«Царь Эдип» на адыгейском языке: в республике прошла открытая репетиция спектакля Нацтеатра им.И.Цея

В Театральном объединении РА прошла открытая репетиция спектакля «Пачъыхьэу Эдип» («Царь Эдип») Национального театра им.И.Цея. Премьера постановки состоится в новом театральном сезоне.
В национальном театре
На протяжении нескольких месяцев идет работа над одним из семи произведений Софокла, дошедших до наших дней. «Царь Эдип» исключителен и уникален как по своей сюжетной линии, так и по смысловому наполнению. Как рассказал режиссер Константин Мишин, поставить эту трагедию на адыгейском языке предложил художественный руководитель Театрального объединения Адыгеи Рустам Ачмиз.
— Идея мне понравилась, это очень интересно ставить в национальном театре такую махину — «Царь Эдип» Софокла! Попробовать ее осилить — это захватывающе, это как забраться на большую скалу, посмотреть вниз и при этом не свалиться. Это кропотливая работа, которая ведется и очно, и дистанционно. Уже сейчас, когда непрерывно идут предчистовые прогоны, вся картина воспринимается совершенно по-другому. Удивительно то, как идеально эта трагедия ложится на адыгейский язык. Смотришь — и нет ощущения, что постановка на незнакомом языке, потому что внутренний жест и мотив — интернациональный. Мне кажется, что человеку, знающему историю царя Эдипа, и перевод не нужен, потому что эмоционально все настолько точно, что эта история проносится на одном дыхании, — рассказал режиссер Константин Мишин.
Он добавил, что сейчас Театральное объединение РА проводит открытые репетиции, куда приглашают разноплановых зрителей. И это помогает придать конечную форму спектаклю. Важно, что это абсолютно фестивальный профессиональный репертуар, история, которую можно показывать на самых больших площадках.
«Царь Эдип» — такая махина, на которую надо взобраться и попробовать не упасть
Интерпретация античной классики
По мнению известного критика, театроведа, заслуженного деятеля искусств РА, члена Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ Светланы Шхалаховой, интерпретировать античную классику и переложить ее на национальную версию — большой труд.
— Декорации, пластика вызывают чувство восторга, словно проходишь в какой-то портал через эту призму, возвращаешься к истокам, древнейшему миру и оттуда начинаешь понимать суть сегодняшних вещей, жизни — именно это удалось режиссеру Константину Мишину. Звуковой ряд выполнен потрясающе, задает не только ритм, но и пластику всего спектакля. Вся эстетика, которую предложил Константин Владимирович, очень ценна, необыкновенно интересна. Еще я в большом восторге от исполнителя роли Эдипа Ислама Удычака, который был крайне убедителен, интересен и очень профессионален. Будем ждать премьеры, когда весь инструментарий будет собран, — прокомментировала Светлана Шхалахова.
Эксперимент
Как отмечает худрук Театрального объединения РА Рустам Ачмиз, открытые репетиции — это эксперимент, который ввели, чтобы пробовать материал как на рядовых зрителях, так и на коллегах-профессионалах из культурной среды.
— Важно нащупывать эти тонкие моменты, наблюдать за реакцией, да и режиссеры заинтересованы всегда в обратной связи. Это и здоровая критика, и, конечно же, компетентный комментарий, и проба предчистового материала со зрителями, чтобы определить, куда и как повернуть раскрытие замысла. Поэтому и зрители всегда разные, из разных сфер. Формат открытых репетиций мы проводим со всеми нашими новыми работами. Это в скором времени может вылиться и в отдельный вариант театрального перформанса по типу отдельного закрытого предпоказа перед премьерой с ограниченным количеством зрителей. Мы хотим видеть на них людей, неравнодушных к театральному искусству, — сказал Рустам Ачмиз.
В новом сезоне
Премьера «Пачъыхьэу Эдип» («Царь Эдип») назначена на осень в новом театральном сезоне. Наличие такого спектакля в репертуаре расширяет границы познания зрителя, способствует преодолению укоренившихся стереотипов восприятия произведений классиков актерами Национального театра имени И.Цея. К тому же классический репертуар в переводе на адыгейский язык стимулирует оценочную составляющую нашего мышления. По сюжету Эдип, победив Сфинкса, становится правителем Фив и берет в жены вдову погибшего от рук разбойников царя Лая Иокасту. Сбылось пророчество. Однако 15 лет спустя на город обрушивается эпидемия чумы. Но личная трагедия Эдипа заключается в самом факте его существования. Такое архаическое понимание вины гораздо более драматично, чем все последующие трактовки человеческих проступков, которые мы с вами узнаем.
Адам АЧМИЗ.