«ЛизаАлерт» — взгляд изнутри

Добровольческий поисковый отряд «ЛизаАлерт» — это общественное объединение, занимающееся поиском пропавших людей на территории России. В Адыгее региональное отделение организации начало работу в 2019 году после пропажи 16-летней Даши Шопиной. О том, как «обычные герои» ищут пропавших людей, рассказываем в материале «СА».
Стремление помочь
В России отряд был создан 15 октября 2010 года, а название получил в память о погибшей от переохлаждения в лесу девочке — Лизе Фомкиной. Вторая часть названия в переводе с английского означает «сигнал тревоги». Отряд ищет людей по всей стране, а его отделения работают в 65 регионах России.
Для пропавшего человека каждая секунда промедления может стать критической. Оставить заявку о пропаже можно по номеру горячей линии 8(800)700-54-52.
Телефон работает круглосуточно, вызов бесплатный из любой точки России. На линии одновременно работает несколько операторов, так что звонок точно не останется без ответа.
В категорию срочных поисков попадают дети до 12 лет, пожилые, люди с инвалидностью и хроническими заболеваниями.
— Алгоритмы поиска различны. Например, если пропал человек с возрастным расстройством памяти, добровольцы выясняют, где пропавший работал и жил много лет, потому что люди с такими диагнозами часто уходят в памятное для них место. Если потерялся человек с диабетом, то добавляем на объявление о пропаже: «нуждается в медицинской помощи», — рассказала старший информационный координатор отряда по Адыгее Анна Остапенко.
Добровольцы «ЛизаАлерт» призывают обращать внимание на человека, который ведет себя странно или лежит на улице. Возможно, ему нужна срочная помощь.
У отряда также есть форум со всей необходимой информацией о текущих или завершившихся поисках в каждом регионе.
Поиск длился всю ночь, и только около семи утра мы получили заветное сообщение: «Найден, жив!»
— У заявок указывается статус: «Найден. Жив», «Найден. Погиб» или «Стоп». Последний означает временное прекращение поисков. Например, в больнице нашли похожего по описанию человека. Мы ждем подтверждения и завершения поисков либо их продолжения, — рассказывает старший регистратор отряда по республике Иола Красильникова.
По словам регионального представителя поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» в РА Константина Морозевича, при каждом поиске появляются новые сложности.
— Когда поиск завершается статусом «Найден. Погиб» — невозможно остаться равнодушным. Но в то же время подобное мотивирует добровольцев совершенствоваться. Мы всегда подробно обсуждаем ход поисковой операции, разбираем ошибки, чтобы в будущем трагедии не повторились. Но не все обстоятельства зависят только от нас, — говорит Константин.
Структура отряда
Над спасением жизней ежедневно трудится целая команда: поисковики, отправляющиеся в любую местность и погоду, картографы, составляющие карты труднопроходимого маршрута, а также связисты, обеспечивающие бесперебойную связь между участниками отряда при экстремальных условиях поиска. Если первый человек в «ЛизаАлерт», чей голос слышат родные пропавшего, — это оператор горячей линии, то второй — информационный координатор (инфорг). Он перезванивает по заявке и уточняет все необходимые детали для поиска человека. К счастью, большую часть пропавших можно найти без активного выезда, разместив ориентировки и опросив свидетелей. Зачастую именно инфорг сообщает родным результат поиска. Помимо этого, он звонит в больницы и морги, проверяет свидетельства, общается с представителями полиции, МЧС и следственного комитета, организует выезд поисковиков на место поиска и так далее. Чтобы не увеличивать число пропавших, регистратор фиксирует количество людей в поисках.
Поисковая операция
Важную роль в любой операции играет информационный поиск, в ходе которого опрашиваются свидетели, родственники и друзья потерявшегося, запрашивается информация из больниц.
Информационные партнеры обеспечили отряд системой, благодаря которой по номеру телефона потерявшегося определяются потенциальные свидетели, получающие рассылку от курьерских служб, такси и мобильных операторов.
«ЛизаАлерт» находится в постоянном контакте с полицией, работая согласованно, ведь человек может находиться в розыске или «потеряться» намеренно, к примеру сбегая от коллекторов.
Отряд «ЛизаАлерт» специализируется как на городских, так и на лесных поисках. Поиск в городе ведется по отработанным методикам: патрулирование местности, проверка обычных маршрутов потерявшегося, опрос прохожих, размещение ориентировок, поквартирный и подворовый обход совместно с сотрудниками полиции. Поиск на природе подразумевает обследование местности поисковой группой, иногда с привлечением авиации, кинологов и других ресурсов.
