Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив САФото: архив СА

О том, как создается музыка, что такое музыкальный этномир, и о многом другом рассказал композитор, пианист, лауреат многочисленных конкурсов Артем Пысь.

— Начал искать информацию в социальных сетях и обнаружил, что ты не особо и развиваешь личные творческие страницы. Это потому, что нет времени, или когда музыкант занят исключительно творчеством, PR и все остальные творческие медиакоммуникации должны уже быть задачей директора, особой команды вокруг артиста? Где можно начать наблюдать за твоей творческой жизнью?

— Несмотря на общеизвестное утверждение, что реклама — двигатель торговли, а самопродвижение артиста в медиасфере — это одна из ведущих составляющих успешности, я не слишком активен в этой области по простой причине: отсутствие свободного времени. Ведение социальных сетей, их раскрутка и постоянное обновление информации занимает огромное количество времени, а с учетом моей чудовищной занятости очень сложно в должной степени контролировать этот процесс. Но это скорее вопрос будущего: я убежден, что подобными вещами должны заниматься специальные люди, PR-менеджеры, которые могли бы освобождать артиста от ненужной работы, отвлекающей от главных рабочих и творческих процессов. И благо у меня есть друзья, которые помогают в этом деле, в частности размещают и постоянно обновляют информацию в интернет-пространстве и загружают аудиовидеоконтент.

На фоне всеобщей увлеченности технологиями в мире наблюдается тенденция к обращению к чему-то почвенному, исконному, уходящему в глубь веков. Это фольклор

— В шапке твоего профиля «ВКонтакте» в графе «о себе» ты цитируешь Гумилева: «Я — угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле», читал и мысленно продолжил: «Я возревновал о славе Отчей, Как на небесах, и на земле»… Что это? Какие смыслы ты закладываешь в такую форму легкой самопрезентации? И раз уж говорим о литературе — что сейчас читаешь и какие истории цепляют?

— Могу сказать, что я очень люблю всякого рода умные изречения и поэтические строчки, которые резонируют и отражают настроение в тот или иной период времени. Почему именно Николай Гумилев? Потому что эти строки очень правильно характеризуют мой творческий путь и поиск самого себя в нашем непростом мире. И любая творческая деятельность является своего рода возведением некоего «храма», который композитор, художник, писатель «строит» медленно, изо дня в день, на протяжении всей жизни. Каков будет результат, покажет только время. И здесь я не могу не привести одно из самых моих любимых изречений выдающегося художника и философа Николая Рериха: «Как перейти жизнь? — Как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно». Этим все сказано. А по поводу книг на тумбочке: в данный момент их много, сейчас, например, это стихотворения наших адыгских поэтов от Алима Кешокова и Инны Кашежевой до Исхака Машбаша и Мулиат Емиж. А вообще, я очень люблю жанр хоррора, особенно американскую классическую литературу ужасов XX века — Рэя Брэдбери, Роберта Блоха, Дэна Симмонса, Стивена Кинга и особенно творчество одного из самых моих любимых писателей Говарда Лавкрафта. Эти книги, как ни странно, помогают мне немного взбодриться и заставляют мозг перестроиться на какой-то иной лад.

— Так. Попробую тоже процитировать классика, раз мы уже оказались в этом русле… Я вот хочу Островского: «Песня — душа народа. Загубишь песню — убьешь душу». Как найти эти нити сопряжения между классикой и современностью? А у тебя еще в некоторых работах сверхзадача — народную музыку вместить в классическую форму и демонстрировать ее актуальность в современном мире.

— Наша эра — эра глобализации и технологичности. А с приходом интернета и развитием искусственного интеллекта я всецело погрузился в изучение этого явления, его взаимопроникновения в музыку. Мной написана медиаопера «ТЕО», главным героем которой является Искусственный интеллект. Ведь цифровизация стала неотъемлемой частью нашей современной реальности. Однако на фоне всеобщей увлеченности технологиями в мире наблюдается тенденция к обращению к чему-то почвенному, исконному, уходящему в глубь веков. Это фольклор. Причем в самых разных его проявлениях, начиная от национальной одежды и заканчивая музыкой. И здесь я хочу заметить, что наша адыгская музыкальная культура должна стать достоянием общемировой музыкальной культуры. А для этого необходимо очень правильно и высокопрофессионально донести миру ее значение и подлинную красоту. И мне, как человеку, близкому к адыгской культурной среде, невозможно было не откликнуться на зов сердца и не обратиться к богатому музыкальному наследию адыгов.

