Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна ДубовикФото: Татьяна Дубовик

В Адыгее, как и по всей стране, регистрируется рост числа фактов дистанционного мошенничества. Преступления совершаются практически ежедневно и во всех муниципальных образованиях региона. В МВД по республике рассказали, какие схемы наиболее часто используют мошенники и как защитить свои сбережения от кражи.

Преступные схемы

Случаи, когда незнакомцы пытаются втереться в доверие к гражданам, чтобы добраться до их денежных средств, встречаются довольно часто. Для этого аферисты могут представляться медицинскими работниками, сотрудниками социальных или ремонтных служб, правоохранительных органов, а также гадалками и ясновидящими. Стать жерт­вой мошенников на сегодняшний день может каждый. Однако наиболее уязвимыми категориями считаются дети и пожилые люди.

Гражданам преклонного возраста очень часто не хватает живого общения. Кроме того, они хуже разбираются в гаджетах, не могут сразу попросить о помощи и обычно относятся к посторонним доверчиво и открыто, — пояснили в пресс-службе МВД по Адыгее.

Согласно полицейским сводкам, в 2019-2020 годах в Адыгее зарегистрировано около 1400 фактов мошенничества, из которых более 800 совершены с использованием сотовой связи и сети Интернет. В этот период мошенники нанесли жителям республики материальный ущерб на сумму почти в 20 милли­онов рублей.

В прошлом году в республике зарегистрировано 788 случаев мошенничества и 120 краж.

Во всех этих случаях хищения денежных средств происходили дистанционным способом, а общая сумма ущерба составила около 87 миллионов рублей.

— Статистика говорит о том, что на протяжении последних нескольких месяцев в Адыгее наблюдается значительный рост числа фактов дистанционного мошенничества. С начала текущего года на территории региона зарегистрированы 562 факта мошенничества по статье 159 УК России и 60 случаев краж денежных средств по статье 158 УК РФ, совершенных с использованием мобильной связи и сети Интернет. Сумма ущерба от этих преступлений составляет более 65 млн. рублей, — сообщили в пресс-службе МВД по РА.

В прошлом году в республике зарегистрировано 788 случаев мошенничества и 120 краж

Среди способов мошенничества наиболее распространены те, где злоумышленники просят у жертвы перевести деньги под предлогом защиты от уголовной ответственности родственника, инвестирования, при­обретения через Интернет товаров и услуг, выплаты компенсаций и так далее. Кражи чаще всего осуществляются после того, как незнакомец получил доступ к личному кабинету жертвы в приложении банка, а также после утери банковской карты или передачи ее конфиденциальных данных третьим лицам.

Сайты объявлений

Одним из самых распространенных видов дистанционного обмана на сегодняшний день остается мошенничество, совершаемое через Интернет. Доверчивые граждане желают совершить выгодную покупку, но после внесения полной или частичной предоплаты связь с продавцом прерывается, а жерт­ва остается и без денег, и без товара.

Согласно сводкам за прошлый месяц этого года в Адыгее произошло 19 подобных случаев. В общей сложности потерпевшие потеряли более 650 тысяч рублей. Наибольший ущерб от общения с интернет-мошенниками получил 43-летний майкопчанин. Желая купить двигатель для своего автомобиля, он перечислил на указанные ему реквизиты более 130 тысяч рублей. Однако никаких ответных действий с противоположной стороны за этим не последовало. В числе недавно обманутых граждан оказалась и 50-летняя майкопчанка. Женщина рассчитывала купить одежду по объявлению в социальных сетях и перечислила на указанные ей реквизиты около 7 тысяч рублей. Таким и стал размер ее ущерба.

— Остерегайтесь слишком выгодных предложений. Если цена сильно отличается от реальной рыночной — это должно насторожить. Если возникают сомнения и продавец настаивает на предоплате, следует отказаться от сделки. Помните о том, что при переводе денег в счет предоплаты вы не имеете никаких гарантий их возврата или получения услуги, — предупреждают в МВД по Адыгее.

Выходя на связь с неизвестными в режиме онлайн, важно сохранять бдительность не только желая совершить покупку, но и предлагая услуги самому. Так, в сентябре в дежурную часть полиции Майкопского района поступило заявление от 53-летнего местного жителя. Мужчина разместил в Сети объявление о посуточной сдаче жилья. Вскоре к нему обратились потенциальные клиенты, которые попросили его оформить интернет-бронирование. Арендодатель перешел по указанной ему ссылке и ввел свои банковские реквизиты, тем самым предоставив к ним доступ посторонним. Ущерб — около 5 тысяч рублей.

