Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: ks-region.comФото: ks-region.com

Она сломала себе судьбу, совершив по просьбе гражданского мужа всего одно противоправное действие. И получила судимость, вычеркнувшую из ее жизни восемь лет. «СА» побеседовала с одной из осужденных исправительного центра №1 республиканской службы исполнения наказаний.

Беззаботная жизнь

Женщины порой часто становятся заложницами своей доброты. Многие, связывая свою судьбу с алкоголиками, наркоманами, преступниками, считают, что своей привязанностью спасут любимого, возвратят его к нормальному образу жизни, «переформатируют» мужчину… О времени до своего осуждения Альбина вспоминает только в светлых тонах.

— Все было прекрасно и стабильно. Несмотря на развод, я не опустила руки, работала посменно в салонах красоты, имела хорошую клиентуру. Делала прически на дому, выезжая к клиентам. У меня росла чудесная дочурка, я помогала маме — все как у обычных людей. Конечно, были проблемы, но их можно было легко разрешить, жаловаться было не на что, — рассказывает она.

Кто-то учится на чужих ошибках, а Альбина получила опыт на своей, всего одной. До сих пор она корит себя за доброту, за излишнюю доверчивость. Именно эти качества, всегда имевшие положительный характер, в истории нашей собеседницы стали ее «проклятием». В беседе признается, что и сейчас, после долгих лет, проведенных в местах лишения свободы, она не разучилась доверять людям, но таких людей в ее окружении теперь очень мало.

— Все зависит от круга общения. Наверное, мы — девушки — живем эмоциями, сильно привязываемся, доверяем тем, кто рядом. Но пусть полученный мною опыт станет еще одним предостережением для молодых девушек. Я только в колонии поняла, с какими людьми стоит общаться, а с какими нет. Узнавая истории «оступившихся», понимаю, что первая причина вовлечения в наркопреступления таких, как я, случайных людей — гипердоброта, доверчивость. Мир опасен и жесток, и иногда недоверчивость, даже простая осторожность могут спасти вас от фатальной ошибки, — говорит Альбина.

Сегодня она понимает, что еще одной причиной совершения ею преступления стало незнание законов. Девушка старалась никогда не нарушать даже правил дорожного движения и в мыслях не предполагала, что когда-то станет преступницей. После лет, проведенных в местах лишения свободы, она убеждена в необходимости правового просвещения молодежи.

— Я считаю, что необходимо в школьную программу ввести предмет «Закон и право», чтобы дети со школьной скамьи знали, что можно, а что нельзя. Потому что постулат «Незнание законов не освобождает от ответственности» работает! Моя судьба — яркий пример этого, — с грустью говорит наша собеседница.

Простая просьба

Альбина влюбилась… Несмотря на разницу в возрасте, отношения в «гражданской семье» были замечательными. Совместные досуг, путешествия, шумные застолья создавали эффект счастливой почти настоящей семьи. Делами гражданского мужа Альбина не интересовалась, предполагая, что это такой народный бизнес — «купил дешевле — продал дороже». Даже узнав о незаконном заработке супруга, она не стала рвать отношений.

 Я не лезла в его дела, но, как и любая влюбленная девушка, верила в светлое будущее. Наверное, каждая из нас уверена: женский долг — спасти мужчину. Я тоже верила, что со мной он изменится, но оказалось, что изменила свою судьбу. Однажды он по телефону попросил меня выйти во двор и отдать «что-то»: «Тебя там ждут…» И я просто вышла, просто отдала и просто сломала себе жизнь, — ежится от воспоминаний она.

В этот момент ее действия — передачу наркотиков — уже записывали на видеорегистратор, а спустя два года она услышала приговор суда — восемь лет лишения свободы.

— Я на тот момент не знала, что за это — передачу из рук в руки — могут посадить. Наивно думала, мечтала, что суд разберется во всем и меня отпустят домой. Преступная цепочка закрылась, меня осудили на восемь лет. Девушки! Никогда не одевайте розовые очки. Избегайте отношений с теми парнями, которые употребляют наркотики в любом виде. В вашем круге общения не должно быть ни наркоманов, ни людей, которые связаны с наркотиками. Однозначно это приведет к тюрьме, если вы вовремя не сделаете шаг в сторону от подобных людей. А лучше от таких попросту бежать, — советует Альбина.

