Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Алексей ГусевФото: Алексей Гусев

«СА» публикует материал заведующего отделом истории АРИГИ имени Т.М.Керашева доктора исторических наук Казбека Ачмиза к 140-летию со дня рождения известного политического деятеля Адыгеи Шахан-Гирея Хакурате.

Пролог

Наше государство на протяжении многих веков складывалось как многонациональное. Все народы внесли свою лепту в укрепление могущества России. Почему революция, совершенная русским народом, и национальная программа партии большевиков получила мощную поддержку всех других народов многонациональной России? Потому что большевики включили в нее пункт о самоопределении всех российских народов. Они хотели добровольного союза, основанного на началах равенства друг с другом.
«Мы требуем, — писал В.Ленин за два года до Октябрьской революции, — свободы самоопределения, независимости не потому, чтобы мы мечтали о хозяйственном раздроблении или об идеале мелких государств, а, наоборот, потому, что мы хотим крупных государств и сближения, даже слияния наций, но на истинно демократической, интернационалистской базе».

Великая Октябрьская социалистическая революция спасла адыгский народ, как и многие другие, от исчезновения на политической карте России. Вот оценка, данная одним из организаторов государственного становления Адыгеи С.Сиюховым: «Советская власть наряду с другими вопросами своей программы поставила и национальный настолько широко, что нацменьшинства в России сразу почувствовали впервые поистине дружеское и честное отношение власти к себе. Все национальности в России получили полнейшую свободу самоопределения и почти все они само­определились в виде республик и автономных областей».

Среди исторических личностей, которые оказали существенное влияние на развитие своего народа, особое место занимает имя Шахан-Гирея Умаровича Хакурате. Он всю свою сознательную жизнь стремился вывести Адыгею на самые передовые рубежи в экономическом и социальном развитии не только на Северном Кавказе, но и в СССР.

Становление

Шахан-Гирей Хакурате родился 28 апреля (10 мая) 1883 г. в ауле Хаштук в семье крестьянина-середняка Умара и Хасижи Хакурате. Он рано познал тяжелый труд, нелегкую долю трудового народа, особенно бедняков, составлявших немалую часть жителей родного аула. В 1899 году окончил Панахесское одноклассное училище, а в 1905 году — Екатеринодарскую военно-фельдшерскую школу и стал первым фельдшером среди адыгов. Служил в Екатеринодарской городской управе, работал в городской больнице, Кубанской войсковой сельскохозяйственной школе.

Шахан-Гирей Хакурате связал свою деятельность с рабочими кружками Российской социал-демократической рабочей партии. В 1908 году он был арестован и выслан за пределы Кубанской области, жил в Осетии, затем в Новороссийске, вел нелегальную революционную работу.

В 1917 году после Февральской революции Хакурате отправляется в Екатеринодар и выступает за передачу власти на местах в руки Советов. С первых дней установления советской власти на Кубани находится в гуще революционных событий. В годы Гражданской войны участвовал в «красно-зеленом» движении против деникинских частей на Черноморском побережье. В 1920 году добровольцем вступил в ряды Первой конной армии, был секретарем ком­ячейки полка.

Реализация большевистской программы по национальному вопросу на Северном Кавказе столкнулась с определенными трудностями и в первую очередь с отсутствием кадров. По ходатайству Горского исполкома Кубано-Черноморский комитет РКП(б) отозвал Хакурате из Новороссийска и направил его для работы в исполкоме. 20 июля 1921 г. он был кооптирован в члены исполкома и избран председателем. Приход в Горский исполком Хакурате сыграл большую роль в укреплении и поднятии авторитета организации и поставил вопрос выделения горцев Кубани и Черноморья в самостоятельное национально-территориальное государственное образование.

После обсуждения на заседании президиума ВЦИК данного вопроса 27 июля 1922 г. появилось постановление «Об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области». Она была образована в составе трех округов путем выделения аулов на территории Екатеринодарского и Майкопского отделов, включавших русские населенные пункты (с их согласия) в состав автономной области.

Новатор

В декабре 1922 года в ауле Хакуринохабль состоялся I областной съезд Советов Адыгеи, на котором и завершилось образование Адыгейской автономной области (ААО). Съезд единогласно избрал Шахан-Гирея Хакурате председателем обл­исполкома.
Он стоял у истоков всех важнейших начинаний в области экономического и культурного строительства в Адыгее. Первое профессиональное учебное заведение — педагогический техникум, открытый весной 1925 г. был его детищем. По инициативе Хакурате был организован массовый поход по ликвидации неграмотности в Адыгее — I и II культпоходы.
Переломным этапом в развитии Адыгеи стали индустриализация и коллективизация. Энтузиазм, «ударничество» в годы первой пятилетки, стахановское движение в период второй пятилетки выливались в мощные пропагандистские кампании, вдохновлявшие широкие массы рабочих на самоотверженный труд.

По инициативе Хакурате Северо-Кавказским крайкомом ВКП(б) была принята развернутая программа экономического и культурного развития национальных областей северокавказского региона, призванная обеспечить численное преобладание рабочих в промышленности, организацию курсов для горцев по подготовке к поступлению в учебные заведения.

Граждане жадно потянулись к знаниям. Произошел огромный скачок от глухого нежелания учиться до нехватки мест в пунктах ликбеза, не говоря уже о 100% явке по всеобучу.
Успешно Адыгея завершила и коллективизацию. Центральные газеты писали, что она стала первой в СССР областью сплошной коллективизации. В колхозы вступило к середине 1931 г. 98,8% крестьянских хозяйств области. Эти успехи можно напрямую отнести к деятельности областной партийной организации и лично Ш.-Г.Хакурате.