— Когда начались первые шаги в этот уникальный музыкальный этномир? На недавно прошедшем концерте в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока прозвучали уже полноценные твои работы!

— Первые шаги в этой области я сделал еще в годы обучения в Адыгейском республиканском колледже искусств им.У.Х.Тхабисимова — создавал сочинения и обработки на основе адыгских народных мелодий, например «Пщынатль памяти Кима Тлецерука» для двух кавказских национальных гармоник. Впоследствии я неоднократно обращался к адыгскому фольклору в разных сочинениях, но только в последнее время осознал, что мне необходимо: это органичный синтез нацио­нального и общемирового музыкального начал. Потому на концерте прозвучали некоторые мои вещи и обработки песен адыгских композиторов именно в этом ключе — в, казалось бы, несоединимом слиянии элементов классического джаза, свинга, соул-традиций с национальным мелосом, языком в сопровождении рояля в необычном для слушателя открытом пространстве музея.

— Страсть именно к «черно-белым», клавишным? Или есть другие инструменты, с которыми тебя видят редко?

— Черно-белые клавиши — моя исконная любовь. С фортепиано я связан с семи лет, и по сей день моя увлеченность этим инструментом не ослабела ни на йоту. Потому большую часть времени я провожу за фортепиано как по долгу своей работы концертмейстера, так и в процессе творческих поисков. «Черно-белые» — мои «соучастники» и посредники в создании музыки. Однако приоткрою завесу тайны: в колледже искусств, помимо игры на фортепиано, я учился на духовом отделении — играл на тромбоне. Этот инструмент мне по-прежнему близок, я написал два виртуозных сочинения для тромбона-соло и, что тут скрывать, иногда, в летнее время, сам на нем играю.

— Как проходит творческий процесс? Звук должен быть окутан тишиной? Наверное, форма рождается в голове? Или все-таки конечный продукт на выходе может совершенно отличаться от изначальной задумки?

— Вообще, сочинение музыки — это огромный и трудоемкий процесс, в котором, на мой взгляд, должны присутствовать в равной степени как спонтанность, импровизационность, так и жесткая упорядоченность, если угодно — интеллектуальность. В наше время основополагающим и центральным слагаемым композиции является идея, которая формирует весь последующий комплекс музыкально-выразительных средств. Она-то как раз и должна генерироваться «свыше», хорошие идеи и правда могут прийти спонтанно. Но все остальное — их воплощение в жизнь, работа над материалом, нотная запись и тому подобное — тяжелый и кропотливый труд, сродни ремесленничеству. И здесь важнейшим компонентом становится высочайший профессионализм композитора, его владение всем широким арсеналом возможностей для реализации той или иной идеи. От этого зависит мастерство и качество сочинения. Потому я совершенно не верю в сказки и истории о «чудесных» снисхождениях музыкальных произведений во сне и прочее чудо. Это не соответствует истине.

Совершенно не верю в сказки и истории о «чудесных» снисхождениях музыкальных произведений во сне и прочее чудо. Это абсолютно не соответствует истине

— Зов малой родины — рождение репертуарного сборника для кавказской национальной гармоники, сонаты для скрипки композиторов Адыгеи — врожденные идеи или стечение вдохновляющих внешних обстоятельств?

— Для меня малая родина, Адыгея — неотъемлемая часть жизни, и я, по мере своих сил и возможностей, вот уже на протяжении долгих лет стараюсь плотно взаимодействовать с республикой. Особо хочется отметить нотно-издательскую деятельность: в условиях современного мира многое из того, что было сделано нашими предшественниками, к большому сожалению, уходит в прошлое, подвергается забвению, а в самом худшем случае — просто погибает. А пока жива память о тех людях — должны жить и результаты их творческой и научно-исследовательской деятельности. Потому основной свой акцент ставлю на сохранении и публикации различных произведений наших выдающихся деятелей музыкальной культуры. За последние пять лет мною было опубликовано пять нотных изданий: «Репертуарный сборник для кавказской национальной гармоники», «Сонаты композиторов Адыгеи для скрипки и фортепиано», «Рамазан Сиюхов. Песни для голоса в сопровождении фортепиано», «Умар Тхабисимов. Орэдыр о зигъэгъус» (песни для голоса в сопровождении фортепиано), «Ким Тлецерук. Адыгэ къашъохэр» — переиздание классического репертуарного сборника для кавказской национальной гармоники, тщательно отредактированного и иллюстрированного в этностиле молодой адыгской художницей М.Тешевой, также я готовлю к печати монографию «Музыке жизнь посвятив» — это избранные статьи и публикации, посвященные памяти моего первого педагога по композиции Татьяны Суховой. Помимо этого, я занимаюсь изу­чением адыгского фольклора, провожу архивную и «поисково-спасательную» работу, направленную на обнаружение различных материалов, касающихся адыгской культуры, причем не только в Майкопе, но и в Москве, Нальчике. Так что фронт работы достаточно обширный, и впереди, я надеюсь, еще много чего удастся осуществить в области сохранения музыкального культурного наследия.

