Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Евгений СафроновФото: Евгений Сафронов

Наш земляк — двукратный чемпион мира по мотопарапланерному спорту, мастер спорта международного класса, руководитель клуба сверхлегкой авиации «Полет» регионального отделения ДОСААФ России Игорь Потапкин вместе со знаменитым путешественником Федором Конюховым совершили трансконтинентальный перелет на мотопараплане и установили новый мировой рекорд. Подробнее об этом и о предстоящей экспедиции в Арктику — в материале «СА».

В 2020 году команда Игоря Потапкина совершила перелет от Санкт-Петербурга до Владивостока, преодолев по воздуху 9700 км. На этом пилоты не остановились, уже в тот момент у них родилась новая идея: совершить трансконтинентальный перелет и одновременно с этим побить текущий мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета на мотопараплане.

Игорь Потапкин и Федор Конюхов  установили новый мировой рекорд дальности беспосадочного полета на мотопараплане. Они преодолели 631,2 км за 7 часов 52 минуты

— Перелет 2020 года заинтересовал знаменитого путешественника Федора Конюхова, который решил присоединиться к нашему новому проекту. К путешествию на мотопараплане от Белого моря к Черному мы с ним готовились почти два года, — рассказал Игорь Потапкин.

5 июня группа пилотов стартовала из Архангельска, преодолев за три недели около четырех тысяч километров, в том числе без посадки — более тысячи километров.

— Меня часто спрашивают, зачем это все. Во-первых, летая, пилот всегда совершенствуется. А для этого нужно поднимать собственную планку. Во-вторых, мы — носители авиационной культуры и хотим рассказать жителям нашей страны об авиационных видах спорта. Например, парапланерным спортом можно заниматься начиная с 14 лет и до глубокой старости. Останавливаясь в разных городах, мы рассказываем молодежи о парапланах, даем возможность поднять в небо крыло, проводим интерактивные уроки и организуем воздушные парады вместе с местными пилотами, — объяснил Игорь Потапкин.

Команда проекта

Горы, леса, скалы и поля пилоты преодолевали на мотопарапланах. За ними по земле следовала группа сопровождения, которую возглавляла жена Игоря — Наталья Шатайло. Но она и сама опытный пилот, к тому же мастер спорта России по сверхлегкой авиации (СЛА) и бронзовый призер чемпионата России 2019 года. На ней лежала самая важная задача — обеспечивать бытовым комфортом и вкусной едой всю группу. Вместе с Натальей ехал еще один пилот — мастер спорта России по СЛА Алексей Гореленков. В проекте он выполнял роль авиамеханика, поддерживая технику в рабочем состоянии и оперативно решая возникающие задачи. Еще одна семейная пара в проекте — Игорь Коновалов с супругой Мариной. Он — пилот аэрошюта, а она — в машине сопровождения. Виталий Решетняк, пилот и обладатель Кубка России 2019 года в командном зачете, освещал перелет в социальных сетях и подавал полетные планы во время изменений маршрута.

Фото: Евгений Сафронов
Фото: Евгений Сафронов

Появление в команде Федора Конюхова наполнило наш перелет. Ему 70 лет, а путешествует он с 15-ти. Вот представьте: сидишь с ним за завтраком, а он рассказывает, как восходил на Эверест или летел на воздушном шаре. Это легендарная личность

— Мы заранее получили согласование маршрута в Воздушно-космических силах России, также в связи со спецоперацией за нашим перелетом наблюдало Минобороны РФ. Но по ходу планы менялись, мы экстренно согласовывали новые маршруты и летели там, где запрещены вообще все полеты, — рассказал Виталий Решетняк.

Еще один участник проекта — Федор Конюхов.

— Его появление в команде событийно наполнило наш перелет. Федору Конюхову 70 лет, а путешествует он с 15-ти. Вот представьте: сидишь с ним за завтраком, а он рассказывает, как восходил на Эверест или летел на воздушном шаре. Это легендарная личность, очень сильный духом человек и отличный рассказчик. Общаясь с ним, заряжаешься энергией и понимаешь, что жить нужно интересно, — поделился Игорь Потапкин.

Запретная зона

В этом перелете Игорь летел с Федором Конюховым под одним крылом. Вместе они планировали побить мировой рекорд беспосадочного полета на мотопараплане, установленный польским пилотом Кшиштофом Ромицки, который в 2018 году пролетел 427 км по маршруту Краков — Закшево.