Сначала на горячую линию поступает звонок, затем информация попадает на форум «ЛизаАлерт». Добровольцы получают рассылки, начинается информационный поиск и при необходимости формируется поисковая группа. Люди, выезжающие на поиск, указывают в заявке готовность, имя, номер телефона, способ передвижения. Среднее время сборов — один час. Одежда для поисков должна быть удобной, прочной и не мешать движению. Узнать добровольца «ЛизаАлерт» можно по ярко-оранжевой униформе, из-за которой поисковые группы называют «лисами».
— У каждой «лисы» должен быть «старший». Это опытный человек, который умеет пользоваться картой, навигатором, способный объяснить новичкам специфику поисковой деятельности в различных ситуациях. Во всем нужно следовать алгоритму, при определенных обстоятельствах даже кричать нужно правильно, — рассказала Анна Остапенко.
Картографы составляют карту местности, на которой идет поиск.
— Карта обеспечивает точную координацию передвижения поисковиков. Мы понимаем, какие на пути нас ждут природные ловушки, рельеф, — добавляет Анна.
Выполнив задачи, группа покидает зону поиска с «треком» — схемой своего передвижения. Координатор анализирует, справилась ли группа, или маршрут нужно повторить.
Скоро поиск станет легче — благодаря средствам, предоставленным Фондом президентских грантов: в республике будет развиваться направление беспилотной авиации.
Работа по направлениям
В Адыгее в структуре отряда работают инфогруппа, направление регистрации и первой помощи, пресс-служба, картография и навигация, «Новичковая», «Школа «ЛизаАлерт» и связисты.
«Новичковая» знакомит желающих вступить в отряд с принципами его работы, структурой, спецификой разных видов поиска и направлениями внутри отряда.
Информированием населения занимаются инструкторы направления «Школа «ЛизаАлерт», организующие с детьми и родителями профилактические лекции в дошкольных и школьных учреждениях.
— Мы организуем познавательные встречи с детьми до восьмого класса. Для каждого возраста ищем свой подход, но занятия всегда проходят в игровой форме. Также организуем родительские собрания, на которых рассказываем, как обезопасить ребенка и научить его правильно себя вести при общении с незнакомцами и что делать, если заблудился, — прокомментировала старший сотрудник направления «Школа «ЛизаАлерт» в Адыгее Валентина Тарарыкина.
Отряд планирует организовать такие просветительские встречи и для пожилых 65+, ведь эта категория людей часто теряется.
— Мы расскажем пенсионерам, как собраться в лес, как вести себя в городе, куда обращаться за помощью. У нас был случай, когда пенсионер перед походом в лес за грибами оставил записку для родных. Так он обезопасил себя и не создал нагрузку на поисковые отряды, — рассказывает Иола Красильникова.
Как помочь?
«ЛизаАлерт» не принимает денежных средств, но помочь отряду можно. На форуме есть перечень «Отрядные нужды». Поисковикам нужны компасы и навигаторы, аккумуляторы и батарейки. Отряду также необходимы средства индивидуальной защиты, транспорт, спальные мешки, грелки и многое другое. Однако при покупке инвентаря нужно учитывать технические характеристики.
— Человек по доброй воле может купить нам фонарь, который считает подходящим, но мы на поисках пользуемся определенными фонарями с холодным светом, которые помогают нам искать зацепки в темноте, не напрягая зрение, — отметила Иола Красильникова.
Любой поиск начинается с расклеивания объявлений. Поэтому всегда необходимая вещь для отряда — скотч.
Но все же самый ценный ресурс — это люди, ведь поисков не становится меньше.
Стать добровольцем «ЛизаАлерт» может человек любого пола, социального статуса и вероисповедания. Ограничением является возраст — к поискам допускаются люди старше 18 лет. Участие несовершеннолетних возможно только при сопровождении родителей.
— Однажды мне и еще одной девушке из отряда нужно было зайти в мужской монастырь. Мы волновались, пустят ли нас. А потом вспомнили, что на задании мы не женщины, а поисковики, — улыбается Иола Красильникова.
Чтобы стать добровольцем «ЛизаАлерт», не обязательно иметь опыт поисково-спасательной деятельности.
— Регулярно проводим теоретическое обучение, а также практикуемся в городе и лесу, показываем приемы первой помощи и эвакуации, тренируемся работать с компасом и навигатором, организуем онлайн-встречи с опытными поисковиками. К тому же новички с помощью старших могут поучаствовать в еще не завершенных поисках, — рассказал Константин Морозевич.
