Свекрови и невестки

Полгода назад в доме Кадыра сыграли свадьбу — женился один из его сыновей. Молодая невестка Люба, не по годам мудрая и домовитая, уже стала Кадыру и его супруге дочерью. Они, да и весь род, не могли нарадоваться, как легко и органично она вошла в большую семью, стала частью их женского клана, быстро постигая особенности нового семейного уклада.
Кадыр сознавал, что большая заслуга в этом принадлежала его супруге — именно благодаря ее такту, деликатности, терпению ей удавалось ладить со своими многочисленными невестками, соблюдая дистанцию с каждой из них. Касалось это и чисто женских забот, которых в традиционном адыгском доме было очень много: женщины заготавливали продукты впрок, в течение дня готовили еду, обрабатывали шерсть для нужд семьи, шили одежду и обувь, постельные принадлежности, плели циновки, изготавливали домашнюю утварь, убирали в доме и во дворе, ухаживали за стариками и младенцами, воспитывали детей.
Распределить ответственность, обеспечить координацию действий и порядок их выполнения, чутко следить за психологическим комфортом своей большой семьи — это главная обязанность старшей женщины дома, свекрови. Именно на ней держалась вся эта «хозяйственная индустрия». Здесь, как в военном коллективе, сбой в одном звене ведет к дезинтеграции всей системы. И если мужчина, глава семьи — это «командир», то его супруга — «заместитель по тылу».
Как это было
История взаимоотношений свекрови и невестки — вечная, старая, всегда была и будет. Это может быть история мира, взаимоуважения, согласия, а могут быть шекспировские страсти, интриги, рядом с которыми меркнет «Игра престолов», взаимная ненависть, манипуляции, месть свекрови невестке за напрасно прожитую молодость и ответный ход невесток в борьбе за своего мужа.
Во все времена у адыгов женитьба сына — ответственное и важное событие. Репутация будущих родственников, физическое здоровье девушки, красота, легкий, уживчивый характер, умение вести дом — вот те основные качества, на которые обращали внимание при выборе невесты. Считали, что вместе с хорошей невестой появляются новые хорошие родственники.
Роль молодой невестки во внутрисемейных отношениях очень важна и, при всей условной незаметности юной девушки в тени своей свекрови, велика. Невестка, как ожидается и следует из многочисленных пословиц и поговорок, не только станет матерью, но и внесет в жизнь семьи свежее дыхание и позитив.
Невестка в доме становится полноправным членом новой для нее семьи и патронимии, в то время как ее родители и все другие кровные родственники остаются для жениха и его семьи только свойственниками. Символической вершиной, заканчивающей такой переход из статуса молодой невестки в статус полноправной жены, у черкесов, например, являлась замена ее прежнего имени новым, ласкательным. Было и такое выражение — «невестино имя».
Молодая невестка следовала распоряжениям свекрови, «княгини дома». Свекрови подчинялись все взрослые и малые дети, а также все невестки.
Свекровь пользовалась непререкаемым авторитетом в семье, и этикет предписывал снохам относиться к ней с особым почтением. Согласно обычаям черкесов у свекрови было свое место у очага, и никто из невесток, даже если свекровь отсутствует в кухне, его не занимал. Для невесток имя свекрови — табу, они называли ее «наша свекровь, госпожа».
В присутствии свекрови невестки не садились, за исключением случаев, когда она сама предлагала им сесть. Они также не садились с ней во время приема пищи без ее приглашения. Разговоры на двусмысленные темы, непристойные шутки — все это в присутствии свекрови не допускалось.
История взаимоотношений свекрови и невестки — вечная, старая, всегда была и будет. Это может быть история мира, взаимоуважения, согласия, а могут быть шекспировские страсти, интриги, рядом с которыми меркнет «Игра престолов»
Невестки тщательно следили, в каком виде их увидит свекровь — появление без косынки, с голыми ногами без чулок считалось нонсенсом. Если при свекрови невестка кормила грудью ребенка, то она отворачивалась в сторону, стыдясь своей обнаженной груди. При приеме пищи невестка ела так, чтобы свекровь не видела, как она ест.
Были семьи, где эти правила соблюдались еще строже. Например, в некоторых семьях в Кабарде невестка со своим ребенком и свекровью не могла даже находиться в одной комнате или в пространстве двора. Поэтому чаще всего бабушке приносили (обычно это делали ее дочери) в ее комнату маленького внука (внучку). Она сидела с ним, укачивала, пела ему песни, рассказывала сказки, ласкала, учила говорить.
Когда наступало время кормить ребенка, его уносили назад к матери в брачную комнату, но не через парадный вход, а через предназначенную для таких целей заднюю дверь.
Вопрос о том, кто, сколько и когда готовит пищу для семьи, — один из самых важных. Кухня и кладовые семьи — это территория только свекрови, и никого больше. Только свекровь определяла, что и в каком количестве нужно приготовить для всей семьи. Свекровь строго следила также за тем, чтобы невестки готовили по очереди, каждая в определенный для нее день.
Жесткие нормы или разумные обычаи?
На первый взгляд для невестки, особенно молодой, эти нормы жесткие и даже трудновыполнимые. Но в условиях, когда семья была большой и в пределах одного двора жили несколько поколений, только такие нормы и ограничения позволяли поддерживать в доме строгий порядок, избегать чрезмерной свободы и ненужной фамильярности в отношениях между снохами и свекровью. В своем доме, на своей женской территории, как во время боевых действий, свекровь была главнокомандующим, а приказы командира, как известно, не обсуждаются.
