, помноженное во сто крат. У меня есть такое правило: если я сегодня не сделал ничего хорошего, доброго, нужного — день прожит зря. В такой традиции нужно сегодня воспитывать молодежь, и тогда на земле воцарятся мир и покой…

Валерия ЛОМЕШИНА.

28.06.2022 в 10:06