Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Х.ДауроваФото: архив Х.Даурова

В кинотеатрах юга России в прокат вышел полнометражный художественный фильм режиссера и сценариста из Адыгеи Хусейна Даурова «Князь Марух. Дорога мужества». Двухчасовая лента рассказывает о черкесском князе, побывавшем на службе египетским
мамлюком. После многолетнего отсутствия он возвращается на родину, которую помнит совсем другой.
«Ставший человеком двух миров, он пытается отгородиться от реалий нынешней Черкесии, но те властно вторгаются в его жизнь. И теперь он вновь седлает коня, чтобы
собственными глазами увидеть истоки грядущей трагедии своего народа. Череда случайных событий вовлекает его в тайны большой политики и мелких интриг. Ему
предстоит пройти трудный путь, чтобы завоевать признание и уважение на родной земле», — говорится в аннотации к фильму.

Работа над кинокартиной шла пять лет, и фильм вышел в тот момент, когда кинозалы страны искали, чем заместить американские ленты, пропавшие из-за санкций. Киносеть
охотно взяла фильм к прокату. Премьера состоялась в Майкопе и Черкесске и сразу вызвала интерес и среди зрителей, и среди ученых. В кругах историков разгорелся спор: а
существовал ли Марух на самом деле?

А был ли князь?

Ученые разводили руками: мол, о таком историческом персонаже в письменных документах того времени упоминаний нет. И в этом с ними не поспоришь. Письменности
адыги стали широко обучаться только в XX веке, и письменных источников на самом деле наперечет. По большей части документы — это свидетельства путешественников и историков из других стран.

Высказано мнение также, что Марух — это собирательный образ князей. А конкретного прототипа как такового не было. Говорили и о том, что само имя «Марух» не характерно для адыгов. Но автор фильма парирует — в ауле Джерокай есть могила с этим именем. Так что оно как минимум использовалось адыгами, хотя и нечасто.

Но откуда же взят для фильма образ князя Маруха?

Хусейн Дауров с шестого класса школы изучает культуру и историю своего народа. Его поиски заводили дальше официальных изданий. Общую картину в его базе знаний
дорисовывают семейные, родовые истории, передающиеся из поколения в поколение, названия предметов, сохранившиеся в диаспоре за рубежом, и рукописи фольклористов разных лет, работавших со сказителями, жившими до ликбеза. О князе Марухе автор фильма прочел в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Русланида Куадже, которую он защитил в 1988 году в Тбилиси. Фотографии листов рукописи со слегка неровным шрифтом печатной машинки он предоставил редакции
«СА».

— Тема диссертации — «Социальные отношения и их отражение в неписаном феодальном праве адыгов Черкесии VIII — первой половины XIX века». В четвертой главе «Суверенитет и символика государственности» читаем: «До сих пор ходит среди кубанских адыгов исторический рассказ «князь Марух», — цитирует Хусейн.

Устный рассказ — это и есть фольклор, произведение дописьменной культуры народа,
который поколениями оттачивался и рассказывался молодежи в назидание. Он помогал воспитывать в черкесах свою мораль, характер, формировал социальные протоколы.

Основаны ли они на реальных фактах или это собирательный образ — сейчас уже никто доподлинно узнать не сможет. Но отрицать влияния на нынешнюю культуру этих рассказов невозможно. Потому Хусейн Дауров смело сделал его главным героем.

Кстати, в пользу версии о реальности образа Маруха может говорить такой факт. У турецких адыгов-кузнецов особый вид сабли, пробивающей кольчугу, носит название «марух». Не символизирует ли эта сабля характер героя экранизации?

Опасный и проникающий

Фото: архив Х.ДауроваМарух в сказаниях — это человек, много лет проживший в другой культуре — в Египте. Устав от войн, он вернулся на историческую Родину. Но дома его ждут другие сражения.
Вокруг него нарастают разговоры и осуждение, сплетни и интриги. Общество не принимает его, обвиняет в отсутствии мужества: мол, что за воин, который в поход не ходит. И Марух пошел в поход по княжествам адыгов.

Между княжествами тогда были установлены четкие границы и правила. Чтобы зайти на территорию соседа, нужно было соблюсти строгие требования. Марух же инкогнито проехал несколько территорий. Когда его все же узнал один из князей, то за нарушение дворянского кодекса вызвал Маруха на дуэль. Главный герой был ранен. Искупление кровью состоялось. По сказаниям, он вытащил тампон из старой раны и им закрыл новую.

— Здесь (в диссертации) это все описывается. Ничего не нарушая, я целиком это все перенес в фильм, — рассказал режиссер.

Процент художественного вымысла

Немного поменять ход событий сценаристу все же пришлось. Например, в сцене дуэли. По легендам, они у адыгов были молниеносными. Как только брошен вызов — сразу развязка. Да и Марух, как опытный воин-черкес, всегда был готов применить оружие. Оно было заряжено всегда. Но тогда бы не получилось, к примеру, достойно раскрыть оружейную тему.

— Наш консультант по оружию — очень известный коллекционер Николай Твердохлебов, он подсказал, что будет интересно показать, как заряжалось оружие. Поэтому мне пришлось добавить перед основной дуэлью еще одну сцену, когда главному
герою пришлось стрелять. И тогда уже было логично показать процесс, — признается Хусейн Дауров.

Диалоги расписаны длиннее, чем в сказаниях. Это сделано, чтобы зритель естественным образом принял правила того времени и понял, в чем же суть конфликта. Художественный вымысел, однако, стоит на крепкой исследовательской основе. К примеру, раненого Маруха лечит старый князь Кунчукоко в своем доме. В ленте команда постаралась показать и обрядовые моменты, и старые горские медицинские рецепты. Использованы были и родовые предания Дауровых о защите двора князя. При подготовке
фильма режиссер переработал большой объем историографического, культурологического и фольклорного материала.

Ожидание рецензий

Сегодня фильм идет в прокате не только юга России, но и в киносети Казахстана. Есть наработки для выхода на киносети в Турции, где проживает большая диаспора адыгов.
Для этого еще предстоит заменить русские субтитры на турецкие и получить прокатное удостоверение этой страны. Затем Хусейн мечтает вывести свое детище и в широкий
доступ — в онлайн-кинотеатры. Но это вопрос не ближайшего времени. А пока можно воспользоваться возможностью, отключившись от современного мира, окунуться в
атмосферу князей, джигитов, пылких нравов, горской мудрости и гордой горской красоты в полный рост.

Валерия ВРУБЕЛЬ.

Восемь интересных фактов о фильме:

1. Большая часть актеров — не профессионалы.

2. Герои говорят на шести диалектах адыгского языка.

3. Актеры в фильме играют представителей адыгских племен соответственно своим родам — потомок бжедугского рода играет бжедуга, кабардинец — кабардинца и т.д.

4. Огнестрельное оружие в ленте — не бутафорское. Это реальное оружие 18-19 веков из коллекции Николая Твердохлебова.

5. Фильм изначально задумывался как сериал из 6-7 двадцатиминуток.

6. Обязательным условием участия в съемках мужчин было отрастить усы и бороду, чтобы лучше почувствовать роль и время. Один из актеров, вдохновленный идеей, даже
уволился из банка, так как небритость противоречила дресс-коду компании.

7. Адам Хаблаук сыграл эпизодическую роль с тяжелой травмой коленных суставов из-за
падения на него лошади незадолго до съемок. Он убирал костыли на время, когда работала камера, но от роли не отказался.

8. Ни один из актеров не потребовал гонорар.

17.09.2022 в 10:54