— Чтобы это стало возможным, нам пришлось доработать наш паралет: установить на него дополнительные топливные баки и более экономичный двигатель. Техника была экспериментальная, времени на ее облет не было, поэтому все технические проблемы решали в процессе, — рассказал Алексей Гореленков.

Команда решила предпринять попытку установления рекорда на участке от Вологды до Рязани (524 км). Запланированный маршрут пролегал вблизи военных объектов и аэропортов, что требовало наличия на борту устойчивой двусторонней радиосвязи с диспетчерами. Ее настройка заняла значительное время, поэтому к тестовым полетам приступили только в 23.30. А в 3.28 официально был дан старт рекордному перелету: Федор Конюхов и Игорь Потапкин взмыли в небо и скрылись за лесным массивом.

Фото: Евгений Сафронов
Фото: Евгений Сафронов

— Не прошло и 20 минут, как мне на телефон позвонил авиационный диспетчер и сообщил о проблемах с двусторонней связью с экипажем. Настраиваемая накануне радиостанция все-таки дала сбой. В итоге каждые полчаса пришлось по телефону выходить на связь с диспетчерами и сообщать получаемую с онлайн-трекера информацию о ходе полета — где они, на какой высоте, куда летят, — рассказал Виталий Решетняк.

В какой-то момент, сопоставив время в полете, скорость и предполагаемый запас топлива в баках, наземная команда поняла, что экипаж способен пролететь дальше намеченной точки. Но впереди по маршруту следования в 125 км от Рязани находилась зона запрета полетов для всех типов воздушных судов, связанная с проведением спецоперации ВС РФ.

— Мы понимали, что, достигнув Рязани, мы гарантированно установим новый мировой рекорд дальности, но хотелось увеличить его как можно больше. В авральном режиме мы начали согласовывать пролет, чтобы наших пилотов не сбила ПВО, — рассказал Виталий Решетняк.

Он связался с Главным центром организации воздушного движения России и сообщил о плане пролета в закрытой зоне. До подхода к ней оставалось не более двух часов. Ответственный дежурный сообщил, что это просто невозможно, особенно в такие сроки, но все же сообщил телефон Национального центра обороны России, контролирующего «запретку». Там ответили, что такие согласования занимают не менее двух суток и, как минимум, им необходим новый полетный план для начала разговора.

— Мы быстро отправили им план, который предполагал заход вглубь запретной зоны на 110 км. В последующие 15 минут я получил огромное количество звонков из разных диспетчерских центров с вопросами о моей вменяемости и с категорическим запретом самовольного пересечения границ запретной зоны во избежание печальных последствий. Но все же один из дежурных взялся мне помочь. До «запретки» оставалось не более 40 минут, — продолжает Виталий Решетняк.

В 10 минутах лета до Милославского, дальше которого лететь было нельзя, поступил звонок из Национального центра обороны России с сообщением, что вопросом согласования пролета в запретную зону уже занимаются. Появилась надежда на удачный исход, и Виталий Решетняк отправил экипажу сообщение с просьбой снизить скорость и летать вокруг Милославского. Однако вскоре трекер показал, что паралет приступил к снижению и приземлился.

— Связавшись с Игорем по телефону, я выяснил, что у экипажа не было возможности посмотреть мои последние сообщения из-за усилившейся турбулентности и они следовали полученным ранее рекомендациям о посадке в Милославском, хотя в баках еще оставалось топливо, — рассказал Виталий Решетняк.

В этот момент по второй линии поступил звонок из Национального центра обороны России. Полет в запретную зону согласовали…

Новый рекорд

Несмотря на то, что пролететь в запретную зону не удалось, Игорь Потапкин и Федор Конюхов все же установили новый мировой рекорд дальности беспосадочного полета на мотопараплане. Они преодолели 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Вскоре после этого им пришло сообщение от красноярских пилотов. Оказывается, в то же самое время они совершали собственный перелет и преодолели по небу 658 км.

— В разных уголках мира пилоты не спят, им интересно сделать то, чего другие не делали. Эти ребята подстегнули нас на новый рекорд, и мы замахнулись аж на тысячу километров. Но понимали, что даже увеличенного объема топлива будет мало. Пришлось проявить смекалку: мы использовали резиновый бак по типу резиновой грелки объемом в 45 литров. Он лежал на коленях у Конюхова, и тому в полете приходилось открывать краны и пускать топливо, — поделился Алексей Гореленков.