Политическая карьера

С 1922 года Шахан-Гирей Хакурате избирался делегатом ряда Всесоюзных и почти всех Всероссийских съездов Советов, был членом ЦИК СССР нескольких созывов и членом ВЦИК РСФСР до конца своей жизни, участвовал в работе XVI Всесоюзной партийной конференции, был делегатом XVI-XVII съездов ВКП(б), избирался членом Северо-Кавказского и Азово-Черноморского крайкомов партии и крайисполкомов. Его хорошо знали и с уважением относились рабочие и представители интеллигенции Краснодара, Новороссийска и других городов Кубани и Северного Кавказа. Он 8 раз единогласно переизбирался председателем Адыгейского облисполкома, в 1932-1935 годах являлся первым секретарем Адыгейского обкома ВКП(б).

Хакурате был любим народными массами. Его скромно обставленный кабинет был всегда полон посетителей, а сам он жил с матерью недалеко от здания Адыгейского облисполкома в небольшой двухкомнатной квартире. Вечерами у него часто собирались товарищи по работе, жители аулов и станиц Адыгеи. Он всегда вникал в суть их проблем и оказывал помощь и содействие.

Конечно, вся эта напряженная работа не могла не сказаться на здоровье Хакурате. В 1933 г. у него случился первый инфаркт, после лета
1935 г., когда он много ездил в сильную жару по области, в сентябре ударил второй.

5 октября 1935 г. на 53-м году жизни от атеросклероза венечных сосудов сердца в Москве, в Кремлевской больнице, умер основатель и бессменный руководитель ААО Шахан-Гирей Хакурате. Гроб с его телом был доставлен в Краснодар специальным поездом и установлен для прощания в актовом зале Адыгейского педтехникума. Десятки делегаций с заводов и фабрик Краснодара, колхозов, совхозов из близлежащих районов Кубани и Адыгеи, десятки тысяч жителей пришли проститься с Хакурате. 10 октября под прощальные залпы артиллерийского салюта он был похоронен в сквере напротив здания Адыгейского обкома партии и обл­исполкома на площади Сталина.

Признание

В целях увековечения имени Ш.-Г.Хакурате постановлением бюро обкома ВКП(б) и облисполкома от 16 октября 1935 г. было принято решение о переименовании Тахтамукайского района в Хакуратенский, аула Хаштук в аул им.Хакурате, удовлетворена просьба рабочих и служащих Адыгконсервкомбината о присвоении предприятию его имени, присвоено имя Хакурате областной колхозно-совхозной школе, Адыгейской областной больнице, колхозу «Пахарь», Ивановской НСШ Еленовского сельсовета. Железнодорожный разъезд Кошехабль был переименован в станцию Хакурате. В апреле 1936 г. объединенное заседание бюро Адыгейского обкома ВКП(б) и президиума обл­исполкома обратилось с просьбой в Азово-Черноморский крайком ВКП(б) и крайисполком, чтобы они вышли с ходатайством в ЦК ВКП(б) и СНК СССР о сооружении памятника на могиле Хакурате.

Процесс

Как известно, в январе 1937 г. в Москве состоялся громкий «процесс антисоветского троцкистского центра». Затем, с 23 февраля по 5 марта, состоялся Пленум ЦК ВКП(б), обсудивший вопрос о задачах партийных организаций в связи с предстоящими выборами в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции, принятой 5 декабря 1936 г. В заключительный день работы Пленума ЦК ВКП(б) с докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.Сталин.

Слово «ликвидация» говорило само за себя. Попав в колесо репрессий против партийно-советского руководства Адыгеи, был зачислен в разряд «врагов народа» и Хакурате, и его имя на 20 лет было предано забвению. По сфабрикованному «Адыгейскому делу» было привлечено более двух десятков видных государственных, партийных, советских и хозяйственных руководителей, многие из которых были приговорены к исключительной мере наказания — расстрелу.

На состоявшейся 30 мая — 2 июня 1938 года IX областной конференции ВКП(б) ААО по отчетному докладу обкома ВКП(б) за время с мая 1937-го по май 1938 года было принято особое решение:

«Конференция поручает новому составу бюро обкома, исходя из выступлений ряда делегатов (далее следуют фамилии 9 человек) о враждебной, контрреволюционной работе бывшего секретаря обкома Хакурате, поставить вопрос перед крайкомом и ЦК ВКП(б) о снятии его имени с района, улиц, колхозов и совхозов. Секретарь ОК ВКП(б) Чекаловский».

Следует отметить, что никакого уголовного дела против Хакурате не было. Тем не менее все эти огульные обвинения делегатов партийной конференции, произнесенные в целях самозащиты, чтобы их не обвинили в отсутствии «политической бдительности», послужили основой, чтобы имя организатора ААО Ш.-Г.Хакурате почти на два десятилетия исчезло из исторической памяти адыгов. Вскоре после конференции захоронение Хакурате было ликвидировано.

Реабилитация

Спустя десятилетия имя первого руководителя ААО было реабилитировано. 5 ноября 1967 года был установлен бюст у административного здания рисосовхоза, носившего имя Хакурате, в а.Афипсип. Позднее появились улицы его имени в Майкопе и Краснодаре. В сентябре 1987 г. на здании бывшего Адыгейского обкома партии и облисполкома в Краснодаре была установлена мемориальная доска, посвященная Ш.-Г.Хакурате.

В прошлом году в рамках празднования 100-летия государственности Адыгеи в столице республики был установлен памятник Шахан-Гирею Умаровичу Хакурате. Бронзовый монумент высотой 3,2 метра первому руководителю ААО украшает Привокзальную площадь Майкопа.

11.05.2023 в 09:55