Мухамед Хасани: В те трогательные минуты возвращения на Родину мы плакали

В этом году Адыгея отмечает 25-летие Дня репатрианта. Дата была учреждена в память о массовом переселении этнических адыгов из охваченного войной Косово в августе 1998 года. Сегодня в республике проживает около 2 тысяч соотечественников из разных стран. Семья Мухамеда Хасани была в числе самых первых, кто решил вернуться на свою историческую родину, в Адыгею. Это были адыги из Косово.
Их возвращению предшествовали трагическая история изгнания из родных мест и долгие скитания на чужбине. Косово было тем местом, где жили адыги, осевшие на Балканах.
Многие десятилетия они жили в мире и дружбе с сербами, ставшими для них братьями, вместе растили детей, собирали урожай и защищали интересы приютившей их страны.
— При этом наши прадеды сумели сохранить обычаи своих предков, культуру и, самое главное, любовь к своей Родине, — рассказал Мухамед Хасани.
Он хорошо помнит, как в числе первой группы адыгов из Косово спустился по трапу самолета на землю своих предков.
— Старики — наши родители, плача, опускались на колени и целовали эту землю. Этот день навсегда останется в нашей памяти. Поколения изгнанников-адыгов рождались и умирали на чужбине с надеждой, что кто-то из их детей, внуков или правнуков все-таки увидит свою Родину, — поделился Мухамед.
Он родился и вырос в местечке Доне Становце, в Югославии. Там же окончил школу, затем Иорданский университет теологии, в совершенстве владеет семью языками, в том числе арабским.
— Сколько себя помню, в нашей семье всегда велись разговоры о родине наших предков, об Адыгее, — рассказал Мухамед Хасани. — Об этом со слезами на глазах нам, своим внукам, рассказывала бабушка Хангуащ. Она пела старинные колыбельные песни о далеком прекрасном крае, о высоких горах с заснеженными вершинами. А еще она бережно хранила старинные вещи из той, другой жизни. Это была металлическая тарелка — блюдо для фруктов. Бабушка рассказывала, что это блюдо когда-то привезли с собой ее деды из тех мест, где раньше жил их род. О том, что пусть и не скоро, но когда-нибудь мы, их дети или уже внуки, окажемся у себя на родине, говорили мои родители. Но решиться на переезд было очень непросто. У нас был свой дом, налаженный быт. Как все бросить и уехать в одночасье? Среди самых дорогих вещей в семье моих родителей были две книги Святого Корана 1843 года издания. Для нас это была ниточка, связывающая прошлый, позапрошлый век и настоящее время.
И кто знает, может, их мечтам — о возвращении на Родину — так и не суждено было бы сбыться, если бы не сложившаяся политическая ситуация в Югославии. Первыми в Адыгею из их села отправились несколько молодых мужчин. Когда они вернулись, все население села собралось послушать, какая она, Адыгея, как там живут люди и возможно ли им, косовским адыгам, вернуться на родину спустя столько лет? Рассказ вернувшихся односельчан всех приободрил. От семьи Хасани в Адыгею с гостевым визитом отправился старший брат Мухамеда Энес. Вскоре они приняли решение о переезде в Адыгею всей семьей. Причем отцу Мухамеда в то время было уже 95 лет, маме — за 70… Окончательное решение о переезде должен был принять глава семьи Шахибу Жьэу.
— Мой отец не сразу согласился ехать, долго думал, советовался со старейшими жителями села, но наконец сказал: «Сколько мне осталось жить на этом свете — одному Всевышнему известно, но я был бы счастлив пройти по родной земле, дышать воздухом, напоенным ароматом трав. Это моя Родина, и она ждет меня, я знаю…», — поделился воспоминаниями с «СА» Мухамед Хасани.
По его словам, дорога была долгой: автобус, затем самолет…
— Но отец стойко перенес ее. Его лицо светилось счастьем. А когда ему, как самому старейшему аксакалу, уже у трапа самолета, приземлившегося в Краснодаре, вручили дорогой подарок — бурку и папаху, он был растроган до слез. Сделав первые шаги по родной земле, уже здесь, в Адыгее, мой отец сказал: «Хэкоуанэр, я вернулся…» В те трогательные минуты плакали все: и мы, прибывшие в Адыгею, и все, кто нас так долго ждал и так тепло встречал, — говорит Мухамед.
По его словам, первое время, пока только застраивался аул Мафэхабль, семьи косовских адыгов жили в Доме адаптации репатриантов, в здании бывшего детского сада.
— Помню огромную радость всей нашей семьи, и особенно отца, когда нам вручили ключи от нового дома в ауле Мафэхабль! В первую же осень за домом мы посадили яблоневый сад. Теперь те яблони, что сажал отец, уже выросли и щедро плодоносят. Отец застал и открытие в ауле мечети. В дар Адыгее он передал тот самый Святой Коран, который теперь хранится в Национальном музее. Отец ушел из жизни в 2001 году, его душа упокоилась на земле его предков, в Адыгее, — говорит Мухамед.
В 2000 году он создал свою семью — женился на красавице Зареме Кубовой из Шовгеновского района. В их семье четверо детей. Старший сын Муамер уже взрослый, он учится в МГТУ и во время летних каникул работает механиком, сам себя материально обеспечивает. Дочь Сельма — студентка Майкопского медицинского училища, младшие — Джаннета и Эсма — учатся в школе хутора Пролетарского.
Как у администратора Мафэхабля, а на этой должности он с 2011 года, у Мухамеда немало хлопот. На сегодняшний день в ауле проживают 68 детей, и все они появились на свет уже на своей родной земле.
— В решении многих вопросов нам оказывают помощь глава Адыгеи Мурат Каральбиевич Кумпилов, администрация Майкопского района, Кировского сельского поселения и Центр адаптации репатриантов, — отмечает Мухамед Хасани. — Как быстро бежит время! Казалось бы, только вчера мы, первые жители аула, отмечали новоселье, обживались, а ведь с того дня уже минуло четверть века… Мы здесь, в Адыгее, обрели свою родину, и это великое счастье!
Валерия ЛОМЕШИНА.