Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Александра ФедороваФото: архив Александра Федорова

Выпускник Адыгейского республиканского колледжа искусств им.У.Тхабисимова, солист Камерного музыкального театра имени Адама Ханаху Александр Федоров сегодня студент Астраханской государственной консерватории, победитель и участник международных вокальных конкурсов и фестивалей. В этом году он принял участие в фестивале «Viva la voce» в Луганской Народной Республике и по праву стал лучшим в номинации «Академическое пение». О творческом пути молодого исполнителя — в материале «СА».

Альма-матер

Когда соседка по парте предложила второкласснику пойти вместе с ней за компанию в музыкальную школу, Саша Федоров и не предполагал, что это станет судьбоносным выбором. Он поступил на отделение народных инструментов школы искусств №16 пос.Тульского — учился играть на аккордеоне. Вскоре способного паренька заметили, и педагог Татьяна Москвичева предложила ему поступить еще и на второе отделение школы искусств — вокальное. Теперь уже два преподавателя воспитывали будущего музыканта. Основам вокального искусства его учила Галина Морд­винцева.

— В школе мне было учиться скучновато и, за исключением математики, любимых предметов не было. Поэтому после девятого класса никакое другое учебное заведение, кроме как Адыгейский республиканский колледж искусств, я не рассматривал, — признается Александр.

Родители к музыке никогда не имели отношения — папа трудился электриком, мама была химиком-лаборантом на одном из предприятий Майкопа. Но оба к выбору сына отнеслись серьезно и поддерживали его.

Без особых усилий Александр Федоров стал студентом отделения «Академическое пение» Адыгей­ского колледжа искусств им.У.Тхабисимова — альма-матер многих деятелей культуры, известных не только в Адыгее, но и далеко за ее пределами.

— Мне посчастливилось попасть в класс заслуженного работника культуры Адыгеи и России, замечательного педагога по вокалу Сариет Шабановны Даутовой. Она раскрыла мне все секреты певческого мастерства, и я уверен, что ей за меня не было и не будет стыдно ни тогда, ни сейчас, — с благодарностью говорит молодой певец.

Во время обучения в колледже Александр принимал участие во многих вокальных конкурсах, а если не становился их призером или победителем, то получал самое важное для участника — неоценимый опыт.

— У нас был очень дружный курс, и многие, окончив колледж, решили продолжить профессиональное образование в Институте культуры АГУ, в столичных вузах, в консерватории. И я тоже не видел себя вне творчества, вне музыки, — рассказывает Александр.

Театр ждет

После окончания колледжа с красным дипломом Саша решил продолжить обучение в одном из московских институтов культуры. Он подал документы и в знаменитую Гнесинку, и в консерваторию им.Чайковского. Несмотря на блестяще сданные экзамены, в списке из 50 абитуриентов он был одиннадцатым и, увы, не поступил.

— Тогда я сдал вступительные в Краснодарский государственный институт культуры и искусств, но уже к концу сентября понял, что это не то образование, что мне нужно. Вернувшись в Майкоп, я даже поработал несколько недель в крупном сетевом магазине электроники. Но однажды понял, что не могу жить без музыки! — признается Александр.

Собрав все свои документы, он пришел в Госфилармонию Адыгеи. Уже у кабинета директора у него зазвонил телефон: «Александр? Вы в Майкопе?» — «Да, я вернулся и устраиваюсь в филармонию!..» — «Подождите! Камерный музыкальный театр ждет вас!». Этот звонок художественного руководителя музыкального театра им.А.Ханаху Юнуса Сулейманова для молодого вокалиста стал судьбоносным.

Его первые роли в театре, как у всех артистов, конечно, были сказочными. Не было принца лучше, чем Саша Федоров, признаются его коллеги по сцене.

— И принц эльфов в «Дюймовочке», и царевич в музыкальной сказке — он на сцене был гармоничен и красив. Когда встал выбор, кого назначить на роль рубаки-сержанта Фьерабра в мюзикле «Фан-Фан, тюльпан и Аделина», молодой артист Федоров сам сказал: «Я хочу попробовать сыграть такого героя!», и у него получилось не только сыграть, но и спеть. У Саши прекрасный лирический баритон, — отмечает Юнус Сулейманов.

О таком я и подумать не мог: студент консерватории, и вдруг — приглашение в Большой театр. Я решил подождать… пока. Ведь мир искусства, конечно, ждет молодых певцов, но подготовленных, с мощной базой

Композитор, заслуженный артист России Андрей Семенов не раз и не два на репетициях делал Александру замечания: «Саша, твой герой не должен петь так красиво! Ты солдафон-сержант Аквитанского полка, а не прекрасный баритон Александр Федоров!»

В музыкальном спектакле «Прекрасная Елена» он сыграл роль хитреца Плутона. Глядя на его проделки, зрители театра просто хохотали, но когда он запел, они восторженно затихли.

— У Саши красивый голос, насыщенный обер­тонами. Конечно, это не только уникальные природные данные, но и огромная заслуга педагогов колледжа искусств, сумевших дать голосу надлежащую огранку. Мы, его коллеги по сцене, видели, что ему тесно в рамках нашего музыкального театра, у него большое будущее, — рассказывает народная артистка республики Ирина Кириченко.

