На страже закона. 23 июля — День работника специального учета уголовно-исполнительной системы

За плечами инспектора группы специального учета республиканского УФСИН капитана внутренней службы Евгении Малюковой четырнадцать лет службы в уголовно-исполнительной системе, из них более семи — в подразделениях специального учета. О службе в колонии, работе с делами осужденных и специфике отдела она рассказала «СА».
Встречаем первыми
В России структуры, отвечающие за количественный и «качественный» показатель осужденных, появились в ходе тюремной реформы 1879 года. Значительное влияние на это оказало развитие юридической науки, появление специальных методов и способов исследований. Самостоятельные распределительные отделения появились лишь в 1918 году, 23 июля, согласно постановлению Наркомюста РСФСР «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)».
— Есть такое понятие, как «личное дело осужденного». Это вся информация о человеке, включая приговоры суда, характеристики, медицинские показания, антропометрические данные, образование и семейное положение. Порой личное дело хранится в нескольких коробках. Есть инструкция, согласно которой мы общаемся с осужденными, задаем им вопросы, часть информации запрашиваем у различных служб, — рассказывает офицер.
Отделы спецучета — это своеобразный «отдел кадров» для осужденных и заключенных, а также находящихся под стражей. Ничего пугающего за этим подразделением нет. Даже гриф «секретно» с документации заменили на более демократический «для служебного пользования».
— Наша главная задача — обеспечить законное содержание и своевременное освобождение человека из мест лишения свободы. Это приоритетное направление. Ни больше ни меньше того, что назначено судом. Сотрудники группы спецучета — одни из первых, кто встречает человека, нарушившего закон, в местах лишения свободы, — поясняет Евгения Малюкова.
Сотрудники группы спецучета разъясняют осужденным их права и обязанности, осуществляют контроль за размещением в пределах лимита учреждений, а также перемещением между учреждениями в зависимости от их режима по приговору суда.
За строками личных дел
В настоящее время в учреждениях УИС Адыгеи содержится почти две тысячи осужденных. Из них за совершение тяжких и особо тяжких преступлений — тысяча триста человек (шестьдесят процентов от общего числа спецконтингента). Почти треть осужденных содержатся в местах лишения свободы по «наркотическим» статьям. Они совершили преступления в сфере хранения, сбыта, изготовления наркотических и психотропных веществ. Впервые осужденных к лишению свободы около пятисот. Наибольшее количество «сидельцев» отбывают наказание на срок от трех до пяти лет и от пяти до десяти лет.
— Еще одно направление нашей работы — паспортизация. Не все поступающие в учреждения исполнения наказания осужденные имеют паспорт гражданина РФ, а вот выйти на свободу с главным документом должен каждый человек. Ведь наличие паспорта дает социальные гарантии: возможность устроиться на работу, получать пенсию или страховые выплаты. За последние годы тенденция снижается: все реже в колонии попадают лица, не имеющие паспорта гражданина России, — говорит Евгения Малюкова.
Большое внимание уделяется ведению личных дел осужденных, подозреваемых и обвиняемых и в электронном виде. Причем любая механическая или фактическая ошибка может привести к серьезным последствиям.
— Личное дело — основной учетный документ на подозреваемого, обвиняемого и осужденного. Все документы, приобщаемые к личному делу, подшиваются и заносятся в описи. В них содержатся постановление об избрании меры пресечения, протокол задержания или справка о взятии под стражу, анкета арестованного, дактилоскопическая карта, опознавательная карточка, копия приговора суда, по которому осужденный отбывает наказание, копия уведомления суда о вступлении приговора суда в законную силу, а также иные судебные документы и решения, являющиеся основанием для содержания лиц под стражей и в местах лишения свободы, — рассказывает Евгения Малюкова.
Международный аспект
Еще одна тонкость службы сотрудников подразделения — международные отношения. Не все осужденные, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, знают русский язык. Более того, не все готовы его изучать. А поскольку переводчик не предусмотрен, находить общий язык с ними приходится в том числе и сотрудникам спецучета.
— Большая работа проводится с иностранными гражданами и лицами без гражданства, которых в Республике Адыгея содержится около восьмидесяти. Это постановка их на миграционный учет, реализация международно-правовых обязательств РФ в части экстрадиции, передачи осужденных для отбывания наказания в государства их гражданства. Передача иностранных граждан осуществляется по решению суда после согласования компетентных на то органов. Проводится работа по подготовке материалов для принятия решений о нежелательности пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, — говорит офицер.
Осужденных в колониях, подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, становится меньше. Это общая тенденция по стране. В первую очередь это связано с гуманизацией российского законодательства, в том числе введением альтернативных видов наказания. Так, с 2010 года было введено ограничение свободы, а с 2017-го — принудительные работы. Дифференцированным и альтернативным стал подход к избранию меры пресечения. За преступления, по которым в настоящее время назначается домашний арест, подписка о невыезде, ранее применялось содержание под стражей в следственном изоляторе.
Женский спецотдел
В настоящее время в отделах спецучета в учреждениях исполнения наказания Республики Адыгея работают тринадцать человек. При этом абсолютное большинство — женщины, мужчина в этой службе только один.
— Работа с осужденными и лицами, заключенными и содержащимися под стражей, без отдела специального учета просто невозможна, поскольку именно на их плечах лежит бремя анализа и систематизации всей документации в отношении каждого отбывающего наказание. В уголовно-исполнительной системе есть два важных отдела с приставкой «спец» — специального назначения и специального учета. Так что мы, женщины, тоже настоящие спецы — в своем учетном деле! — улыбается Евгения Малюкова.
Сотрудники подразделения должны иметь юридическое образование, учитывая, то как быстро меняется законодательство, постоянно повышать свой уровень подготовки. И конечно, большое значение имеет практический опыт. Сотрудники направляются в ведомственные институты на курсы повышения квалификации, изучают нормативную базу в рамках специальной подготовки и на самостоятельном обучении. С ними проводятся практические занятия, множество семинаров. Осуществляется активное взаимодействие с МВД Адыгеи по ряду общих вопросов. Организуются рабочие встречи для решения общих задач с представителями МВД, прокуратуры, суда, Министерства юстиции по Республике Адыгея.
Евгения Малюкова не жалеет о годах, проведенных в рядах сотрудников спецподразделения. Более того, глядя на маму — офицера УИС, решил продолжить семейную традицию и ее сын Руслан Лукаш. Окончив рязанскую Академию права и управления ФСИН России, надев лейтенантские погоны, он сегодня служит в колонии №1 — самом крупном исправительном учреждении республики, расположенном в поселке Тлюстенхабль. Мама помогает молодому офицеру советами, ведь она настоящий «спец» в своем деле.
— Работу сотрудников специального учета не всегда можно измерить количественными показателями. Вместе с тем ежедневный кропотливый труд является залогом строгого соблюдения закона при исполнении уголовных наказаний. Поздравляю своих коллег с профессиональным праздником, желаю им душевного спокойствия и сил в нашей нелегкой службе, — сказала в заключение Евгения Малюкова.
Елена КОЛПАКОВА