Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур ЛаутеншлегерФото: Артур Лаутеншлегер

«СА» рассказывает о почетном работнике народного образования, заслуженном учителе РФ Ларисе Ручкиной, которая с раннего детства мечтала учить детей и отдала школе большую часть своей жизни.

Мы встретились с ней в стенах школы, в окружении мальчишек и девчонок, заполняющих коридоры звонкими голосами и спешащих по своим делам. Радостный детский гомон, напоминающий жужжание потревоженного улья, был отчетливо слышен даже за закрытой дверью класса, в которую то и дело просовывались головы любопытных ребят. А внутри — островок покоя, стройные ряды ученических парт, стопки тетрадей и чистая классная доска.

Школа наполняет меня жизнью. Знаете, как приятно добиться, чтобы ребенок классу к восьмому, наконец, прочитал свою первую в жизни книгу. Приятно, когда ученик что-то понял, когда кто-то честно поступил в какой-то ситуации. Приятно, когда они все сдают ЕГЭ

— Я учитель в четвертом поколении. Мой прадед был преподавателем пения, бабушка — учительницей начальных классов, а тетя вела русский и литературу. Поэтому выбор профессии я сделала еще в детстве, — вспоминает учитель русского языка и литературы майкопской средней школы №15 Лариса Ручкина.

Сельский учитель

В 1980 году Лариса Анатольевна окончила Ростовский государственный педагогический институт и по распределению попала в хуторскую восьмилетнюю школу.

— Меня направили в Орловский район Ростовской области. Это были Сайские степи, там не было хороших дорог, а добираться до места приходилось на тракторе. Но воспоминания о тех годах самые хорошие, потому что это была деревня, где все друг друга знают, а к учителям было особое, бережное отношение. Мы жили в учительской квартире вчетвером с такими же молодыми девчонками. Бывало, приезжаешь из отпуска, а в доме пыль, грязь, еды нет, в магазине тоже почти ничего не продается. И все бегут, встречают, какая-нибудь старушка-соседка несет молоко с горячим хлебом, — рассказывает Лариса Ручкина.

Первый год в школе был волнительным. Молодая учительница впервые осталась один на один с целым классом и огромной ответственностью перед детьми…

В той школе 1 сентября всегда проходило без цветов, потому что от летней жары вся степь буквально выгорала. Осенью и зимой цветов нет и купить их негде. А весной все вокруг покрылось густым ковром совершенно удивительных тюльпанов — красота невероятная.

— Это был май, я вела консультации перед экзаменом. Один мой ученик жил на кошаре, где выращивали овец. Он опаздывал на консультацию, прискакал верхом на лошади, зашел в класс и достал из-под телогрейки тюльпан на короткой ножке, весь помятый, замученный. Но он привез его из степи для меня! Именно этот тюльпанчик стал моим первым учительским цветком. Это мое самое яркое воспоминание, — рассказывает педагог.

Смена профессии

Лариса Анатольевна всегда любила писать, и профессия журналиста также была для нее привлекательна.

— Однажды решилась уйти из образования в районную газету — как раз шла перестройка. Я была достаточно смелым журналистом, лезла в самую гущу спорных моментов, ездила по семинарам, участвовала в разных мероприятиях. Мне очень нравились моя работа и журналистский коллектив. И вот как-то сижу я в редакции, смотрю в окно — дети в белых фартуках проходят. Кабинет на ключ закрыла и в слезы. Не выдержала, попросилась обратно в школу, — вспоминает Лариса Ручкина.

В районо ей дали административную должность. Весь следующий год Лариса Анатольевна проработала заведующей методическим кабинетом.

— Но я хотела работать с детьми. В 1992 году мы с семьей решили перебраться поближе к родным в Адыгею. Здесь снова стала работать учителем в майкопской средней школе №15. Уже 30 лет преподаю, — рассказывает учительница.

Ее сын тогда пошел в 6 класс, но к себе Лариса Анатольевна его не взяла. И на это у нее были причины.

— Принципиально никогда у него не преподавала, считаю, что это неправильно. Мама и учитель — разные вещи, я не хотела возникновения двусмысленных ситуаций. Где-то мне могло стать его жалко, где-то он мог знать больше, чем ему полагается, да и социализироваться в коллективе он должен был сам, без маминой помощи. Поэтому решила, что не буду его учителем. Но я всегда могла поговорить с другими учителями, помочь ему справиться с трудностями и дать совет, — объясняет Лариса Ручкина.

Педагогические хитрости

На вопрос, что делать, чтобы дети тебя слушали, Лариса Анатольевна ответила — полностью загрузить их работой, чтобы ни секунды на раздумья не оставалось.

— Дети очень ценят искренность. Надо искренне сердиться, искренне радоваться, искренне переживать. Тогда и взаимопонимание возникает, — делится педагог.

Не жалеющий времени, эмоциональных и душевных сил и умеющий отказаться от чего-то личного во имя работы. Он отдает детям всего себя, жертвуя сном и личным временем. Это требует большой самоотдачи. Если учитель экономит себя, в школе он не задержится. Раньше мы работали вообще без выходных

За годы работы она выработала свою собственную методику для каждого класса в зависимости от возраста учеников.

