Жизнь, вместившая подвиг. Материал об участнике СВО, посмертно награжденном орденом Мужества

В ходе специальной военной операции погиб уроженец аула Афипсип Азамат Куштанок. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, президент РФ Владимир Путин наградил нашего земляка орденом Мужества посмертно.
За мужество, отвагу и самоотверженность
На столе лежат альбом с фотографиями, с которых смотрит улыбчивый мальчишка; орден в красной бархатной коробочке, именное удостоверение к награде: «За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, наградить орденом Мужества Куштанока Азамата Казбековича…» А между ними — целая жизнь, вместившая и первые ребячьи ссадины, и настоящий подвиг, которым молодой воин навсегда вписал себя в ряды героев нашего времени.
Азамат, младший из трех братьев, с детства был самым шустрым — не мог усидеть на одном месте, вечно куда-то бежал, встревал в приключения и по первому зову бросался на выручку любому, кто нуждался в помощи. Желание защитить было у мальчишки в крови.
Родные вспоминают, что Азамата всегда тянуло к старшим ребятам. Те, посмеиваясь над бойким малышом, потерявшим первые молочные зубы, прозвали его «цако» — беззубый. Мальчишка не отставал от старших и даже был заводилой во многих играх и ребячьих проказах. Прозвище же прилепилось к нему на всю жизнь.
А она шла своим чередом. Цако женился, родились дочь Ева и сын Умар. Азамат был особенным отцом, в детях души не чаял: чтобы сделать их счастливыми, был готов на все.
«Если не я, то кто?»
О том, что решил принять участие в специальной военной операции, Азамат родным не сказал. Матери сообщил, что поедет в командировку — водителем на стройке поработать. Попросил: «Присмотри за моими…»
Материнское сердце почувствовало неладное: «Какая стройка? На Украине?..» Тот посмеивался: «Мама, ты же у меня героическая — сама была в Чечне. Ведь там тоже бои шли тогда. Я всегда гордился тобой, а теперь моя пора настала».
Малайчет часто вспоминала 1995 год, когда поехала на восстановление Аргуна поваром вместе со строительной организацией, где работала. Всякое случалось — и пули рядом свистели, и люди пропадали. До мирной жизни было еще далеко, так что насмотрелась достаточно, поэтому и неспокойно стало на сердце за сына.
А когда начали приходить фото, на которых Азамат был в форме и с оружием, все поняла — неспроста места себе найти не могла.
У сына на все слезы и расспросы был один ответ: «Родину надо защищать. И каждый должен понимать: если не я, то кто?» Но долго быть серьезным он не мог, тут же со смехом добавлял: «Мама, ты не переживай. Я нашу фамилию сделаю знаменитой. Вот увидите, я к вам с орденом вернусь».
«Только не говорите, что его нет…»
Малайчет жила ожиданием звонков от сына. Азамат звонил каждый день — рассказывал о житье-бытье, о боевых друзьях. Он опять по воле судьбы оказался среди тех, кто намного старше его возрастом. Парень ласково называл товарищей «стариками», а он был для них «сыном».
Матери говорил: «Не переживай, ко мне тут все хорошо относятся — глаза, говорят, у меня добрые».
«Пуля-дура, она в глаза не смотрит, не разбирает, где добрый человек, где плохой. Будь осторожен, сынок», — отвечала Малайчет. Она пыталась рассказать ему обо всем, что видела по телевизору: предупреждала о коварных «лепестках», советовала прятаться от дронов в укрытие, просила беречь себя и звонить чаще.
А потом звонков не стало. Несколько дней Малайчет не находила себе места, с телефоном не расставалась ни на минуту: может, днем сыну некогда было, ночью позвонит. Когда становилось совсем невмоготу, брала на руки внука и выходила во двор. Там, вдали от людских глаз, выплакивала всю боль, молча выкрикивала душу и опять возвращалась к повседневным делам.
В один из дней Малайчет поехала с невесткой и детьми в магазин. Когда вернулись, около двора стояли два незнакомых автомобиля. «Кто? Почему здесь?» — забились тревожные мысли… «Наверное, рыбаки», — успокаивала невестка. Но материнское сердце не обманешь. Открыла дверь своей машины и рванулась чуть ли не на ходу.
Среди стоявших мужчин увидела мужа, старшего сына, главу поселения, военного комиссара.
«Что вы молчите, скажите что-нибудь! Только не говорите, что его нет! Пусть ранен, я перетерплю, я вынесу любую боль. Только не говорите, что его больше нет…» — умоляла Малайчет, сердцем уже понимая, что случилось самое страшное.
Мужчины молчали, потупив головы.
Вписал себя в историю
Азамат Куштанок и его «старики» сражались на донецком направлении. 19 октября они приняли неравный бой и пали смертью храбрых. Азамат погиб как герой, до последнего вдоха защищая тех, кто рядом, защищая наше будущее.
Похоронили Азамата в родном ауле, который он любил больше всех мест на земле. Проводить в последний путь героя приехали боевые товарищи, пришли аульчане, друзья, одноклассники.
— Было очень много людей, которые пришли проститься с нашим Азаматом. Казалось, собрался весь район. Спасибо главе поселения Казбеку Чуцу и всем, кто помог организовать похороны. В этот день прозвучало много добрых и теплых слов о нашем мальчике, — говорит тетя Азамата Мелечхан Схаляхо.
Указом президента РФ Владимира Владимировича Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, наш земляк посмертно награжден орденом Мужества. В феврале госнаграду родным Азамата Куштанока вручил глава Тахтамукайского района Аскер Савв.
— Тяжело подобрать слова поддержки родителям, лишившимся своего сына. Он с честью исполнил свой воинский долг, защищая наше Отечество в ходе специальной военной операции. Своим твердым решением, беззаветным мужеством и доблестью навечно вписал себя в историю своей малой родины и всей страны. Низкий поклон Казбеку Тагировичу и Малайчет Кадырбечевне за достойное воспитание сына. Он навсегда останется в сердцах жителей аула Афипсип, боевых товарищей, друзей и земляков, — сказал Аскер Савв.
«Он всегда будет с нами…»
Дети Азамата скучают по папе. Первое время они звонили и посылали ему голосовые сообщения, сетовали: «Что-то папа не отвечает». Когда им рассказали правду, старшая Ева все поняла, заплакала. Мама утешила как могла: «Твой папа герой, гордись им».
А четырехлетний Умар не хочет верить, что папы больше нет. Мальчик говорит: «Возьму танк, посажу туда тату и нану, поедем и заберем папу. Он всегда будет с нами».
Белла ПЕРЕКОПСКАЯ, газета “Согласие”.