При внешней жесткости свекровь тесно и непринужденно общалась с сыновьями, дочерями, снохами, внуками, внучками и т.д. Как правило, именно к ней они шли посоветоваться, пожаловаться, а внуки — поделиться тайнами и секретами.
Быть невесткой в адыгской семье
Невестки в доме разделялись на старших и младших. Старшей считалась не старшая по возрасту, а жена старшего из братьев, хотя она могла быть и младше жен других братьев.
В то же время в традиции существовали механизмы, смягчающие пребывание невестки в новом доме и позволяющие ей адаптироваться. У черкесов, например, в течение года после свадьбы невестки освобождались от всех работ по дому и усадьбе, кроме шитья. У кабардинцев этот период образно назывался «сидение на подушках». Невестку поочередно приглашали к себе все ближайшие родственники мужа (для знакомства), радушно принимали, угощали, одаривали. Таким образом помогали девушке преодолеть вполне естественный в новых условиях дискомфорт.
Свекровь и другие члены семьи обращались к невестке подчеркнуто вежливо. Недопустимым считалась публичная ссора с невесткой и злословие в ее адрес. Свекровь могла сделать замечания своей невестке, но без брани, в мягкой, благожелательной форме, иногда обращаясь к ней лишь косвенно, делая вид, что обращается к дочери.
Невестки со своей стороны должны были понравиться членам новой для них семьи своим послушанием, трудолюбием, хорошим воспитанием. Считалось аксиомой, что невестка всем сердцем и безоговорочно принимает весь сложившийся в доме жениха порядок. Если, конечно, этот порядок не был асоциален.
В свою очередь свекровь стремилась поддержать предписанную внутрисемейным этикетом дистанцию между собой и молодоженами. В частности, она обходила стороной дом или комнату, где жил сын с невесткой и маленькими детьми. Многие свекрови не входили туда до конца своих дней.
Мир меняется
В социальных сетях я задала вопрос о том, что представляют собой современные взаимоотношения свекровей и невесток в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В ответ получила много откликов, рассказов, историй, как счастливых, так и трагичных.
Все, кто мне написал, единодушны в том, что изменения неизбежны. Мы живем в мире, где соблюдение прежних норм невозможно.
«Меняемся мы и мир вокруг, а это, естественно, ведет к изменению обычаев. С этим ничего не поделаешь. Хорошо, если соблюдаются основные. Это зависит от семьи» (Кабардино-Балкария).
«Большинство людей старшего поколения, еще привыкшего к традиционным семейным ролям, часто не в состоянии ни осознать, ни привыкнуть к тому, что мир изменился. Современную жизнь уже трудно уложить в прокрустово ложе традиции без ущерба для конкретных участников отношений. И уже невозможно, например, свекрови, которая всю жизнь проработала дояркой в колхозе, по прежней схеме командовать невесткой с двумя высшими образованиями, работающей завотделом в банке. Или, в другом варианте, свекрови — интеллигентной женщине с ученой степенью командовать юной капризной, избалованной родителями невесткой, которая умеет делать красивые селфи, ловко выкладывает их в социальных сетях, но при этом не допускает мысли, что в семье у нее могут быть какие-то домашние обязанности. И свекровь, чтобы не было скандалов в семье, все тихо делает сама. И не жалуется сыну, щадя его чувства из любви к нему» (Адыгея).
«Сейчас произошла такая трансформация, что невестки теперь не входят в «большую семью», а зачастую считают, что они с мужем являются самостоятельной семьей, и, соответственно, свекровь в этом случае — это не мать всего большого семейства, включая невесток, а просто мама мужа. А значит, любое проявление интереса со стороны свекрови к семейной жизни сына, а тем более советы с ее стороны воспринимаются как посягательство на «чужую территорию» (Адыгея).
«Невозможно соблюдать прежний уклад жизни, когда два поколения живут в обычной квартире, например в смежных комнатах в «двушке», — написали мне из КЧР. «Раньше обязательно отселялись старшие братья, сейчас этого почти нет. Для города обычаи стали практически нивелированы, а сегодня в городах, в квартирах живет большинство народа. Обычаи сохраняются, и то в усеченном виде, только в селе» (Адыгея).
Как пройти между Сциллой и Харибдой?
Как в современных условиях сохранить позитивные традиции взаимоотношений свекровей и невесток? Это один из вопросов, волновавших моих респондентов.
«Выход, похоже, нашли адыги диаспоры. Современная молодая семья сразу отделяется от старшего поколения территориально. У них не практикуются очень ранние браки как среди мужчин, так и среди девушек — семью создают чаще уже состоявшиеся, зрелые личности, умеющие обеспечивать себя и строить отношения без постоянной родительской опеки и контроля. Родители практически не вмешиваются в личную жизнь сына, а невестку рассматривают как продолжательницу рода, его надежду и опору, а не как чужую женщину, которую надо подчинить любой ценой или срочно заменить на другую, более покладистую и покорную. В таких семьях и отношения между супругами, и отношения между невесткой и свекровью здоровее и крепче, потому что основаны на терпимости и принятии другого человека, не всегда похожего на тебя. Конечно, это не значит, что у адыгов диаспоры сплошь идеальные семьи, но в целом, по наблюдениям, они очень отличаются от среднестатистических семей адыгов на исторической родине» (Адыгея — Турция).