Для нового рекорда ранее согласованный маршрут из Москвы в Краснодарский край вдоль трассы Дон пришлось изменить. Пилоты решили лететь через Калмыкию и Чечню. Оказавшись в небе над калмыцкими степями, экипаж попал в очень сложные метеоусловия. Из-за высокой термической активности практически на всем маршруте была сильнейшая «болтанка».

В разных уголках мира пилоты не спят, им интересно сделать то, чего другие не делали. Эти ребята подстегнули нас на новый рекорд, и мы замахнулись аж на тысячу километров. Но понимали, что даже увеличенного объема топлива будет мало. Пришлось проявить смекалку

— Это как на надувном матрасике плыть по штормящему морю, подлетать на каждой волне, а затем падать вместе с ней. Мы летели под самыми облаками, а под нами смерчи образовывались! В другое время мы бы ни за что не полетели в таких условиях, но вызов был брошен, мы шли на рекорд, поэтому с риском для жизни продолжили полет. В какой-то момент Федор Филиппович спросил — а у нас стропы не оторвутся? Перегрузки были мощные, — вспоминает Игорь Потапкин.

Весь перелет прошел в активном пилотировании. Чтобы погасить «болтанку», пилотам приходилось постоянно стабилизировать крыло, удерживать курс, высоту, скорость. За два часа до посадки экипаж наконец вышел из зоны турбулентности и немного расслабился. Впереди показалась Чечня…

— Мы устали и психологически, и физически, но летели до последней капли топлива. Садились уже с заглушенным двигателем, просто спланировав на дорогу. После приземления нас еще сутки качало: садишься за стол, а он летит, стул подкидывает, кровать качается. Тяжело так долго в небе находиться, — признался Игорь Потапкин.

Новый рекорд составил 1036 км за 13 часов. Но, как считает Игорь, не это главное в его деле.

— Я не гонюсь за рекордами, сами по себе они плод тщеславия. Мне просто хочется делать интересные проекты. Перелеты 2020 и 2022 годов — это в первую очередь популяризация сверхлегкой авиации. Я побывал на родном аэродроме в Октябрьском, на котором в 80-х учился летать и прыгать с парашютом. Сейчас он зарос травой, а самолеты вросли в землю. А ведь когда-то он был альтернативой для многих трудных подростков, которые забросили улицу и увлеклись авиационными видами спорта, — сожалеет пилот.

Весь перелет прошел в активном пилотировании. Чтобы погасить «болтанку», пилотам приходилось постоянно стабилизировать крыло, удерживать курс, высоту, скорость

В Арктику!

Перелет-2022 — это этап подготовки Федора Конюхова и Игоря Потапкина к первому в мире путешествию на Северный полюс на мотопараплане. 1 августа на ледоколе «50 лет Победы» экипаж достигнет Земли Франца Иосифа и оттуда в поддержку федерального проекта «Чистая Арктика» совершит перелет к Северному полюсу.

Фото: Евгений Сафронов
Фото: Евгений Сафронов

— Сложность предстоящего перелета в том, что там влажно и туманно. В августе средняя температура арктического воздуха составляет 2-3 градуса, с колебаниями от -10 до +6. Поднимаясь над облаками, мы попадем в минус 2-3 градуса, и крыло тут же начнет обледеневать. Кроме того, из-за тумана не будет никаких видимых ориентиров — идти придется по приборам. А вокруг сплошные льды и Северный Ледовитый океан, есть риск приводнения. Это будет очень сложный полет с точки зрения погодных условий, оценки ситуации и принятия решений, — рассказал об арктической экспедиции Игорь Потапкин.

Перелет-2022 — это этап подготовки Федора Конюхова и Игоря Потапкина к первому в мире путешествию на Северный полюс на мотопараплане

Установив новый мировой рекорд, наш земляк планирует водрузить на Северном полюсе флаг Адыгеи в честь столетия ее государственности. После чего экипаж заберет команда ледокола на обратном пути в Мурманск.

Екатерина ДМИТРИЕВА

02.07.2022 в 09:16
Возрастная категория материалов: 16+