— Какой у тебя сейчас актуальный программный репертуар, интересный проект, который стихийно тебя поглотил и над чем усиленно работаешь?

— У меня сейчас очень насыщенное событиями время: многие идеи, планы, которые давно ждали своего часа, сдвинулись с мертвой точки, что не может не радовать. Главное во всей этой череде — успевать распределять тайминг и четко следовать дедлайнам, так как в сутках, увы, все те же 24 часа, а дней в неделю по-прежнему только семь… Наиболее интересным проектом для меня сейчас является коллаборация различных исполнителей — от академических певцов до рэперов и битбоксеров, объединенных общим (пока еще рабочим) названием «НЭП.РЭП.Pyś». Это по-настоящему термоядерное сочетание жанров и стилей, которые сталкиваются друг с другом, обретая новое звучание и раскрывая новые смыслы. В основу всего положены редкие музыкальные произведения эпохи 1920-х годов из моей личной коллекции, которые перемежаются рэп-зачитыванием представителями современной хип-хоп сцены. Возникает прямой межвременной культурный диалог длиною в столетие. И мне принципиально важно показать общую схожесть, казалось бы, несочетаемых направлений, так как рэп-культура мне очень близка по духу и по своей энергетической наполненности, и я убежден, что рэп — одно из самых перспективных движений в истории новой музыки, и при правильном погружении в необходимый контекст, каким, например, является время эпохи НЭПа, он начинает звучать совершенно по-другому, обретая новые смыслы. Первой пробой подобного эксперимента стал концерт в апреле этого года в музее С.С.Прокофьева в Москве в содружестве с рэпером Виталя-Ви и молодыми вокалистами из ведущих музыкальных вузов. Это все — большая работа, требующая много сил и времени, но мне это безумно интересно, и в будущем концертном сезоне я рассчитываю на расширение географии этого проекта на нескольких площадках в более интерактивном формате иммерсивного концерта.

— Вот я постоянно говорю, что не делюсь всеми своими мыслями, потому что они перестанут быть только моими. Но иногда эмоции выпрыгивают, сложно удержать. Правда, у меня сейчас это больше связано с поездками и путешествиями. Сейчас актуально ездить по стране. И у творческих людей, у кого гастрольных передвижений и так много, всегда проблема, где же отдохнуть. А многие все равно посвящают работе подобные отпуска. Как у тебя лето проходит и, если бы выдались свободные дни, в какое направление устремляется сердце? Что успокаивает и приводит в норму эмоциональный баланс?

— Я недавно прочитал в социальных сетях удивительное по красоте и настроению выражение: «Словно прокрученное кино, лето закончится ровно в осень». Да, лето заканчилось, а отдых как-то особенно и не случился. Летние месяцы в этом году были очень активные, насыщенные концертными событиями, интересными творческими коммуникациями с заделом на будущее. Но если отбросить лирику, то мне, как человеку, целиком пропитанному творчеством, необходимо переключение от своих привычных дел с обязательным перемещением в пространстве. И больше всего в этом мне помогают путешествия в те места, где я еще никогда не был. Мы в свое время с близкими друзьями на машине почти каждое лето ездили на Балканы — в Грецию, Черногорию, Румынию, Албанию. Я вообще, признаюсь, испытываю большую любовь к Балканским странам, наравне с республиками Северного Кавказа. Там какой-то невероятный многоликий микроклимат, уклад жизни, фольклор, история, кухня. Этими впечатлениями от многочисленных поездок я вот уже много лет подпитываюсь изнутри, поддерживая веру, что в ближайшее время смогу снова оказаться в тех замечательных местах, постигая местные языки и самобытную культуру. А пока провожу время у себя на родине — в любимом городе Майкопе, не менее прекрасном, чем другие города мира, в окружении дорогих мне людей, родителей.