Осудили ее через два года после совершения преступления, ведь подобные нарушения закона, связанные с незаконным оборотом наркотиков, не имеют срока давности. В случае с нашей собеседницей цена одного выхода во двор — восемь лет жизни.

 Если вы хотя бы один раз совершили наркопреступление — наказание неотвратимо. Вас найдут через десять, двадцать, тридцать лет и посадят в тюрьму. Все тайное становится явным, это обязательно «выплывет», к вам приедут с наручниками, и вы отправитесь в следственный изолятор. Поверьте мне, все бывает именно так, — говорит Альбина.

Одна ошибка

Она вспоминает годы, проведенные в СИЗО, в исправительной колонии, как страшный сон.

 В следственном изоляторе я провела год. В камере были и профессиональные преступницы, обвиняемые по тяжким статьям — убийства и грабежи, а были и такие, как я, — глупые девушки, втянутые в преступления по самой страшной статье УК — 228-й — незаконный оборот наркотиков. Небо я увидела, только прибыв в исправительную колонию, — вспоминает девушка.

Исправительная колония встретила бывшего стилиста строгими режимными требованиями. Форма обязательно застегнутая, косынка — только так, как положено, обувь — неудобная, натирающая ноги. Работа на швейном производстве, при выполнении нормы еда — «по раскладке», душ — когда положено, а не когда хочется, свидания с родными — по графику.

— «Форма, норма и режим». Колония, «зона» — это очень жестко для женщины. Всех одевают в одинаковую одежду, а она для тебя, для девушки, — некомфортная, холодная, огромная, казенные ботинки после летних туфелек — никому это не понравится. Но самое страшное — это психологическая перестройка: ты осужденная, ты — в тюрьме, — говорит Альбина.

Ей удалось не сломаться психологически, «найти себя» в колонии. Она соблюдала режимные требования, работала, и в итоге ей предложили должность в колонийской парик­махерской.

— Срок у меня большой, я успела получить несколько специальностей в профучилище. У меня не было нарушений, и администрация колонии поддержала мой «перережим» — перевод в колонию-поселение. Я смогла попасть в исправительное учреждение поближе к дому, чаще видеть родных. Еще через два года наказание мне было заменено на принудительные работы без лишения свободы. Сейчас живу в исправительном центре, а работаю в городе. Государство, когда ввело такой вид наказания, как исправительные работы, подарило шанс многим сотням осужденных по всей России. Шанс не быть заключенными за высоким забором, а работать, помогая себе возвращаться в нормальную жизнь постепенно, пошагово, — говорит наша собеседница.

Недетская обида

Отправной точкой возвращения к «вольной» жизни для Альбины стала первая чашечка кофе, выпитая в кафе на улице Краснооктябрьской. Она готова к новой законопослушной жизни, морально настроив себя, что обратной дороги «на зону» в жизни быть не должно. Но ее прошлое, ее судимость будут постоянно напоминать о себе.

— Милые девушки, мы умеем любить и прощать. Но никогда не забывайте, что, если вы доверяете свою жизнь и судьбу какому-то мужчине, проверьте сначала, достоин ли он этого. Нужно вовремя уйти от неправильных мужчин, от неправильных друзей, неправильных подруг. Цените себя, цените свою жизнь, свою свободу, — обращается девушка к читательницам «СА».

Альбина сломала жизнь не только себе, но и своим близким. Даже у брата были проблемы из-за судимой родственницы. Ее ждет мама, потерявшая за эти годы здоровье, но по-прежнему любящая свою дочь, несмотря на все произошедшее.

— Доченька после моего осуждения осталась со свекровью. Я разговаривала по телефону, глотая слезы от ее слов: «Мама, а ты сегодня приедешь? А почему нет? А ты где?» Я не играла с ней в куклы, не провожала в первый класс, не делала с ней уроки… Поверьте, это самое горькое для таких, как я, — сокрушается Альбина. — Сейчас меня встретит уже не маленький ангелочек, а тринадцатилетний подросток с немалым количеством проблем, с обидой на меня, причем совсем недетской… Я ее понимаю. У всех в классе любящие родители, а у нее? Мама в тюрьме?! Я надеюсь, что она вырастет и поймет меня… И сможет простить.

Владимир ЛЕВИТИН.

13.07.2022 в 09:46
Возрастная категория материалов: 16+