Главное требование для вступившего в отряд — качественно выполнять работу.
— Доброволец должен быть ответственным, способным полностью выполнить свою задачу, иначе его соотряднику придется все переделывать, тратя драгоценное время поиска, — отмечает Иола.
Фото: архив "ЛизаАлерт"
Ситуация в Адыгее
На данный момент в добровольном поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт» в Адыгее около 130 участников. Актив, который выезжает на поиски, — порядка 20 человек.
Основной состав находится в Майкопе, а часть — в Тахтамукайском районе.
Старший информационный координатор Анна Остапенко с позывным «Сара» трудится в отряде с момента его создания в Адыгее.
По ее словам, в прошлом году республиканский отряд «ЛизаАлерт» получил 144 заявки на поиск, что для нашего региона много. За март нынешнего года поступило 11 заявок, 8 из которых успешно отработаны.
— Чаще всего теряются мужчины среднего возраста. Они могут, никого не предупредив, уехать на заработки в другой город, — сообщает Анна.
В январе в Ростове-на-Дону нашли дезориентированного мужчину по имени Юрий с потерей памяти. Анна была одной из тех, кто помог ему вернуться домой спустя 25 лет.
— Была информация, что мужчина говорит только свое имя и слово «Адыгея». Мы умеем разговаривать с каждым на его языке, будь то ребенок с особенностями развития или пожилой человек с нарушениями памяти. В тот раз терпеливо пытались разговорить мужчину, и у нас получилось, — рассказывает Анна.
Навыки общения с разными категориями людей добровольцы «ЛизаАлерт» приобретают на регулярных обучающих лекциях с ведущими специалистами в области психологии и медицины.
Новость о пропаже Даши Шопиной в 2019 году всколыхнула всю Адыгею и вышла за ее пределы. Поиск длился практически полгода. Помимо волонтеров из нашего региона, к нему подключился и краснодарский отряд «ЛизаАлерт».
— Когда активная фаза поисков завершилась, многие спрашивали, зачем мы продолжаем искать. Но у отряда «ЛизаАлерт» есть правило: поиск не закончится, пока мы не получим достоверную информацию о местонахождении человека и его судьбе. Во время поисков узнали, что будет спущено Майкопское водохранилище, недалеко от места пропажи Даши. Несмотря на то, что это было в будний день, на осмотр откликнулись около 10 человек. Один из них — после операции, но мои уговоры остаться дома на него не подействовали. Другой — должен был уехать из Майкопа, но остался. Все хотели идти и искать, их не остановить. Задача была назначена на 10 часов утра, но накануне поздно вечером мы получили другую заявку на поиск дезориентированного дедушки. Поиск длился всю ночь, и только около семи утра мы получили заветное: «Найден, жив!» Несмотря на тяжелую и бессонную ночь, в 10 утра все уже были в сборе и вышли на задачу. Их ждали мокрый сыпучий берег и ил. Через несколько часов я получила треки, фотоотчет и сообщения, что все дома. Еще одна задача выполнена, — рассказывает информационный координатор поиска Даши Шопиной Татьяна Симакова.
К сожалению, Даша погибла. Убийство было раскрыто, а виновник осужден пожизненно.
Константин Морозевич подчеркивает, что поисковики «ЛизаАлерт» настоящие патриоты своего дела, избравшие сложный путь.
— Наши добровольцы ежедневно участвуют в спасении человеческих жизней. Жертвуя своим временем, порой семьей, друзьями, работой и социальным статусом, тратят на отряд энергию, физические и духовные силы. Доброволец выбрал путь человеколюбия, сострадания и надежности, — добавляет Константин.
Взаимопонимание и поддержка присутствуют не только внутри регионального отряда, но и за его пределами. Добровольцы, находясь в разных регионах, часто помогают друг другу.
— Даже когда поиск проходит в небольшом ауле, задействованы не только наши отряды, но и специалисты федерального уровня. В случае резонансных поисков к нам едут ребята из Ставропольского края, Дагестана, Чечни, Крыма, Ростова-на-Дону и других регионов. В первый год работы отряда на поиски маленького Матвея из хутора Гавердовского съехались более 800 человек. Собирались вылететь даже московские специалисты. К счастью, его нашли. Такие поиски объединяют, показывают, что людям не безразлична судьба других, — рассказал Константин Морозевич.
Доброволец «ЛизаАлерт» — не супергерой, а неравнодушный к чужой беде человек с рабочим графиком и личной жизнью. Все они разные, но объединены общим делом — спасением жизней.
Наталья МАЛЬЦЕВА.