— Говоря о Родине… В этом году масштабно отмечается 100-летие государственности Адыгеи — мероприятия, посвященные этой дате, проходят не только в республике, но и по стране. Что бы ты пожелал читателям «СА», жителям Адыгеи, своей аудитории?

— Столетие государственности Адыгеи — замечательная дата в истории нашего региона, и я, как патриот своей малой родины, не мог остаться в стороне от такого важного события. Начну по порядку: в конце июля вышел в свет огромный альманах «Культура и быт адыгов. Адыгэ хабзэ», изданный при поддержке Минкульта Адыгеи на базе АРИГИ им. Т.М.Керашева, в который вошла моя статья, касающаяся становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи от начала XIX века до наших дней. В мае в Москве состоялся мой авторский концерт в рамках проекта «Время композитора», организованного Союзом композиторов РФ, где прозвучали среди прочего мои сочинения для адыгэ пщынэ (кавказской гармоники), а сам я был одет в адыгэ фащэ — традиционную одежду черкесов.

Позже в Майкопе прошел концерт прекрасной певицы Сусаны Даутовой в филиале Государственного музея Востока при участии, не побоюсь этого слова, выдающегося исполнителя — победителя вокального проекта «Голос» Аскера Бербекова, также приуроченный к юбилею государственности нашей республики, на котором, кстати говоря, прозвучала премьера моей песни-гимна «Си Адыгей» на слова знаменитой адыгской певицы Маргариты Мамсировой в переводе на адыгейский язык Софии Чич — известной адыгской певицы и поэтессы. Ну и, наконец, наш главный проект, связанный с празднованием 100-летия государственности, — запись дисков «Антологии адыгской симфонической музыки 1922-2022 годов». Этот уникальный проект мы осуществляем в рамках президентского гранта с моим другом и коллегой — директором Пермского театра оперы и балеты Довлетом Анзароковым.

В этом году будут записаны и изданы на цифровых носителях первые два диска огромной антологии музыки, большая часть которой никогда не исполнялась и была недоступна широкой аудитории. Я провел работу по обнаружению и систематизации всех сочинений, была проведена тщательная редактура и восстановление партитур, которые будет записывать оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова под управлением ректора консерватории Алексея Васильева. Это очень трудоемкий процесс, но крайне необходимый для будущих поколений. Потому моя вовлеченность в празднования очень даже прямая, и в завершение я бы хотел еще раз от всей души поздравить всех жителей республики с юбилеем региона, который по праву считается одной из жемчужин Северного Кавказа. Желаю моей дорогой Адыгее долголетия, вечного обновления, а ее жителям и гостям — мира, благополучия и тепла.

Беседовал Адам АЧМИЗ.

Справка

Артем Пысь — композитор, пианист, общественный деятель, родился в Майкопе в семье музыкантов. В 2010 году с отличием окончил Адыгейский республиканский колледж искусств им.У.Х.Тхабисимова. В 2015-м — так же с отличием Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского по классу композиции (класс проф. А.А.Коблякова). В 2017 году — ассистентуру-стажировку МГК им.П.И.Чайковского (научный руководитель — ректор МГК, проф. А.С.Соколов). С 2019 года — соискатель кафедры теории музыки МГК им.П.И.Чайковского. Тема диссертационного исследования — феномен греческого композитора Яни Христу.

Лауреат Всероссийского конкурса и обладатель гранта «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ (Москва, 2008), международного фортепианного конкурса-фестиваля «l’etoiles de Paris» (Париж, 2013), премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (Москва, 2014), финалист конкурса композиторов при МГК П.И.Чайковского на создание одноактных опер, посвященного 150-летию консерватории (Москва, 2016), лауреат Республиканского конкурса композиторов, посвященного 100-летию образования Республики Адыгея (Майкоп, 2020), лауреат I Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение» (Москва, 2020). С 2017 года — член Союза московских композиторов, с 2021-го — член Союза композиторов России, Российского авторского общества и член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Автор более 40 сочинений в различных жанрах и стилистических форматах — от опер и авангардных экспериментов до эстрадных песен и джаз-рок-композиций.

 

 

 

01.09.2022 в 12:05
Возрастная категория материалов: 16+