Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Аси ЕутыхФото: архив Аси Еутых

По восточному календарю 2023 год — год черного водяного кролика (кота). А в Адыгее будут отмечать год Зайца. Много лет назад известные ювелир Ася Еутых и журналист Светлана Тлехас придумали свой 12-летний календарь, основанный на сказаниях нартского эпоса и его героях. Кроме того, символ каждого года художница создала в металле. По словам авторов, заяц, во-первых, добрый знакомый каждого из нас, герой многочисленных сказок. А, во-вторых, в Адыгее зайцев чтят по особой причине. Какой именно, узнаете из сказки Светланы Тлехас, в основе которой короткая история, которую бабушка Аси Еутых, народная сказительница по имени Кадырхан, рассказала давным-давно своей любимой внучке. Эта сказка, по мнению Аси, одна из самых длинных и интересных. Она является яркой иллюстрацией нартского эпоса и включает подробности этнографического характера.

Каждый, кто бывал в Адыгее, слышал о том, что когда-то давным-давно здесь жили добрые и сильные великаны, и соседствовать им пришлось с племенем маленьких людей, называемых испами, которые время от времени ездили верхом на зайцах и подшучивали над великанами и даже нартскими богами.

А знаете, отчего они выбрали именно это транспортное средство и что они творили в те давние времена, когда эти места называли Золотой страной?

Не знаете? Ну так слушайте!

Великаны жили в привольных горных долинах, где выращивали хлеб. На склонах крутых холмов в изобилии росли дикие яблони, груши, кизил, а еще выше, на высокогорных пастбищах, паслись многочисленные стада. Так что жизнь в Золотой стране была спокойной и размеренной. А если и находились завистники, великаны живо давали отпор незваным гостям, и снова все надолго успокаивалось.

Одно неудобство было – племя маленьких людей, прозванных испами. Откуда и как эти назойливые и беспокойные жители появились в стране великанов – сие было ведомо, наверное, только верховному нартскому богу Тха, но он хранил молчание. Наверное, что-то не так пошло в его «демографических расчетах», но кто же будет признаваться в ошибках, тем более бог!

Испы категорически не хотели работать. И считали, что им все должны. Тем более, если со стороны посмотреть – так у великанов вроде бы все само собой появлялось: сыр, лепешки и молоко на столах, ароматное мясо, жарящееся в очаге, добротные дома. Даже бусы и серьги для дочерей великанов, казалось, сами скатываются с неба.

Так говорили испы. Им и в самом деле было неведомо, что для благополучия надо много трудиться, а перед этим научиться пасти скот, печь хлеб, ковать серпы или мечи.

А так как испы были еще и ленивы, то жили даже не воровством – а хитростью.

Великаны были людьми добрыми, и раз уж боги решили, что жить им с маленьким народцем, то те и не сердились на испов за их проделки. И даже посмеивались над тем, как в очередной раз оказывались обманутыми этими пройдохами…

Мельник по имени Шхале исправно платил испам десятину со своего помола. А все почему: явились как-то к нему двое карликов, таща целую связку мышей.

— Смотри, сколько мышей мы поймали возле твоей мельницы. Да если бы не мы, все твое зерно давно бы эти твари погрызли, – заявил первый из них.

— Теперь мыши только нас боятся, — подхватил второй. – В общем, тебе без нас никуда. И если будешь платить десятину со своего помола — так и быть, будем твою мельницу от мышей охранять.

Мельник Шхале, у которого противомышиную службу исправно несли три кота, с досады только развел руками. Откажи он испам, те и котов со двора сведут, и мышей специально наловят и в мельнице выпустят. Да и жалко их – маленькие человечки, ни на что не годные. В общем, стал платить.

В другой раз испы бегали по селению и рассказывали каждому о чудодейственном средстве от всех болезней, тайну которого они выведали у старой колдуньи Нагучицы и которая только им доверила распространять его среди великанов. В обмен на молоко или сыр испы вручали доверчивым великанам пакетик с сушеными травами и велели настаивать и пить целебный напиток только при полной луне.