Лишиться денег можно не только пытаясь что-то купить или продать. С заявлением о хищении денежных средств в отдел МВД России по Майкопу обратилась 21-летняя девушка. Она нашла для себя подработку в сети Интернет и, чтобы получить плату за выполненную работу, ввела на сайте данные своего счета. Однако вместо получения зарплаты потерпевшая потеряла более 25 тысяч рублей.

Звонок из банка

— Информированность граждан о том, что существует множество видов телефонного мошенничества, по-прежнему не дает должного положительного результата. Есть много примеров, когда потерпевшие знали о таких схемах, но за считанные секунды лишались всех своих сбережений, — сообщили в МВД по РА.

Например, приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда вы звоните по указанному телефону, там сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации либо просят подойти к банкомату для проведения определенных операций. После получения указанных данных мошенники похищают денежные средства со счета банковской карты.

Недавно в дежурную часть полиции Майкопа обратился 29-летний мужчина. Он сообщил, что недавно ему позвонили неизвестные и, представившись сотрудниками банка, предложили получить дополнительные бонусные баллы для дальнейшего перевода их в рубли. Потерпевший доверился незнакомцам и сообщил им все данные своего счета, включая коды доступа из СМС. Однако вместо того, чтобы получить прибыль, гражданин лишился 50 тысяч рублей.

Чтобы заполучить чужие деньги, аферисты придумали новый способ мошенничества. Они звонят жертве, представляясь сотрудниками различных организаций либо правоохранительных органов. На начальном этапе они пытаются войти в доверие к собеседнику и всячески показывают свое желание помочь

Жертвой другой похожей схемы недавно стала 30-летняя жительница Шовгеновского района. Звонивший представился сотрудником банка и предупредил о якобы незаконной попытке оформить на нее кредит. Затем взволнованной женщине предложили открыть «безопасный» счет, куда она перечислила 190 тысяч рублей. Впоследствии эти сбережения достались мошенникам.

— Зачастую в такие моменты граждане забывают об известном безопасном порядке действий и в результате теряют деньги. Запомните: чтобы лишить вас сбережений на счетах, аферистам нужны лишь номер вашей банковской карты и ПИН-код. Нельзя следовать поступающим от незнакомцев инструкциям и сообщать кому-либо реквизиты банковской карты, ПИН-код, одноразовые пароли доступа, которые приходят на телефон, а также цифры, указанные на оборотной стороне карты (CVC2, CVV2 коды). Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код. Нельзя хранить его рядом с картой и записывать на нее. Правильный номер банка указан на оборотной стороне карты. По всем возникающим вопросам достаточно позвонить в службу поддержки банка или обратиться туда лично, — объяснили в МВД по республике.

Игра на эмоциях

Чтобы заполучить чужие деньги, аферисты придумали новый способ мошенничества. Они звонят жертве, представляясь сотрудниками различных организаций либо правоохранительных органов. На начальном этапе они пытаются войти в доверие к собеседнику и всячески показывают свое желание помочь в той или иной ситуации. Вопрос, с которым преступники обращаются к людям, зачастую не требует отлагательств: решение необходимо принять быстро, без возможности подумать и все взвесить. В этом случае на руку мошенникам играют эмоции жертв — как правило, это волнение и тревога за родных, попавших в беду.

Однако здесь аферисты понимают, что если потерпевший отправится к банкомату или терминалу оплаты, его шоковое состояние за это время может пройти. Тогда человек позвонит родственникам или сам догадается, что его обманывают. Чтобы не допустить этого, мошенники в кратчайшие сроки направляют на адрес своей жертвы курьера, который передаст деньги «нужным людям», а гражданину для этого даже не придется выходить из дома.

— Насколько ошибочным является такое решение, потерпевшие обычно понимают после эмоционального потрясения, когда их средства оказываются в чужих руках. МВД по РА напоминает: совершая финансовые операции со своими сбережениями, не теряйте бдительности. Если собеседник на другом конце провода подталкивает вас к тайным незаконным действиям, якобы предлагая помощь вашим родным и близким, незамедлительно звоните в полицию. Не позволяйте себе принимать решения относительно своих накоплений в стрессовой, эмоциональной ситуации. Обязательно перепроверяйте получаемые сведения, — предостерегли в МВД по Адыгее.

Так, в августе этого года в числе обманутых по новой схеме оказались трое майкопчан в возрасте от 77 до 85 лет. Во всех случаях пенсионеры рассказали, что им звонили неизвестные и просили передать крупные суммы, чтобы увести от уголовной ответственности родственников и близких, ставших виновниками серьезных ДТП. Также мошенники настаивали на том, что с принятием решения ни в коем случае нельзя медлить, поскольку якобы такая услуга возможна только на этапе оформления аварии. В надежде помочь родным пенсионеры лишились в общей сложности около 1 миллиона 250 тысяч рублей. Как выяснили оперативники, в каждом случае они передавали сбережения одной и той же незнакомой женщине, которая выступала в роли посредника. В ходе работы над раскрытием данных преступлений была задержана 22-летняя майкопчанка.