— В 5-6 классах я строгий педагог, требующий абсолютной дисциплины. Дети учатся работать быстро и много, у них формируется работоспособность и база знаний. Главная задача — сделать так, чтобы они были творчески, эмоционально, интеллектуально развиты. В 7-8 классах — я логичный педагог. Если вы докажете, что я не права, соглашусь. В старших классах — с детьми на равных. Мы разговариваем буквально обо всем. К этому времени ребята становятся моими «соавторами» и на уроке, и в общении, и в воспитательных задачах. Но это при условии, что на предыдущих этапах ничего не было пропущено, — рассказывает Лариса Анатольевна.

Каждый хороший педагог стремится увлечь детей своим предметом, ведь вместе с интересом возникает и желание постигать новое, развиваться. Но заинтересуешь ли ты ученика — вопрос всегда открытый.

— Например, изучая литературу, мы формируем жизненные навыки, принципы, взгляды. Это не наука, а разговор, спор и формирование собственного мнения. В литературе не существует понятия «правильно», есть понятие «я так считаю». Правда, есть еще теория литературы, которую надо учить. Но это скорее как инструмент, с которым мы работаем, — объясняет Лариса Ручкина.

Без остатка

Какой человек хороший учитель? Вопрос философский, трудный. Лариса Анатольевна задумалась на мгновение и поделилась своим видением.

— Не жалеющий времени, эмоциональных и душевных сил и умеющий отказаться от чего-то личного во имя работы. Он отдает детям всего себя, жертвуя сном и личным временем. Это требует большой самоотдачи. Если учитель экономит себя, в школе он не задержится. Раньше мы работали вообще без выходных — в субботу учебный день был, по воскресеньям планы писали, тетради проверяли, — рассказывает учительница.

Отдавая всю себя без остатка, Лариса Анатольевна черпала новые силы в детях, радуясь успехам учеников и одновременно результатам своей работы.

— Школа наполняет меня жизнью. Знаете, как приятно добиться, чтобы ребенок классу к восьмому, наконец, прочитал свою первую в жизни книгу. Приятно, когда ученик что-то понял, когда кто-то честно поступил в какой-то ситуации. Приятно, когда они все сдают ЕГЭ. Стараюсь работать так, чтобы у моих учеников не было репетиторов. Приятно, когда они поступают туда, куда хотели. Сама атмосфера школы и общение с детьми дают мне силы жить и работать, — делится Лариса Анатольевна.

Однако есть в профессии учителя и тяжелые моменты. Рассказывая о них, преподаватель вздохнула и погрустнела.

— Такая у нас работа. Берешь класс, растишь, воспитываешь, живешь интересами каждого ребенка. И вот наступает выпуск. Дети уходят. И все сначала. С одной стороны, такая цикличность хороша — ты все время в одной поре и будто не стареешь. А с другой — это очень сложно. Каждый раз испытываешь опустошение. Это психологически трудно, — объясняет Лариса Ручкина.

Внеклассная жизнь

Преподавая русский язык и литературу, Лариса Анатольевна старается дать детям гораздо больше школьной программы, развить их духовно. Так, с одним из своих классов она организовала школьный театр. Вместе они ставили спектакли «Чучело», «Синяя птица», «Возвращение в Страну Чудес», «Молодая гвардия». Дети развивались творчески, формировались как личности, вдумываясь в слова, проживая свои роли, и плакали на сцене. Они трижды побеждали на городских соревнованиях школьных театральных коллективов «Золотая маска».

Благодаря соцсетям я знаю, где сейчас мои выпускники, чем занимаются, как складывается у них жизнь. Они мне пишут, фотографии присылают. Хотя на каком-то этапе говорила, что обойдусь без компьютера, доживу до пенсии и без него. Какое там, пришлось все освоить

А потом появился проект «Добро на ладошке». Вместе с учительницей ребята стали ездить в Майкопский центр обслуживания населения.

— Там есть группа детей с ментальными и физическими недостатками. Мы проводили для них мастер-классы, вместе делали поделки, подарки мамам. Вплоть до пандемии мы развивали этот проект, проводили ребятам праздники, пели с ними хором, — говорит Лариса Ручкина.

Был у нее и поэтический салон, в котором звучала классическая музыка, дети читали стихи и литературные композиции, были бальные танцы.

В ногу со временем

Стараясь оставаться интересной для своих учеников, Лариса Ручкина освоила компьютер и социальные сети, вместе с ребятами она вела интернет-проект по грамотности, придумывала сценарии роликов по культуре речи и следила за размещением контента о деятельности волонтерского отряда.

— Благодаря соцсетям я знаю, где сейчас мои выпускники, чем занимаются, как складывается у них жизнь. Они мне пишут, фотографии присылают. Хотя на каком-то этапе говорила, что обойдусь без компьютера, доживу до пенсии и без него. Какое там, пришлось все освоить, — смеется Лариса Анатольевна.

В этом году почетный работник народного образования Лариса Ручкина получила высшую награду — звание заслуженного учителя Российской Федерации.

— Это почетная награда. Значит, я правильно жила, правильно работала, в правильном направлении двигалась и когда-то правильно выбрала свою профессию, — улыбается Лариса Анатольевна.

Екатерина ДМИТРИЕВА.

05.10.2022 в 09:00