Довольно долго они дурили доверчивых великанов, пока кто-то из пастухов не распознал в засушенных травах подорожник, зверобой и цветы боярышника. Травы, надо сказать, сами по себе полезные, но вот избавления от всех болезней от них ждать было напрасно. В общем, посмеялись великаны над своей доверчивостью, да и простили испам эти шалости.

Вот так они и жили, вроде бы мирно – великаны трудились, а испы попрошайничали, выпрашивая и шантажируя своих покровителей.

Но терпение великанов лопнуло, когда испы заявили, что им надоело жить в дуплах и норах на окраине селения и они требуют от великанов построить им каменные дома.

— Не до вас сейчас, ребята, — поначалу отмахнулся от испов самый главный великан по имени Тлеуж. — Беда в наши края пришла: страшный дракон грозит смести наши селения, если не будем ему выплачивать огромную дань.

Вооружаться надо, идти на дракона приступом, сражаться, а вы тут мешаетесь под ногами.

Ох, как завизжали, как закричали испы! Они же не привыкли, чтобы великаны им отказывали. Стали хватать их за ноги, щипать, кусаться и продолжали кричать, что им нужны каменные дома, причем срочно.

— Нет, так дальше не может продолжаться. Мы вас кормим, поим, не обращаем внимания на то, как вы хитрите и постоянно нас обманываете. Надоело! Вот что мы решили: победите дракона! Прогоните его из наших мест прочь, чтобы он и носа сюда не смел казать, тогда построим вам каменные дома.

— Дело говорит Тлеуж, — поддержали предводителя другие великаны, а про себя подумали: «Давно пора нам этих несносных испов укоротить».

— В общем, так, — обратился Тлеуж к испам. – Вас много, ребята вы хваткие, щипаться умеете, визжать тоже, кого угодно до злости довести можете. Только вам с такими умениями с драконом и воевать.

Тут надо сказать, что у драконов, которые время от времени пытались напасть на Золотую страну, была одна отличительная особенность: чтобы убить, их надо было страшно разозлить. От злости они раздувались-раздувались – и лопались со страшным шумом.

Был еще вариант – дракон мог лопнуть от смеха. Но что-то никто из великанов не слышал о том, что такое хоть раз случилось.

— Делайте, что хотите: хоть злите его, хоть веселите, но дома мы вам построим, только если дракона изгоните — таково было решение великанов.

Конечно, они понимали, что испы не отважатся на войну с драконом. Ну, пусть хоть чуть-чуть помучаются, не все им весело по жизни скакать…

Но оказалось, что испы озаботились всерьез. И решение их было единодушным – с драконом побороться. А вот как – тут уже мнения разделились: одни предлагали его колоть пиками и саблями и злить всячески, чтобы он побыстрее лопнул. Другие предлагали дракона защекотать, чтобы он лопнул уже от смеха. Так и не сошлись испы во мнении и разделились на два лагеря.

Те, которые решили дракона защекотать, чтоб он лопнул от смеха, ничего готовить не стали. Решили: раз их много — лезть на дракона по очереди и щекотать его подмышки.

– Всех нас не стряхнет, нас туча, — решили щекотунчики и отправились отдыхать перед боем.

Вторые, назвавшие себя «боевыми испами» и решившие дракона разозлить, начали готовить пики и сабли, точнее, бегать по великанам и выпрашивать у них ножи, иголки и шила. А их предводитель, собрав самых головастых, начал думать, чем же таким взять дракона.

— Придумал, — воскликнул один. – Мы должны волнами накатываться на дракона и колоть его беспрестанно! Чем ему будет больнее, тем быстрее он разозлится.

— Верно, только двигаться надо быстро. Лучше на лошадях, как великаны делают.

— Какие лошади, мы ростом с копыто!

— Постойте, в этом что-то есть, — предводитель боевых испов почесал затылок. — Придумал! Мы оседлаем зайцев. Скачут они быстро, в нашем лесу их полно, договоримся. Пообещаем им, что великаны за помощь им капусту будут целый век выращивать, они согласятся!

