Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

Мы познакомились с Оксаной Ткачук на городской ярмарке мастеров — добродушная улыбчивая женщина стояла со славянскими куклами-оберегами и с удовольствием рассказывала об их чудодейственной силе. Чуть больше полугода назад она бежала из-под сильнейших обстрелов ВСУ, спасая свою жизнь. «СА» рассказывает о непростой судьбе жительницы Новой Каховки и о том, как ее приняла Адыгея.

Русские танки

Утро 24 февраля разделило относительно спокойную жизнь Оксаны Ивановны на «до» и «после».

— Я должна была выступать в тот день перед студентами. Доехала до Новокаховского техникума, а мне говорят — эвакуация! Детей отправляем, готовим бомбоубежища. Я в растерянности села в автобус и поехала в Херсон к подруге. Дорога шла через ГЭС, и мы успели проехать последними — потом этот путь перекрыли. Никто не понимал, что происходит, СМИ молчали. Позвонила домой, чтобы сказать, что не приеду проводить мастер-класс по оберегам, а мне говорят: «Да какой мастер-класс, русские танки прошли через ГЭС!» Это было 10.30 утра, — вспоминает Оксана Ткачук.

Прятались в бомбоубежищах, а ночью действовал комендантский час. Не было никакой информации, наше телевидение просто перестало существовать. Непонятно и страшно

К удивлению горожан, незадолго до входа ВС РФ вся украинская власть, военные и правоохранители буквально испарились из приграничных городов.

— У нас был детский интернат, в котором квартировалась украинская часть. Они детей выгнали и жили там на наши деньги, бюджет города проедали. И вот накануне ввода российских войск все куда-то исчезли! Из Херсона, куда я приехала в то утро, все сбежали… — рассказывает Оксана Ивановна.

Магазины быстро опустели, а новых поставок продуктов не было. Мародеры вынесли все, что могли. Надвигался голод.

Владелец одной из пекарен, армянин, целый месяц пек хлеб и каждый день бесплатно его раздавал, пока у него не закончилась мука. Потом и другие пекарни подключились. Вскоре стала поступать помощь из Крыма — продукты нам везли фурами, — делится воспоминаниями Оксана Ткачук.

А под Николаевом, недалеко от Херсона, в это время шли очень тяжелые бои. По ее словам, были постоянные обстрелы и прилеты, грохот стоял невообразимый.

Прятались в бомбоубежищах, а ночью действовал комендантский час. Не было никакой информации, наше телевидение просто перестало существовать. Непонятно и страшно. Только в июне стали что-то узнавать. Читала новости, но не верила им, потому что видела правду. Видела, что с самого начала нам шла нескончаемая помощь. Никакой агрессии со стороны российских военных не было. Наоборот, они помогали мирным жителям по мере сил, — рассказывает Оксана Ткачук.

Русофобия

СВО стала логичным итогом целого ряда событий, десятилетиями происходивших на территории Украины. Русский язык «отменялся» уже в конце 90-х. Начали переводить на украинский Пушкина, Лермонтова.

По словам Оксаны Ивановны, школьные учебники истории были полностью переписаны, и современные дети уже не знают, как все происходило на самом деле. Не соглашаясь с новым укладом, она рассказывала своим дочерям правду — в память о деде, который сражался за родину в годы Великой Отечественной войны, и об отце, который юношей попал в концлагерь и просто чудом выжил.

Начался сильнейший обстрел. Военные бегут, кричат: «Немедленно уезжайте!»  Люди кричали, плакали, молились, с нами дети были. Нас от смерти отделяло буквально 5 минут. Если бы в тот момент мы не уехали, нас бы уже не было в живых

— Никогда не забуду День города в Херсоне в 2018 году. Был праздник, вокруг гуляли горожане, у всех замечательное настроение. Я участвовала в ярмарке, выставляла свои работы. И вдруг налетела толпа молодежи с фашистской символикой и факелами, а полиция даже не шелохнулась. Это было первое проявление нацизма, которое я увидела своими глазами, — вспоминает Оксана Ткачук.

Гражданство

Летом прошлого года Оксана Ивановна в числе первых получила российский паспорт.

— 19 июля стала гражданкой России. Когда некоторые мои соседи, которые были настроены против, узнали о паспорте, они готовы были меня растерзать: «Как ты могла? Ты предала Украину! Ты получила русский паспорт!» А кого я предала? Я родилась в Советском Союзе, и мне чужда нацистская идеология! Главное, что я не предала себя, свои идеалы, свои убеждения, — рассуждает Оксана Ткачук.

Вскоре она стала руководителем местного Дворца культуры — прежний директор по личным убеждениям не стала менять гражданство и покинула свой пост.