Со сцены — в консерваторию

Лауреат вокального конкурса им.Беллини Татьяна Крашнова занималась с Александром вокалом. Педагог предложила ему попробовать свои силы и поступить в Астраханскую консерваторию.

 Я прослушивался у проректора консерватории народной артистки России Натальи Тарасовой. Она рекомендовала поступать и продолжать учиться, — говорит Александр.

Вначале он планировал свободное посещение занятий. Работа в музыкальном театре, выход на сцену в новых постановках постепенно делали учебу сложной, приходилось наверстывать то, что однокурсники успевали проходить за время его отсутствия. Быть отстающим Александр не привык, и он принял важное решение — посвятить себя учебе.

— Отпустить молодого талантливого артиста — это непростое решение для театра. Но как можно не отпустить парня, если у него настоящий талант, который нужно развивать. Он периодически, приезжая на каникулы, играет в наших постановках, выходит на сцену, выступает на концертах. Мы видим, как он вырос вокально, и радуемся его успехам,  — с гордостью говорит Юнус Сулейманов.

Для многих выпускников АРКИ учеба в консерватории кажется не такой уж и сложной. Знания, полученные в колледже, позволяют им зачастую быть на голову выше своих сверстников, не имеющих такой базы.

— Очень благодарен преподавателю теоретических дисциплин Джансур Гейсовне Шеуджен. Знания, полученные на ее уроках сольфеджио, помогают мне до сих пор. Вообще, часто ловлю себя на мысли, что своими успехами во многом обязан колледжу, — с благодарностью отмечает Александр.

Педагог в консерватории народная артистка России Наталья Тарасова увидела в выпускнике Адыгейского колледжа искусств потенциал и рекомендовала его к участию в Международном вокальном конкурсе им.Сергея Лемешева, проходившем в Москве, в вокальной школе имени знаменитого тенора.

— Участников было очень много — талантливых ребят и девушек со всей России, и я, выступив в первом туре, был уверен: обратный билет на поезд надо брать скорее, вряд ли я смогу попасть в финал. Когда ко мне подошла председатель жюри народная артистка РСФСР певица Галина Борисова и предложила выступить на заключительном гала-концерте, опешил. «А как же, ведь результатов еще нет и еще второй тур?» — спросил я. «Уверена, что ты будешь приятно удивлен!» — ответила она, — рассказывает артист.

Гала-концерт транслировался в прямом эфире, и выступление лауреата I степени Александра Федорова, победителя конкурса им.С.Лемешева, видели не только родные и близкие, но и в Астраханской консерватории, в АРКИ, в камерном музыкальном театре. Он спел несколько произведений, в том числе и на итальянском языке.

После выступления к нему подошел член жюри, преподаватель Международной школы вокального мастерства, директор театрального агентства «Мелодрама» Джандоменико Бизи и отметил его вокальные данные. Разговор шел на итальянском, ведь маэстро, услышав, как конкурсант поет на этом языке, был уверен, что и разговаривает Александр на нем не хуже — тем более что в консерватории этот язык изучают обязательно.

— Я вижу, что вам, способному и творческому вокалисту, придется много гастролировать, придется на итальянском не только петь, но и говорить. Занимайтесь, стремитесь, добивайтесь успеха, — напутствовал его маэстро.

А Галина Борисова пригласила молодого певца в молодежную труппу Большого театра.

— О таком я и поду­мать не мог: студент консерватории, и вдруг — приглашение в Большой театр. Я подумал и решил подождать… пока. Ведь мир искусства, конечно, ждет молодых певцов, но подготовленных, с мощной базой. Кроме таланта, нужно образование, чтобы быть на сцене на равных с другими музыкантами. Вот окончу консерваторию и тогда обязательно приму это предложение, — уверен Александр.

Не бойтесь мечтать

Любимые композиторы молодого певца — Гаэтано Доницетти и Рихард Вагнер. А любимая вокальная партия — Доктора Малатеста из итальянской оперы-буфф «Дон Паскуале». На сцене консерватории Александр выступает регулярно, с оркестрами — симфоническим, русских народных инструментов, поет не только классические арии, но и любимые многими патриотические песни советских композиторов.

В Астраханской консерватории на концерте в поддержку Российской армии и спецоперации на Украине «Мы Россия — мы вместе!» солисты исполняли композиции на разных языках народов нашей огромной страны. Александр Федоров исполнил песню адыгского композитора Джанхота Натхо «Дахэ Сидунай» на адыгейском.

Кроме того, в этом году Александр отправился в Луганскую Народную Республику для участия в VI открытом фестивале-конкурсе дирижерского мастерства, сольного и хорового пения «Viva la voce», организованном Луганской академией культуры и искусств. В нем принимали участие вокалисты, хормейстеры и хоровые коллективы из разных городов ЛНР, ДНР и РФ. В жюри работали лучшие педагоги Луганска, Белгорода, Орла, Астрахани и Самары, исполнители и руководители хоров из Норвегии и Аргентины.

— Выступление перед такой аудиторией, таким жюри очень волнительно. В своей возрастной категории я стал первым. Я горд, что принял участие в этом фестивале, смог внести свой вклад в восстановление культуры Донбасса, — говорит Александр.

После окончания консерватории он планирует повышать свой уровень в ассистентуре, а потом реализовывать амбициозные планы, которых у него множество.

Елена МАРКОВА.

21.07.2022 в 10:00