Уманско-Ботошанская операция: как велось наступление

В ночь на 28 марта 1944 года советские войска, преследуя противника, форсировали реку Прут и перенесли боевые действия на территорию Румынии. Это было одним из этапов Уманско-Ботошанской операции, которая стала частью масштабного наступления на Украине в марте-апреле 1944 года, проводившегося несмотря на период распутицы.
Операция началась 5 марта 1944 года. Военное дело не случайно чаще называют искусством, нежели наукой. Полководец сплошь и рядом вынужден принимать решения в условиях “тумана войны”, недостатка информации и должен оценивать возможности своих войск и противника. Когда войска уже истощены предыдущими боями, вопросом вопросов становится план дальнейших действий. Стоит ли из последних сил пытаться нанести противнику еще один удар или же пора остановится, отдыхать и приводить себя в порядок?
Именно в такой ситуации оказалось командование 2-го Украинского фронта и его командующий Иван Конев в конце февраля 1944 года Войска были уже изрядно измотаны боями под Корсунь-Шевченковским. При общей численности фронта в 691 тыс. человек и трех танковых армиях, он располагал всего 670 боеготовыми танками и самоходными артиллерийскими установками (САУ).
Такого количества техники хватало для укомплектования по штату всего одной танковой армии трехкорпусного состава. Имелся немалый риск того, что без танкового “кулака” наступление быстро выдохнется. Однако было принято решение наступать. Целью операции стал разгром противника в районе Умани с последующим выходом на рубеж реки Южный Буг, ее форсированием и броском к Днестру.
Утром 5 марта 1944 года ударная группировка 2-го Украинского фронта перешла в наступление. В первый же день в бой были введены 2-я танковая и 5-я гвардейская танковые армии. Расчет на то, что последний удар уже достаточно слабыми силами приведет к обвалу немецкого фронта, полностью оправдался. Немцев застали в период перегруппировки, и взлом обороны прошел быстро и эффективно.
Стремительно продвигаясь вперед, войска 2-го Украинского фронта к 10 марта овладели крупными узлами сопротивления противника – Уманью и Христиновкой.
В результате весь ремонтный фонд, ожидающие ремонта танки и самоходки, скопившиеся после боев под Корсунь- Шевченковским, был немцами брошен. Гейнц Гудериан в докладе фюреру уже 27 марта 1944 года писал: “Под Уманью около 300 танков попало в руки противника. ГА “Юг” со всей ответственностью докладывает: ремонт оставшихся в Умани поврежденных танков был невозможен вследствие недостатка запасных частей”.
Реклама
Только на одной станции Поташ был брошен 21 тяжелый танк “Тигр”, ввиду невозможности эвакуировать их для ремонта. Впечатляющая картина хаоса и разгрома на станции Поташ даже вошла в документальную киноленту Александра Довженко “Победа на Правобережной Украине” (1944). По советским данным, 2-я танковая армия во взаимодействии с 5-й гвардейской танковой армией при освобождении Умани захватила свыше 500 танков и более 350 орудий.
С потерей Умани противник начал поспешно отходить к Южному Бугу, стремясь организовать здесь устойчивую оборону. Развивая наступление, войска фронта с хода форсировали разлившийся Южный Буг. В достижении успеха форсирования большую роль сыграли танковые части, которые с посаженной на танки пехотой на плечах противника подошли к р. Южный Буг. В условиях весенней распутицы танковые десанты получили самое широкое распространение – автомашины вязли, а передвижение пешим порядком по раскисшим дорогам не давало нужного темпа. Командующий фронтом Иван Конев вспоминал: “Форсирование реки началось с ходу. Не давая противнику передышки, наши войска на лодках, плотах, понтонах приступили к переправе на широком фронте. Фронт переправы простирался на 100 км”.
Напротив попытки войск соседнего 3-го Украинского фронта форсировать Южный Буг столкнулись с ожесточенным сопротивлением противника. В связи с этим Ставка приняла решение повернуть главные силы 2-го Украинского фронта на юг и юго-запад, во фланг и тыл обороняющимся на Буге немецким и румынским войскам. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) № 220054 войскам Ивана Конева предписывалось нанести удар “силами одной-двух (общевойсковых) армий с двумя танковыми армиями на юг, по западному берегу р. Днестр с задачей овладеть рубежом Унгены, Кишинев”. Во исполнение приказа Ставки Иван Конев нацеливал 6-ю танковую армию на Унгены, 2-ю танковую армию – на Кишинев и 5-ю гвардейскую танковую армию – на Бендеры и Тирасполь.
Решительное наступление войск 2-го Украинского фронта в направлениях Яссы и Кишинев создало серьезную угрозу окружения немецких войск, действовавших перед 3-м Украинским фронтом и левым крылом 2-го Украинского фронта между Южным Бугом и Днестром. В связи с этим 28 марта начался отвод с Южного Буга 6-й немецкой и 3-й румынской армий. Одновременно для закрытия огромной бреши, образовавшейся в результате отхода в разных направлениях 1-й танковой (окруженной под Каменец-Подольском) и 8-й армий, на ясское направление была выдвинута 4-я румынская армия.
В конце марта войска 2-го Украинского фронта вышли к государственной границе СССР с Румынией на р. Прут, форсировав ее. Однако дальнейшее продвижение советских войск вглубь территории Румынии, во фланг и тыл группе армий “А” приостановилось.
Советское командование недооценило возможности группировки немецких войск, отходившей в пространстве между Первомайском и Вознесенском на стыке 2-го и 3-го Украинских фронтов. В ее составе было большое количество танковых и моторизованных дивизий. Именно эти соединения были использованы для выстраивания нового фронта и контрударов по наступающим советским частям.
Ударные возможности имевшихся в распоряжении Ивана Конева танковых армий к тому моменту значительно снизились. На 25-26 марта во 2-й танковой армии осталось 36 танков и 12 САУ; в 5-й гвардейской – девять танков и 7 САУ, в 6-й – 40 танков и 6 САУ. Всего, таким образом, во всех трех армиях было 85 танков и 25 САУ.
Продвинуться дальше (к Кишиневу и Унгенам) войскам 2-го Украинского фронта было уже не под силу. Бои местного значения на этом направлении продолжались до мая 1944 года.
В результате Уманско-Ботошанской операции немецкая 8-я армия потерпела тяжелое поражение и была отброшена за Днестр. Немцы потеряли огромное количество боевой и вспомогательной техники, уничтоженной и брошенной на всем пространстве от Умани до Днестра. Такие потери стали уже невосполнимыми и вермахт, имевший репутацию подвижной армии “блицкригов”, все больше терял это свое качество. Напротив, Красная армия становилась подвижнее и раз за разом оттачивала мастерство операций подвижных соединений.