Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Адам АчмизФото: Адам Ачмиз

В рамках реализации федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в ауле Псейтук в конце 2021 года завершилось строительство нового сельского ДК. Здание стало настоящим досуговым центром для всех аульчан. В материале «СА» рассказываем о насыщенной творческой жизни аула и его талантах.

Событие

Строительство нового Дома культуры — это настоящее событие для аула, уверена заведующая Псейтукским СДК Роза Джанхот. Сотрудники учреждения и аульчане с радостью принимают гостей и зрителей в обновленном культурном пространстве. Здесь организуются и проводятся праздничные мероприятия, концерты и постановки. На сегодняшний день в ДК работает семь тематических кружков.

— Сейчас мы еще развиваем новое творческое направление по изготовлению традиционных адыгских циновок. Увлекаюсь их плетением, изучаю различные техники. Решила, что нужно эти знания постепенно передавать молодому поколению. В частности, особенности плетения и технические приемы, которые использовались нашими предками, чтобы выводить орнаменты, — отметила Роза Джанхот.

В учреждении также запланированы мероприятия по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, организация тематических встреч с разными успешными творческими людьми республики.

Кроме того, в Доме культуры теперь функционирует клуб любителей кино.

— Жители всех возрастов с удовольствием посещают и участвуют в мероприятиях, проводимых в СДК. Практически каждый житель аула может найти здесь себе увлечение по душе, мы всегда рады нести свое тепло нашим дорогим зрителям, — сказала Роза Джанхот.

Новая страница в истории аула

Замечают изменения в культурной жизни аула Псейтук и его жители. СДК стал площадкой для творческого развития детей и взрослых. Это еще и место, где жители могут собираться и общаться в уютной обстановке, решать насущные проблемы аула, организовывать культурно-развлекательные мероприятия, уверена учитель математики местной СШ №8 Шамсет Коблева.

— Это действительно большое событие не только для нас, но и для всего района, для всей Адыгеи. Учреждения культуры региона призваны просвещать и растить таланты, дарить людям радость и гордость за свою родную землю. Это начало новой страницы истории аула Псейтук, который славится не только гостеприимством, но и своими талантливыми, трудолюбивыми людьми, — поделилась с «СА» Шамсет Коблева.

Она также отметила, что каждое поколение вносит свой вклад в процветание родной земли. В ауле росли и воспитывались отважные воины, вставшие на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Жили здесь и творческие люди, имена которых вошли в историю нашей республики и Краснодарского края.

— Новый Дом культуры — это не только площадка для самореализации творческой молодежи, но и место, где бережно хранится история о тех, кто родился и трудился в Псейтуке, а также внес вклад в культуру нашей республики, — уверена Шамсет Коблева.

Выдающиеся имена

В Псейтуке действительно появилось на свет немало талантов, которые оставили глубокий след в культурном облике нашей республики и всей страны. Среди них выдающаяся советская певица Гошнау Самогова, покорившая сердца людей своим лирическим сопрано. Народная артистка РСФСР работала в Адыгейском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, затем в Адыгейском книжном издательстве в должности редактора художественной литературы. Окончила с отличием вокальное отделение Ленинградской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, выступала как солистка Адыгейской областной филармонии. Изу­чала национальный музыкальный фольклор, написала книгу «Народное песнетворчество адыгов». Выпустила сборники песенных альбомов на стихи адыгских поэтов, цикл романсов на стихи Сергея Есенина. Гастролировала в Болгарии, Польше, Германии. Исполняла музыку в классической манере. В репертуар певицы входили сотни произведений советской и зарубежной классики, а также большое количество адыгских народных песен. Ее песня «У адыгов обычай такой» на стихи Киримизе Жанэ стала визитной карточкой исполнительницы.

Основатель и первый режиссер драматического театра Республики Адыгея Меджид Ахеджаков тоже родился в ауле Псейтук. Он — советский актер и театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Республики Адыгея. В 1941 году окончил режиссерский факультет ГИТИС (класс Н.М.Горчакова). Работал главным режиссером драматического театрального объединения в Майкопе, а с конца 1950-х возглавлял областное управление культуры. Меджид Салехович перевел на адыгейский язык пьесы «Ревизор», «Коварство и любовь», «Женитьба Фигаро» и многие другие.

В список деятелей культуры Псейтука вписаны имена Мариет Хурум, Шабана Ахиджака, Мухтара Устока, Нальбия Ахеджака и многих других.

А кто не знает имя выдающегося адыгского гармониста, заслуженного артиста РФ, народного артиста РА, педагога и наставника Кима (Керима) Тлецерука!