— Как только приняла ДК, объявили о проведении референдума. Я организовывала его проведение в селе Песчаное под Новой Каховкой, где жила в то время. Когда говорят, что нас насильно заставляли голосовать за присоединение к России, то я отвечаю: «Не верьте! Никто не заставлял, никаких военных около нас не было», — рассказывает Оксана Ивановна.

Казалось, жизнь налаживается, но вскоре пришли дурные вести.

Эвакуация

В то время постоянно шли обстрелы, ВСУ пытались взять Херсон. В один из дней Оксане поручили опечатать Дворец культуры, максимально убрать документацию и готовиться к эвакуации.

— Не хотела уезжать. Мои родители строили Новую Каховку, я с 6 лет там жила, это мой любимый город, в который корнями вросла. Вся жизнь прошла там. А мне сказали: «Вы понимаете, что с вами здесь будет?» ВСУ ведь как рассуждали: если хоть какую-то помощь брали от России — предатели. Они не думали о том, что Украина сама бросила нас без еды и средств к существованию. А я была в числе самых больших предателей — у меня же российский паспорт, и я работала, получала зарплату, — делится Оксана Ткачук.

Она не послушалась советов друзей, осталась дома. Оксана не верила в успех украинской армии. Спустя несколько дней она снова пришла в ДК.

— Когда я зашла, мои коллеги с ужасом говорили: «Ты почему до сих пор не уехала? ВСУ уже в Херсон вошли! У них списки предателей на руках, больше двухсот женщин просто растерзали, уничтожили, потому что они работали на Россию. Ты хочешь, чтобы и с тобой это было? Немедленно иди и записывайся на эвакуацию!» Это было 11 ноября, — вспоминает Оксана Ивановна.

И она записалась. С собой разрешено было взять только 2 сумки — сложно уместить в них всю свою жизнь. Оксана собрала самое необходимое, а ключи от дома отдала подруге.

В два часа ночи начался такой мощный налет, что я думала, до утра не доживу. Утром нас погрузили в автобусы — всего 200 человек. Начался сильнейший обстрел. Военные бегут, кричат: «Немедленно уезжайте!»  Люди кричали, плакали, молились, с нами дети были. Нас от смерти отделяло буквально 5 минут. Если бы в тот момент мы не уехали, нас бы уже не было в живых, — рассказывает Оксана Ткачук.

В Джанкое беженцев ждал поезд. С десяти вечера и до трех часов ночи автобусы подвозили все новых и новых людей — со стороны Херсона, Голой Пристани, Алешек, Берислава. Многие собирались в последний момент, бежали в халатах и домашних тапочках, с пакетами в руках. Куда пойдет поезд, не знал никто.

Адыгея — новый дом

Два вагона отцепили где-то на побережье Краснодарского края, остальные поехали дальше. Внезапно всем сообщили, что через полчаса конечная остановка.

— Мы вышли в Майкопе глубокой ночью, нас встречало руководство республики во главе с Муратом Кумпиловым. Привезли в лагерь «Турист», быстро расселили по номерам и накормили горячим борщом — в три часа ночи они нас ждали, представляете! Утром раздали всем средства гигиены, потом пришли медики, провели обследование. Глава региона приехал к нам на следующий же день и пообещал помощь. Нам помогли купить необходимые вещи, начали оформлять документы — у многих вообще ничего не было с собой. Нас окружили невероятной заботой и создали такие условия, которых ни у кого из нас на Украине не было! Я очень благодарна Мурату Кумпилову за все, что он для нас сделал, и лагерю «Турист» за их теплый прием. Мы жили там как в раю, — поделилась Оксана Ивановна.

Позже она получила жилье по программе для переселенцев. Неравнодушные люди поделились домашней утварью и всем необходимым — жизнь наконец наладилась.

Недавно около парка дети начали петарды кидать — меня обуял дикий страх! В новогоднюю ночь мне хотелось под кровать залезть от грохота салютов. Я живу недалеко от городской плотины, и когда впервые услышала пронзительный вой сирены перед водосбросом, то не знала куда бежать, в панике была

— Мне часто снится дом, родные места. Так тянет туда. Но я не вернусь, мой дом теперь здесь. Недавно мне исполнилось 63 года — это не тот возраст, чтобы ехать и с нуля все восстанавливать. К тому же я нашла себя здесь: делаю свои любимые обереги, провожу мастер-классы для деток и всех желающих, общаюсь с людьми. Самое главное для нас, переселенцев, — это общение, не замыкаться в себе. Надо жить дальше, — говорит Оксана Ткачук.