Электронные торги

Несмотря на постоянные предупреждения полицейских, жители республики продолжают верить незнакомцам и терять свои сбережения. Суммы ущерба исчисляются десятками и сотнями тысяч, а в некоторых случаях — миллионами рублей. В сети Интернет потерпевшие находят сервис, дающий возможность крупного заработка путем осуществления ставок на бирже. Спустя считанные минуты после оформления заявки им начинают звонить неизвестные, которые представляются менеджерами и посредниками при сопровождении сделок. Под различными предлогами они убеждают вложить накопленные средства в торги, поясняя, что вклад обязательно принесет крупную прибыль. Аферисты делают все, чтобы граждане максимально долго находились в эйфории от предполагаемого успеха и, как следствие, продолжали переводить им деньги.

О таком случае в отдел полиции Гиагинского района сообщил 19-летний местный житель. Для получения прибыли от инвестиций молодой человек зарегистрировался на специальном сайте, после чего совершил несколько денежных переводов на неизвестные счета. По словам потерпевшего, аферисты продолжали выходить с ним на связь и после перечисления средств, чтобы тот продолжал увеличивать свой депозит. В конечном счете, прежде чем догадаться о факте мошенничества, парень перевел неизвестным 75 тысяч рублей.

Компенсация за БАДы

Механизм этой схемы обмана отработан и не меняется годами, а жертвами аферистов становятся исключительно пожилые люди.

— На номер телефона потерпевшего звонит мошенник, который представляется сотрудником правоохранительных органов, и сообщает, что в настоящий момент задержана группа аферистов, которая продавала некачественные БАДы под видом дорогих медицинских препаратов, и что потерпевшему положена компенсация. Однако для ее получения мошенники требуют оплатить налоговый сбор или государственную пошлину и таким образом похищают деньги граждан, — рассказали в МВД по РА.

По этой же схеме на телефон жертвы поступает СМС или звонок с сообщением о выигрыше приза. Получить его очень просто — необходимо всего лишь заплатить некоторую сумму. Например, это может быть оплата доставки или налога. После получения денег мошенник исчезает.

Самые эффективные меры по сохранению своих сбережений: прекращать любой контакт с незнакомцем, кем бы он ни представлялся

Бывают случаи, когда преступник представляется сотрудником правоохранительных органов и под различными предлогами (предстоящая проверка, дача объяснения) в настойчивой форме предлагает при­ехать на встречу. По пути злоумышленник просит жертву заехать в магазин и купить дорогостоящий алкоголь и продукты якобы для проверяющих, которые находятся у него в кабинете, при этом обещает по приезде возместить все расходы. В ходе дальнейшего разговора преступник просит перечислить деньги на определенные абонентские номера либо счета, также обещая вернуть деньги. По прибытии на указанный адрес, где его никто не ждет, потерпевший понимает, что стал жертвой мошенников.

— Сохраняйте бдительность при общении с лицами, представляющимися работниками правоохранительных органов, особенно при поступлении от них просьб или требований о приобретении товаров и переводе денежных средств. Настоящие сотрудники полиции никогда об этом не попросят. Не выполняйте поступившие требования и незамедлительно обратитесь в ближайший отдел полиции, — призывают в пресс-службе МВД по Адыгее.

Оформление кредита

В этом сценарии мошенник размещает в Интернете объявление об оказании помощи в получении кредита в различных банках, в том числе для граждан с плохой кредитной историей. Потерпевший обращается за услугой, и в ходе общения преступник просит его перечислить деньги, необходимые для оформления и получения кредита: проценты, страховой взнос, услуги курьера и прочее. После получения денег аферист скрывается.

Полиция Адыгеи предостерегает, что платить можно только за выполненную услугу, полученную в самой кредитной организации. Ни в коем случае нельзя следовать поступающим от незнакомца инструкциям и переводить ему деньги. Для оформления кредита следует обращаться непосредственно в банк.

Полиция Адыгеи еще раз призывает граждан задуматься, насколько хитры и предприимчивы телефонные аферисты. Самые эффективные меры по сохранению своих сбережений: прекращать любой контакт с незнакомцем, кем бы он ни представлялся, не верить на слово собеседникам, решительно подвергать сомнению схемы легкого преумножения капитала и не переводить деньги неизвестным лицам.

Если вы все-таки пострадали от действий мошенников, то незамедлительно заявите об этом в полицию по номеру 02 (с мобильного — 102) или позвоните своему участковому уполномоченному.

Екатерина ДМИТРИЕВА.

26.10.2022 в 14:04