Когда в 1960 году в Майкопе открылось музыкальное училище, он стал одним из первых абитуриентов и поступил в класс по баяну к педагогу Ф.Ф.Евдокимову. Талант исполнителя раскрывается уже в составе Государственного ансамбля танца «Нальмэс», где он проработал 16 лет. Керим Хамидович объездил полмира, его выступления всегда вызывали особый, неподдельный восторг. В конце 80-х он начал преподавательскую работу в Майкопском училище искусств. К.Х.Тлецерук — автор сборника «Адыгские танцевальные наигрыши», первого учебника «Самоучитель игры на адыгейской гармонике». Керим Хамидович играл практически на всех старинных адыгских музыкальных инструментах, самостоятельно мастерил их. Вел научную работу по исследованию архивных документов, написанных на основе арабской вязи. Сегодня имя К.Х.Тлецерука носит Адыгейская республиканская детская школа искусств.

Первый в Адыгее
Первый мужской фольклорный коллектив Адыгеи был создан именно в Псейтуке. С 1982 года директором сельского клуба аула (в то время так звучала должность заведующего) стал Асфар Уджуху. Художественным руководителем был Черим Кобле.

Ими был создан этнографический мужской ансамбль «Шапсуг». В его состав вошли: Аюб Туркав, Бирам Ахиджак, Аслан Уджуху, Адам Тлецерук, Адам Ачмиз, Довлетмиз Хурум, Рамазан Хурум, Халид Кадрук, Усий Гарун, Аскер Дзетль, Казбек Натхо.

— Это был исключительно уникальный коллектив. Руководителем был Черим Кобле. Он мастерски играл на шичепшине. Ансамбль исполнял старинные обрядовые и героические походные песни из адыгского фольклора, нартские пщинатли. Дух захватывало, когда их слушала, — вспоминает этнограф музея пгт.Энем Ханифа Абредж.

Она также отметила, что это был единственный подобный коллектив в нашей республике. Участники сами сочиняли песни на ходу, особенно Аюб Туркав.

Не было ему равных. Мастерство слова, черкесские манеры и соблюдение традиций, умение чувствовать и держать публику, умение шутить и при этом не выпадать из формы, а, наоборот, прокладывать путь, по которому все шли за ним… Он умел очень грамотно и талантливо обращаться и со стариками, и с молодыми, находил и слово, и действие! Сейчас таких, наверное, сложно найти. Он был очень самобытным, со своей особенной энергией, — поделилась с «СА» Ханифа Абредж.

Нужно было увидеть, как работают артисты «Шапсуга», и услышать, как они поют, например «Айдамиркан», «Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт» или «Нарт Саусэрыкъу», чтобы раз и навсегда влюбиться в этот коллектив, вспоминает она.

— В этом коллективе пели мои дяди: Адам Тлецерук и Нух Тлецерук — племянники Кима Тлецерука. Когда я слышала их пение, меня всегда переполняла гордость. Не было ни одного большого мероприятия в районе без их участия. Ансамбль был уникальным. Во время их выступления на мероприятиях зрители всегда вставали поближе, чтобы расслышать, разглядеть, — поделилась с «СА» заместитель руководителя управления культуры Тахтамукайского района Эмма Духу.

Преемственность поколений

Она считает, что просто выявлять таланты уже недостаточно. Им необходимо всячески помогать, направлять, собирать для творчества и коммуникации в одном месте. А рождение гениальных людей в Псейтуке — традиция устойчивая. Поэтому есть надежда, что новые имена продолжат прославлять этот аул и республику. Преемственность в культурной среде выдает иногда исключительно интересные комбинации.

Нух Тлецерук — солист первого этнографического ансамбля «Шапсуг» из Псейтука — племянник Керима Тлецерука. Его сын Бислан тоже стал гармонистом. На вечере памяти, посвященном 80-летию Керима Хамидовича, он сыграл гостям на гармошке, которую Керим когда-то подарил ему. Нельзя не отметить особенную силу звука и энергетику этого инструмента. Правнучка Керима Дарина, дочь Бислана, сыграла на четырехструнном шичепшине, который был изготовлен руками самого Керима Хамидовича.

Сегодня стало вновь актуальным возвращение к истокам, к настоящему, словно мир уже «наелся» творческого суррогата. За душу берет только искреннее, живое. На эмоции выводит только действительное, с глубинным смыслом, подлинной историей и талантом, дарованным свыше.

И действительно, всем здоровым силам общества нужно беспокоиться о формировании нашего современного вклада в наследие будущего, чтобы потомки тоже могли обернуться на нас, как мы сейчас обращаемся к нашим старшим. Уже сегодня есть возможность оставить свой след в истории — чаще организовывать проекты со смыслом, чаще посещать мероприятия в культурно-досуговых учреждениях нового типа. Ведь без этой связи прочное культурное единое полотно не сплетет ни один станок.

Подготовил Адам АЧМИЗ.

01.02.2023 в 09:37
Возрастная категория материалов: 16+