Уже больше полугода она живет в тихом городе, не видит и не слышит взрывов, не попадает под обстрелы. Но она до сих пор замирает от ужаса, когда слышит резкие звуки.

— Недавно около парка дети начали петарды кидать — меня обуял дикий страх! В новогоднюю ночь мне хотелось под кровать залезть от грохота салютов. Все радуются, а у меня сердце колотится в ужасе. Я живу недалеко от городской плотины, и когда впервые услышала пронзительный вой сирены перед водосбросом, то не знала куда бежать, в панике была, — делится Оксана Ткачук.

По ее словам, пережитый ужас пока не забыт, хотя, несомненно, становится легче. Не так давно у Оксаны прошли нервные спазмы — это когда от пережитого страха вдруг перехватывает горло, трудно дышать. Самое главное, по ее мнению, — жизнь. Да, люди все бросили, приехали, в чем были. Но их с теплом приняли, окружили заботой, помогли встать на ноги — а это значит, что жизнь налаживается.

Оберег

Помимо двух сумок, Оксана привезла с собой несколько тряпичных куколок, которых сделала сама еще на Украине. Это обереги, в чью силу она искренне верит.

— Моя бабушка делала такие обереги, а в 2008-м ими увлеклась и я. Когда делаю оберег, душой отдыхаю, испытываю большое удовольствие. Я даже уволилась, чтобы заниматься любимым делом, которое на удивление приносило гораздо больший доход, — рассказывает Оксана Ивановна.

Сначала она научилась делать солнышки, которые обрели огромную популярность в Херсоне, Крыму, а затем и вовсе разошлись по всему миру — их увозили с собой туристы из самых разных стран. Очень быстро эти солнышки стали символом Херсонщины — их даже стали размещать на медалях и грамотах.

—  Однажды кроме солнышек привезла на аллею мастеров свои первые куколки-мотанки — желанницы. Загадываешь желание и привязываешь к ней на платье бусинку — оно исполняется. Там подошла ко мне женщина и попросила сделать несколько обереговых кукол. Это был первый мой заказ, и потом пошло дело, — поделилась Оксана Ткачук.

Сейчас в ее коллекции много разных оберегов: на здоровье, на удачное замужество, на беременность, на удачные роды, на уборку урожая, оберег дома, оберег для ребенка. Есть куколка, приносящая удачу в дороге, есть дарящая надежду, и куколка, чтобы не разлучаться, — всех не перечесть.

— Обереги — это связь с предыдущими поколениями. В этих куклах заложены корни и традиции. Мало кто сейчас знает, что молодым на свадьбу делали мировое дерево на палочке рогатинке, которое вставлялось в каравай. Когда гостям разрезали каравай, серединку с мировым деревом оставляли. Оно оберегало молодых, его хранили. У славян очень много обереговых кукол на все случаи жизни, — рассказала Оксана Ткачук.

Посетив однажды Национальный музей РА, она увидела адыгские куколки на ложках. Оксану так вдохновила эта идея, что она повторила ее, но в своей интерпретации.

— Это очень простая, но интересная кукла. Я сделала куколку-Россию в цветах триколора и Весну Адыгеи в зеленой расцветке с национальным орнаментом. Эти ложки я подарила музею, их приняли в экспозицию, — добавила мастерица.

Мастер-классы

Каждую неделю Оксана Ивановна делится своим мастерством с жителями и гостями города. Она приходит к Дому культуры «Гигант» и проводит для всех желающих бесплатные мастер-классы по изготовлению обереговых кукол.

— Завтра мы будем делать солнечного коня. Но сначала я делаю его сама, пробую разные варианты, ищу наиболее простой и понятный способ объяснения, сворачивания ткани, завязывания, чтобы потом у всех получились эти игрушки. Считаю, что мы должны знать наши древние традиции. Ко мне приходят и взрослые люди. Например, папа с двумя дочками сидит и с удовольствием мастерит игрушки. Приходили и бабушки. Они переживали, что не справятся, а потом так искренне радовались своим куколкам! — рассказывает мастерица.

Недавно Оксана Ивановна проводила мастер-класс для жен бойцов СВО и их детей. Вместе они делали куколок-подорожниц, которые оберегают своих обладателей в дороге. Дети их сложили в коробочку и подписали: «Возвращайтесь домой». Эту коробочку они передали в зону проведения спецоперации.

— Я жива, занимаюсь любимым творчеством, меня окружают хорошие люди, и есть крыша над головой. Я счастлива, — подводит итог Оксана Ткачук.

И мы верим, что все, кто пережил ужас боевых действий, тоже обретут свое счастье.

Екатерина НУЖНАЯ.

28.07.2023 в 09:00
Возрастная категория материалов: 16+