Под звуки фортепиано. Материал “СА” о пианистке Наталье Горностаевой

День пианиста ежегодно отмечается в ноябре. В настоящее время праздничная дата не имеет официального статуса, но ежегодно все больше стран приобщаются к традиции чествовать людей, чей профессиональный инструмент — фортепиано. «СА» рассказывает о музыканте Наталье Горностаевой.
Музыкальное начало
В детстве вместо детского сада Наталью Горностаеву родители приводили к бабушке, которая научила ее петь и играть на фортепиано. Проведенные вместе часы не прошли напрасно, уже в пять лет способную девочку отправили в музыкальную школу для обучения на отделение фортепиано. С тех пор Наталья Горностаева неразлучна с инструментом — сначала она ученица музыкальной школы, потом студентка музыкального училища и института искусств, концертмейстер, артист симфонического оркестра.
— Детство у всех музыкантов одинаковое. Усидчивость и терпение очень важны, но, как и всем детям, мне тоже хотелось гулять с друзьями и общаться. Не скрою, вначале это трудно, но я хорошо запомнила свои первые впечатления от игры на сцене — для семилетней девочки зал филармонии Баку (родного города Натальи. — Прим. ред.) был огромен, и мне казалось невероятным и очень значительным, что оказалась в нем, — говорит пианистка.
С благодарностью она вспоминает своего педагога в городе Майкопе — Фатиму Амербиевну Тлехуч.
— С ней всегда было комфортно, она смогла заинтересовать, поддержать, с ней хотелось заниматься, — вспоминает Наталья Горностаева.
Позже, уже в музыкальном училище (ныне АРКИ им.У.Тхабисимова) заслуженный работник культуры Адыгеи Нина Соснова на первых курсах сумела из начинающей пианистки воспитать настоящего музыканта, приучила к дисциплине. Уже на третьем курсе училища Наталья Горностаева пришла в родную музыкальную школу в качестве педагога.
— В итоге проработала в ней десять лет. Вначале дали только несколько часов хора, а потом стали добавляться хореографы, инструменталисты, — рассказывает музыкант.
Татьяна Павловна Хусниярова была преподавателем в институте искусств Адыгейского госуниверситета — она «выпускала» Наталью, была ее наставником.
— Татьяна Павловна приучила меня думать во время игры, предугадывать, находить в нотах то, что хотел показать автор, а иногда и самой догадываться об этом, — отмечает Наталья.
Татьяна Хусниярова гордится своей студенткой, которая на выпускном экзамене играла сложную программу, исполнила ее блестяще и получила заслуженное «отлично».
— Учебные планы института искусств Адыгейского госуниверситета создавались по уровню сложности на основе материалов консерватории. Наталья освоила огромный объем репертуара в моем классе, блестяще играла сложные и длинные фортепианные произведения Шопена, Баха. Она из тех моих учеников, которыми я особенно горжусь — и профессиональной карьерой, и уровнем ее подготовки, — вспоминает Татьяна Хусниярова.
Наталья Горностаева признается, что ей очень везло с талантливыми отзывчивыми людьми в музыкальной сфере. С благодарностью она вспоминает педагогов — Фатиму Тлехуч, Нину Соснову, Татьяну Хусниярову.
В симфоническом оркестре
В 2008 году Наталью пригласили на прослушивание в симфонический оркестр государственной филармонии:
— Помню, была счастлива от осознания того, что меня взяли на работу в оркестр. Испытываю огромную благодарность дирижеру Петру Федоровичу Шахову за то, что он дал мне этот шанс и поверил в меня, — отмечает музыкант.
Дирижер устроил молодой пианистке своеобразное «боевое крещение». На первом концерте в городе Белореченске она играла «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна без репетиции и с успехом выдержала проверку.
— Было интересно видеть работу оркестра изнутри, стать его частью, реагировать и подстраиваться под штрих и тембр других инструментов. После первых репетиций поняла, что мне гораздо интереснее самой играть в оркестре, нежели быть слушателем. Нравится ощущать себя частью большого коллектива, где каждый может повлиять на результат и сделать его чуточку лучше, — говорит Наталья.
Особый интерес в работе вызывает также возможность играть с новыми дирижерами, посещающими республику с концертами. Каждый руководитель оркестра приходит на репетиции со своим настроением, своим видением музыки, отмечает пианистка. Большое впечатление и яркие воспоминания у нее остались после работы над «Реквиемом» Моцарта с дирижером Нодаром Чанба в Сухуме.
— Каждая часть концерта была эмоционально раскрыта и понятна для исполнителей. Мне на самом деле очень повезло с работой. В любой гастрольной поездке всегда найдутся интересные места, куда можно пойти с коллегами. Курортный парк в Кисловодске, озера в Нальчике, наконец просто море, если концерты на побережье. Была очень довольна, что успела осмотреть Патриарший дворец между репетициями в Кремлевском дворце, — поделилась с «СА» Наталья Горностаева.
О пианистке Горностаевой положительно отзываются коллеги по оркестру.
— Прекрасный музыкант, для нее игра на фортепиано — это жизнь. С Натальей приятно работать, она обладает уникальным слухом и знанием музыкального материала. Горностаева получает удовольствие от игры в оркестре и это видно сразу — клавиши рояля под ее пальцами звучат по-особому, насыщенно, красиво, — отмечает дирижер симфонического оркестра государственной филармонии заслуженный артист Адыгеи Аркадий Хуснияров.
Театр
В 2014 году Наталью пригласили в Камерный музыкальный театр имени Адама Ханаху. Теперь она не только пианист оркестра, но и концертмейстер, занимающийся с вокалистами. В ее обязанности входит разучивание партий с вокалистами, аккомпанемент балетной труппе. Поэтому весь музыкальный материал, репертуар Камерного театра Наталья знает досконально.
В Камерном музыкальном театре дирижирует оркестром заслуженный артист России, композитор Андрей Семенов. На сцене идут спектакли с его авторской музыкой.
Первым спектаклем для Натальи Горностаевой в театре стал мюзикл Андрея Семенова «Фанфан, тюльпан и Аделина» — сложное и яркое музыкальное полотно. И нашей собеседнице пришлось серьезно потрудиться.
— Клавир мне дали в пятницу вечером, а в понедельник уже была репетиция. Поэтому мои выходные были сложными, но очень музыкальными, — вспоминает Наталья.
Работа и отдых
Наталья рассказала, что работа приносит ей искреннее удовольствие, и иногда мама и жена Горностаева даже дома остается артистом оркестра.
Домашние привыкли к такому ходу событий, понимают и поддерживают ее.
— Если надо выучить партию, то для меня это будет в приоритете. Дети привыкли даже уроки делать под звуки фортепиано, знают наизусть все темы спектаклей и концертов и признаются, что им уже ближе их «пианиноверсия», — улыбается пианистка.
Дети Натальи Горностаевой получили начальное музыкальное образование, но дальше в их жизни нашлись другие приоритеты. «Это их выбор, — уверена мама, — пусть музыка будет в их жизни всегда, а на профессиональной или любительской основе — неважно».
Марта ЕЛЕНСКАЯ.