— С зайцами ты отлично придумал, — одобрили соратники идею своего предводителя и пошли звать рядовых бойцов, чтоб отправить в лес за «скакунами». В самом деле – не начальству же кавалерию к бою готовить…

И вот настал день сражения. Лазутчики заранее разведали, где в эту ночь заночевал дракон, медленно, но неуклонно подбирающийся к селению. Оказалось, заполз он в узкое ущелье, слизнул на ужин со склона целую рощу диких яблонь, запил водой, превратив бурную реку в малый ручеек. И безмятежно спал, не подозревая о своей участи.

Великаны посмеивались, глядя, как испы, впервые в жизни решив потрудиться, следовали стройными колоннами к месту сбора.

А там два предводителя на пальцах кинули, кому начинать первыми. Вышло, что сначала выступают щекотунчики, а если дело у них не пойдет, то тогда в сражение вступают боевые испы.

Дракон действительно был страшным и огромным. Его мирно сопящая голова лежала на прибрежных камнях, вдох-выдох – и гнулись деревья, срывались листья, летели по ветру птицы. Туловище дракона еле-еле помещалось в речном русле, а хвоста, этого страшного драконьего оружия, вообще не было видно за поворотом.

Испы по команде горохом скатились на спину дракона, рванули к его подмышкам и начали щекотать. Дракон наконец что-то почувствовал, лениво повернулся, фыркнул и сдул с себя кучу испов. Однако маленьких человечков было множество. На туловище дракона прорвалась очередная группа и продолжила щекотание. Но дракон и не думал смеяться. То ли шкура его задубела, то ли вообще щекотки он не боялся, но никак не хотел дракон хохотать. Он только фыркал, не открывая глаз.

Тогда в бой пошли боевые испы – с иголками, ножами, серпами наперевес.

Дракон открыл глаза и одним движением могучей лапы стряхнул с себя кучу бойцов, совершенно не злясь на уколы и тычки.

Боевая пехота испов шла и шла на приступ, и все никак не удавалось не то что разозлить дракона – причинить ему боль, чтоб взревел в голос. Дракон лениво отмахивался от раззадорившихся испов, словно разомлевший под жарким солнцем вол, которому слегка надоели эти противные мухи.

И тут предводитель вспомнил, что в засаде у него еще и всадники верхом на зайцах, которые только ждут сигнала, чтобы поддержать соплеменников.

Свистнул в два пальца, и из-за леска выскочили кавалеристы. Крепко держась за заячьи уши, улюлюкая, свистя, настегивая серые заячьи бока и размахивая пиками, эта орда неслась к дракону…

И тут случилось невероятное: дракон захохотал! Он захлебывался, ревел от восторга, икал, не в силах сомкнуть челюсти. У него текли из глаз слезы, он визжал, размахивал лапами, сметая попутно полчища испов.

— Гыг-гы-гы! — ревел дракон. – На зайцах! Ха-ха-ха! Ой, держите меня! Ой, не могу!

И вдруг – да-да, именно так и было – дракон, скорчившийся от хохота, стал надуваться, надуваться и… лопнул!

Лопнул так, что вздрогнула земля, закачались вершины гор и камни в русле реки окрасились злой драконовой кровью.

В общем, победа была полной и безоговорочной. И пришлось великанам исполнять свое обещание – строить каменные дома для маленьких человечков, которые победили злого дракона не силой, а хитростью.

Домики эти построили такими, чтобы испам было удобно въезжать в них прямо верхом на зайцах. Потом эти домики назовут дольменами, или испыунами – «домами испов». И сохранятся эти удивительные постройки до наших дней. А люди запомнят и будут рассказывать своим детям и внукам, что, оказывается, зайцы, если их хорошенько оседлать и проехать верхом, способны победить кого угодно.

Светлана ТЛЕХАС.

 

31.12.2022 в 10:25
Возрастная категория материалов: 16+